Шкала macs дцп

Содержание
  1. GMFCS: будет ли мой ребенок ходить? | Милосердие.ru
  2. Когда определяется уровень по GMFCS?
  3. Уровень GMFCS — это на всю жизнь?
  4. Вредно ли мечтать?
  5. Ходьба — главное, все остальное – приложится?
  6. Можно ли «замотивировать на успех»?
  7. Прогноз двигательного развития детей с ДЦП по GMFCS – Семейный блог путешествующих педиатров
  8. В чем сутьGMFCS?
  9. ШкалаGMFCS. Структура
  10. Двигательные навыки, соответствующие тяжести ДЦП по GMFCS
  11. GMFCS1
  12. GMFCS2
  13. GMFCS3
  14. GMFCS4
  15. GMFCS5
  16. Сильные стороны
  17. Слабые стороны
  18. Сравнительный анализ эффективности двигательной Реабилитации детей с церебральным параличом
  19. Сравнительный анализ эффективности двигательной реабилитации детей с церебральным параличом с использованием роботизированной механотерапии и чрескожной электрической стимуляции спинного мозга
  20. Материалы и методы исследования
  21. Скрининг рака шейки матки: шкала по Бетесду | Университетская клиника
  22. Почему гинекологи рекомендуют женщинам ежегодный скрининг шейки матки
  23. Симптомы запущенного рака шейки матки
  24. Как проходит скрининг? Что он включает?
  25. Классификация результатов цервикальной цитологии: шкала Бетесда
  26. Ценность мазка: ценная, ограниченная, неоцененная
  27. Рекомендации ASCCP в отношении выполнения диагностических мероприятий по результатам ЦИ, ЦИ + ВПЧ
  28. ссылкой:

GMFCS: будет ли мой ребенок ходить? | Милосердие.ru

Шкала macs дцп

Шкала больших моторных функций (GMFCS) была разработана в 1990-е годы в Канаде, и с ее появлением стало возможным с большой точностью ответить на самый часто задаваемый родителями детей с ДЦП вопрос: «будет ли мой ребенок ходить?» Методика позволяет специалисту сказать: «да, будет» или «нет, никогда». Но у родителей возникает следующий вопрос: что делать с этим знанием?

Когда определяется уровень по GMFCS?

Шкала глобальных моторных навыков GMFCS подробно описывает пять функциональных уровней, различающихся по доступным человеку возможностям контроля над телом. Так, дети с первым уровнем (GMFCS I) освоят ходьбу и даже бег, а дети с самым тяжелым (GMFCS V) – смогут с помощью специальных приспособлений удерживать позу.

Классификация подробно описывает стадии развития ребенка для каждого уровня, выделяя пять возрастных  групп: до 2 лет (с 8 месяцев), от 2 до 4, от 4 до 6, от 6 до 12 и от 12 до 18 лет. В России для самой младшей группы Шкала не используется.

«До 2 лет мозг ребенка очень пластичен, активно развивается и происходит естественный набор навыков.

В этом возрасте еще слишком рано судить об уровне моторного развития, все еще может поменяться, — поясняет врач-невролог руководитель отделения реабилитации детей с ДЦП медцентра «Милосердие» Елена Семенова.

– На основании того, что ребенок умеет в 2 года, мы не можем поставить штамп на всю жизнь. Но, оценивая динамику набора двигательных навыков, после 2-х лет уже довольно точно можно определить уровень по шкале GMFCS и предсказать, сможет ли ребенок самостоятельно передвигаться».

Елена Семенова

Набор основных навыков происходит примерно до 6-7 лет у детей с уровнем GMFCS I, а у детей из других групп заканчивается тем раньше, чем тяжелее уровень.

Нужно учитывать также особенности каждого конкретного ребенка. Так, например, дети с гиперкинетическими формами ДЦП (формами, при которых происходят непроизвольные движения) с возрастом улучшают контроль движений и могут приобретать новые навыки, которые ранее были им недоступны.

«Всегда есть некоторый разброс, — говорит Елена Семенова. – Шкала вовсе не указывает на то, что все дети такого-то уровня к 6-ти годам ровным строем пошли и продемонстрировали вот это и вот это.

Кто-то раньше, кто-то позже.

Но в какой-то момент набор навыков останавливается, и любой ребенок с ДЦП доходит до определенного предела, выше которого он уже не может шагнуть из-за того просто, что его нервная система не развилась достаточно».

Уровень GMFCS — это на всю жизнь?

Никакой уровень GMFCS не может и не должен быть причиной отказа от реабилитации и обучения. Шкала просто помогает ставить соответствующие состоянию цели и задачи. И важно, чтобы мама тоже понимала, где «потолок» у ее ребенка, выше которого он «не прыгнет».

На границах уровней II и III или III и IV по GMFCS в период активного роста и развития может возникать неясность, но дети с ДЦП как правило не переходят с одного уровня на другой.

Так называемые «откаты», то есть ситуации, когда ребенок развивался определенным образом, а потом вдруг утратил полученные навыки, нетипичны для церебрального паралича.

При потере уже имеющихся двигательных навыков надо в первую очередь исключить прогрессирующие заболевания ЦНС, которые на начальных стадиях можно спутать с ДЦП.

  «Откат» происходит в результате повторного поражения клеток головного мозга (например, во время приступа, который может быть вызван перегрузками и нервным перенапряжением, особенно если у ребенка уже была обнаружена эпиактивность), и в таком случае, к сожалению, приходится все начинать с чистого листа.

Сам по себе ДЦП не прогрессирует, но вторичные ортопедические осложнения могут привести к ухудшению состояния.

Так во взрослом возрасте человек с уровнем GMFCS III может перестать ходить с ходунками и пересесть в коляску, но это не значит, что он перешел на более тяжелый уровень – это естественное течение болезни.

Чтобы снизить вероятность такого развития событий, необходимо прицельно заниматься профилактикой ортопедических осложнений и тренировать мышечную силу.

Только заниматься реабилитацией и профилактикой и в детском, и во взрослом возрасте нужно по рекомендации специалиста, так как неправильные нагрузки также могут привести к ухудшениям.

«Если ребенок сам себе предоставлен, — объясняет Елена Семенова, — сидит в неправильной позе целый день, или сам стоять не может — поэтому и не стоит, через какое-то время у него будут контрактуры, которые не дадут ему стоять уже даже в вертикализаторе, хотя изначально у организма были для этого возможности. Если каждый день не поддерживать мышцы, то они перестанут работать и у здорового человека».

Вредно ли мечтать?

Все дети разные, а даже самые внимательные и профессиональные врачи – не прорицатели.

С большой долей уверенности можно сказать, что перехода на более высокий уровень по Шкале глобальных моторных функций тоже не происходит.

Истории о том, как «безнадежный ребенок пошел своими ногами», обычно не отражают действительность, и под «безнадежностью» родители все же подразумевают вовсе не пятый и даже не четвертый уровень GMFCS.

Ситуацию всегда нужно оценивать реально, чтобы в ней нормально функционировать и с ней справляться. Даже продолжая мечтать о том, как ребенок будет ходить самостоятельно, не стоит пытаться перепрыгнуть сразу через несколько ступенек. Внутри одного уровня GMFCS развитие тоже должно идти поступательно.

«Задача специалистов не в том, чтобы объяснить маме, что ее ребенок в чем-то безнадежен, — говорит Елена Семенова. – Наша задача в том, чтобы выявить доступные возможности ребенка и помочь их развить. Но бывает, что возникают сложности. Например, мы считаем, что ребенку на данный момент актуально научиться ходить с ходунками или держась за поручни.

 И необходимо, чтобы дома он мог тренировать этот навык. Но дома, допустим, все заставлено мебелью так, что ходунки не проходят, а делать поручни семья принципиально не хочет, говоря: «нам это не важно, пусть он учится ходить сам, как все люди». Но он может ходить только с поддержкой, держаться за стены и мебель ему неудобно.

А ходьба «как у всех людей» ему недоступна!»

Ходьба — главное, все остальное – приложится?

Правильно подобранные технические устройства и приспособления помогают ребенку жить насколько возможно в его ситуации комфортно и самостоятельно. То есть, пользуясь диагностическими данными, можно не тратить огромное количество времени и сил на то, чтобы ребенок сделал три шага в ходунках, а научить его пользоваться коляской и активность направить в другое русло.

Большая моторика – это важнейшая, но только одна из составляющих жизнедеятельности человека. Чтобы пользоваться компьютером и гаджетами, должна быть развита мелкая моторика. Чтобы общаться, нужны коммуникативные навыки.

Чтобы справляться с ежедневными задачами, нужна устойчивость эмоционально-волевой сферы. Без набора знаний об окружающей действительности ребенок может подвергнуть себя и других опасности.

И развитие по всем этим направлениям нельзя откладывать на потом.

«Родители часто смотрят на реабилитацию именно в таком ракурсе: нужно развивать двигательные навыки, а все остальное – как-нибудь само. Но это не так. Ребенка нужно развивать целиком, и все одинаково важно, — говорит Елена Семенова.

– Потому что, если родителей не волнует ничего, кроме как «чтобы ребенок ходил ножками», то может возникнуть ситуация, когда он совсем не ориентирован в окружающем мире и не контролирует свое поведение, но зато ножками носится так, что его из рук выпустить нельзя».

Можно ли «замотивировать на успех»?

диакон Андрей Радкевич

Если с ранних лет внушать: «ты сможешь, давай работай, стремись – и все получится», и ребенок будет верить, а потом вдруг окажется, что поставленные цели недостижимы, как бы много он ни трудился, это будет очень тяжелый эмоциональный удар.

Ни врачи, ни родители не должны обещать невероятное.

«Иначе в подростковом возрасте ребенок может просто сесть и вообще отказаться шевелиться, — делится своим опытом Елена Семенова.

– Буквально недавно к нам в центр приходил мальчик 12-ти лет, и мы так и не смогли с ним работать – так горько он был разочарован безуспешностью всех предшествующих попыток реабилитации.

Тяжелейшие многолетние усилия все равно не сделали его походку такой же, как у здорового человека».

Если переключить внимание с ограничений, которые дает ДЦП, на возможности, которые есть у ребенка, то он научится с ними жить и радоваться. Ведь при всех степенях ДЦП есть доступные способы активности.

Даже неподвижного ребенка можно оставить сидеть так, что голова будет болтаться, и он не будет видеть ничего вокруг, а можно зафиксировать  в позе, когда он сможет видеть окружающий мир и интересоваться им. Есть электрические кресла и коляски, передвижение на которых приносит массу положительных эмоций детям с различной тяжестью нарушений.

В современном мире ограниченный в движении человек может получать образование дистанционно, общаться, делать покупки и оплачивать счета через интернет, пробовать себя и добиваться своих личных  успехов в разных областях.

«Мне кажется, — размышляет Елена Семенова о детях, которые научились быть счастливыми со своим диагнозом, — их родители радовались всем тем возможностям ребенка, которые у него есть. Они предлагали задачи, с которыми ребенок мог справиться.

 Потому что если все время ставить перед ребенком задачи, которые он решить не может, у него развивается апатия: не хочется даже пробовать.

А если задача ставится таким образом, что можно почувствовать результат, увидеть реальные приятные последствия своих усилий, то это очень увлекательно и это позволяет научиться получать удовольствие от жизни».

На самом деле, Шкала больших моторных функций, определяя границы возможностей ребёнка, не столько закрывает, сколько открывает перед ним большие, а главное, реальные перспективы.

Источник: https://www.miloserdie.ru/article/gmfcs-budet-li-moj-rebenok-hodit/

Прогноз двигательного развития детей с ДЦП по GMFCS – Семейный блог путешествующих педиатров

Шкала macs дцп

«Мой ребенок будет ходить?» Этот вопрос, наверное, самый частый, который я слышу на приеме при осмотре детей с ДЦП – детским церебральным параличом. Задают и другие вопросы, но ходить – это так важно! Это критерий, понятный абсолютно всем.

До поры, до времени классификация детского церебрального паралича в нашей стране носила больше описательный (топографический) характер.  И никоим образом не отвечала на вопросы родителей о будущем их детей.

Спастический гемипарез, спастическая диплегия, дистоническая форма, атаксическая форма – все это лишь описывало медицинскими словами то, что родители видели и без помощи врачей.

Ответить же на самые простые, но такие важные вопросы медикам было трудно.

Нет, конечно, ребенок с гемипарезом был куда перспективнее в двигательном развитии, чем малыш с двойной гемиплегией. Перспективнее. Но и только.

А будет он ходить? А бегать? Или только сидеть? Вопросов всегда больше, чем ответов. И имевшаяся классификация детского церебрального паралича не способствовала их возникновению.

Дети с ДЦП рассматривались и так и сяк, а единообразия в оценке их перспектив все не было.

Но в 1997 году профессором Канадского университета МакМастер Робертом Палисано с коллегами была разработана классификация ДЦП, основанная на функциональных возможностях ребенка без определяющей привязки к «топографической» форме этой патологии.

Дети с ДЦП оценивались с точки зрения возможности выполнения ими движений, соответствующих возрастным нормам развития ребенка. Система была названа – GMFCS (Система оценки глобальных моторных навыков).

Данная классификация позволила оценить перспективы двигательного развития ребенка, определить такое направление, как  реабилитация детей с церебральным параличом и их социальная адаптация.

Позволила родителям, врачам и реабилитологам объединенными усилиями проводить целенаправленную и потому более эффективную реабилитацию. «Система оценки глобальных моторных навыков» ответила на вопрос, прозвучавший в начале статьи.

В чем суть GMFCS?

Во главу угла GMFCS была поставлена возможность перемещения. Ползком, на четвереньках, на ногах, на инвалидной коляске, с помощью и без. То есть любым, доступным пациенту способом. Другие движения оцениваются тоже, но основная суть шкалы GMFCS – это возможность самостоятельного перемещения в пространстве. 

Шкала GMFCS, не оценивая сохранность интеллекта ребенка, определяет тяжесть ДЦП именно со стороны опорно-двигательного аппарата и возможности самостоятельнго передвижения.

Причем не только на момент производимой оценки, но и дает прогноз на отдаленное будущее. Перемещения из одного функционального класса в другой практически не происходит.

Изредка такое возможно, но только у маленьких детей.

Шкала GMFCS. Структура

Шкала GMFCS делит детей с ДЦП на 5 функциональных классов (или уровней) в соответствии двигательным навыкам, приобретенным в определенные возрастные промежутки. Возрастных промежутков тоже 5: до 2 лет; от 2 до 4 лет; от 4 до 6 лет; от 6 до 12 лет и от 12 до 18 лет. Самым легким является 1-ый функциональный класс, самым тяжелым – 5-ый.

Двигательные навыки, соответствующие тяжести ДЦП по GMFCS

При постановке диагноза с указанием тяжести двигательных нарушений по GMFCS не производят детальную расшифровку того, что пациент может. Просто пишут аббревиатуру с указанием номера функционального класса. Например: «ДЦП, спастическая диплегия, GMFCS 3», т.е. у пациента 3-ий функциональный класс спастического ДЦП с преобладающим поражением ног.

Итак, что будут уметь дети разных классов ДЦП

GMFCS 1

Возрастные периодыДвигательные навыки 
к 2 годам
  • Сидят без поддержки, манипулируя руками
  • Сами встают с пола
  • Ползают на четвереньках
  • Ходят, сначала используя опору, а с 1,5 лет уже самостоятельно
  • Изредка передвигаются на четвереньках
В 2 – 4 года
  • Ходят самостоятельно. Ползание полностью отошло в прошлое
В 4 – 6 лет
  • Могут бегать и прыгать. Но пересеченная местность вызывает затруднения, а ускорения лишены четкости – страдает координация
  • Поднимаются по лестнице самостоятельно, но используя перила
В 6 – 12 лет
  • Ходят по пересеченной местности. Бегают и прыгают с небольшим нарушением равновесия
  • Не нуждаются в перилах на лестнице
В 12 – 18 лет
  • Ходят, бегают, прыгают
  • Прогулка по пересеченной местности не вызывает больших затруднений
  • Могут заниматься спортом, но без участия в соревнованиях, где ловкость и координация являются ключевым фактором

GMFCS2

Возрастные периодыДвигательные навыки 
к 2 годам
  •  Сидят, опираясь руками или балансируя ими
  • Ползают преимущественно на животе, изредка на четвереньках
  • Встают с опорой и ходят, держась за окружающие предметы
В 2 – 4 года
  • Сидят без поддержки. Плохо балансируют и могут упасть, если обе руки заняты
  • Ползают на четвереньках (движение конечностей попеременное)
  • Встают с пола, подтягиваясь или опираясь на что-то
  • Могут ходить, держась за опору или в поддерживающих устройствах
В 4 – 6 лет
  • Уверенно сидят в кресле, легко манипулируют руками
  • Встают самостоятельно, но иногда нуждаются в опоре
  • Ходят без использования подсобных средств, но только на небольшие расстояния и по ровной поверхности
  • На лестнице используют перила или помощь другого человека
В 6 – 12 лет
  • При пешем передвижении, используют ручные или колесные средства лишь при долгой дороге или на сложной местности
  • Некоторые дети могут бегать и даже прыгать, но неловко и со значительными ограничениями
В 12 – 18 лет
  • Ходят сами. Решение о необходимости колесного или ручного вспоможения (сложная местность, дальний путь) принимается пациентом самостоятельно
  • Используют перила при передвижении по лестнице
  • Бегают и прыгают, но качество этих движений уступает здоровым сверстникам

GMFCS3

Возрастные периодыДвигательные навыки 
к 2 годам
  • Переворачиваются на живот и обратно
  • Сидят с поддержкой за таз
  • Могут ползать на животе (движение конечностей крайне редко бывает реципрокным)
В 2 – 4 года
  • Сидят на полу с поддержкой или при положении ног «W», т.е с бедрами и коленями развернутыми внутрь
  • Ползают на животе. Движение конечностей редко бывает попеременным
В 4 – 6 лет
  • Сидят на стуле. Могут садиться и вставать с него, если есть опора или можно за что-нибудь подтянуться. Но если ребенок совершает какую-либо работу обеими руками, то необходимо фиксировать его таз и туловище
  • Ходят на малые расстояния с опорой на ортопедические трости или костыли, а при длительном путешествии используются инвалидные коляски с внешней транспортировкой
  • Преодоление ступеней возможен только при поддержке взрослым
В 6 – 12 лет
  • Сидят. Садятся и встают при наличии опоры, но нужна фиксация таза при действии обеими руками
  • Ходят, используя ортопедические трости, костыли или ходунки для передвижения на небольшие расстояния. Для более серьезных путешествий требуются инвалидное кресло или мотоколяска
  • Подъем по ступеням требует наличия перил и внешней
В 12 – 18 лет
  • По дому перемещаются, используя ортопедические трости, костыли или ходунки
  • Сидят с фиксированным тазом
  • Встают со стула с опорой или с поддержкой взрослого
  • В школе используют инвалидное кресло или мотоколяску, которыми управляют самостоятельно
  • На улице управляют мотоколяской самостоятельно или нуждаются в помощи взрослого, транспортирующего обычное инвалидное кресло
  • Идут по ступеням, держась за перила и при сторонней поддержке

GMFCS 4

Возрастные периодыДвигательные навыки 
к 2 годам
  • Поднимают и удерживают голову  лежа на животе
  • Переворачиваются на живот  и обратно
  • Сидят только с поддержкой
В 2 – 4 года
  • Сидят, опираясь руками.
  • Перемещаются перекатом или ползком на животе (движение конечностей не попеременное)
  • Сидят и стоят только при применении специальных вертикализаторов
В 4 – 6 лет
  • Сидят на стуле с зафиксированным туловищем. В этом случае могут манипулировать руками
  • Садятся и встают с помощью
  • В лучшем случае ходят в ходунках, но даже такое передвижение затруднено и реализуется редко
  • Основное передвижение – внешняя транспортировка в инвалидном кресле.
В 6 – 12 лет
  • Сидят на адаптированных сиденьях с фиксированным тазом и туловищем
  • В домашних условиях передвигаются перекатами или ползком на животе
  • Ходьба возможна в ходунках и при внешней помощи
  • Основной способ перемещения – колесное кресло с внешней транспортировкой или мотоколяска
  • Преодоление лестницы возможно с помощью взрослого
В 12 – 18 лет
  • Сидят на адаптированных сиденьях с фиксированным тазом и туловищем
  • Ходят в специальных ходунках или с помощью 1-2 взрослых.
  • Способны вставать с помощью
  • Основной способ перемещения – внешняя транспортировка или мотоколяска

GMFCS5

Возрастные периодыДвигательные навыки 
к 2 годам
  • Голову в положении на животе приподнимает, но не удерживает.
В 2 – 4 года
  • Поднимают и непродолжительное время удерживают голову. Самостоятельно не переворачиваются.
  • Самостоятельное, целенаправленное передвижение невозможно. Все перемещения совершаются за счет других людей
В 4 – 6 лет
  • Специальные приспособления необходимы для фиксации туловища и головы в специализированном кресле в положении сидя.
  • Перемещения возможны только при внешней транспортировке.
В 6 – 12 лет
  • Вертикализаторы используются для придания позы сидя и стоя, но в полной мере не способны компенсировать нару
  • Перемещения возможны только при внешней транспортировке.
В 12 – 18 лет
  • Вертикализаторы используются для придания позы сидя и стоя, но в полной мере не способны компенсировать нарушения.
  • Перемещения возможны только при внешней транспортировке.

Сильные стороны

  • Универсальность. Классификация применима для любой формы церебрального паралича. И понятна специалистам во всем мире.
  • Постоянство уровня двигательных возможностей. Независимо от возраста и формы церебрального паралича, пациент остается на своем двигательном уровне и в 2 года и в 18 лет.
  • Конкретность навыков и время их возникновения. В каждом классе есть определенный набор движений, которыми пациент может овладеть. Известно, какими именно и в каком возрасте. Например, бесполезно пациента 4-го уровня учить стоять без поддержки. А 2-го – и можно и нужно. Но требовать этого, положим, в 1,5 года – бессмысленно, зато к 4 – 5 годам подобный навык обязателен.
  • Определенность будущих моторных возможностей. Знание медиками и родителями функционального класса переоценить невозможно! Оно определяет направление реабилитации детей с церебральным параличем, набор и последовательность реабилитационных мероприятий. Это знание дает возможность социализировать ребенка и определить круг его будущих интересов и возможностей.

Слабые стороны

  • Возрастной фактор. В грудном возрасте трудно определить, к какому классу будет отнесен больной. Отсюда могут возникать ошибки с первоначальной оценкой степени тяжести ДЦП.
  • Некая размытость возможностей. Внутри каждого класса пациент может реализовать все 100% своих возможностей, а может лишь частично. Это зависит от многих факторов. Кроме того, некоторые навыки стоят как бы на границе двух смежных уровней. Оценка моторных навыков пациента должна быть комплексной.
  • Зависимость от внешних факторов. Перемещение из одного функционального уровня в другой происходит крайне редко. Но внутри своего уровня пациент может достичь большего или меньшего. И это зависит от отличных от болезни факторов: силы воли самого ребенка, настойчивости его родителей, квалификации реабилитолога, материальных ресурсов семьи и пр.

Теперь, вооружившись знанием «Системы оценки глобальных моторных навыков», можно ответить на вопрос, прозвучавший в начале статьи.

Источник: http://myzhivem.ru/prognoz-dvigatelnogo-razvitiya-detey-s-dtsp-po-gmfcs/

Сравнительный анализ эффективности двигательной Реабилитации детей с церебральным параличом

Шкала macs дцп

Сравнительный анализ эффективности двигательной Реабилитации детей с церебральным параличом

22 Июня 2016

Сравнительный анализ эффективности двигательной реабилитации детей с церебральным параличом с использованием роботизированной механотерапии и чрескожной электрической стимуляции спинного мозга

Авторы: Икоева Г.А., Кивоенко О.И., Мошонкина Т.Р., Виссарионов С.В., Баиндурашвили А.Г., Герасименко Ю.П.

Детский церебральный паралич (ДЦП) – тяжелое инвалидизирующее заболевание, которое объединяет группу различных по клиническим проявлениям синдромов, возникших в результате недоразвития или повреждения мозга в пренатальном, интранатальном и раннем постнатальном периодах.

Поражение мозга проявляется нарушением мышечного тонуса и координации движений, что проявляется неспособностью пациента сохранять нормальную позу и выполнять произвольные движения [1].

Причиной этого являются не только спастические параличи и парезы, но и множественные контрактуры, приводящие к формированию деформаций костных сегментов конечностей, которые прогрессируют и в процессе роста и развития ребенка [7].

Попытки борьбы со спастичностью и контрактурами медикаментозными средствами не всегда приводят к достижению желаемого результата и успеха. Комплексное консервативное восстановительное лечение таких пациентов также является сложной и трудоемкой задачей и не всегда обеспечивает улучшение двигательных функций [5, 6].

В последнее время многочисленные исследования в этой области показывают, что только сочетание различных высокотех¬нологичных видов реабилитации пациентов с детским церебральным параличом, может принести к положительным результатам в ле-чение данной категории больных.

Наиболее эффективным на сегодняшний день для таких пациентов является комплекс мероприятий, включающих ортопедическое, неврологиче-ское и нейрохирургическое лечение с после-дующим проведением функциональной вос-становительной терапии [3,4,6,8]. Комплексная нейрореабилитация боль¬ных с ДЦП на современном этапе включа¬ет в себя не только традиционные средства физического восстановительного лечения, но и активно использует роботизированные технологии и новые достижения в области нейрофизиологии.

Цель исследования – провести сравни¬тельный анализ эффективности двигатель¬ной реабилитации детей со спастической диплегией с помощью роботизированной си¬стемы «Локомат» в сочетание с методом чре-скожной стимуляции спинного мозга (основная группа) и без него (контрольная группа).

Материалы и методы исследования

Объектом исследования явились 26 пациентов в возрасте от 6 до 12 лет (средний возраст 8,6 ± 3,4) с детским церебральным параличом, спастической диплегией. Степень нарушения интеллектуального развития оценивалась как легкая или средняя, все дети были контактны и могли четко выполнять задания инструктора.

Всем пациентам проводили хирургическое лечение, направленное на устранение спастичности мышц и контрактур нижних конечностей. После этого дети получали курсы реабилитации с целью улучшения двигательной активности.

В зависимости от вариантов проводимой восстановительной терапии пациенты были разделены на 2 группы: основная и контрольная. 

В основную группу входили 11 детей, которые получили 15 процедур роботизированной механотерапии с использованием системы «Локомат» в сочетании с ЧЭССМ длительностью 45 минут. Каждая процедура включала 5 мин. ЧЭССМ в положении пациента, в вертикальном положении в системе «Локомат», 20 мин. ЧЭССМ в сочетании с роботизированной ходьбой и 20 мин роботизированной механотерапии без ЧЭССМ. 

В контрольную группу были включены 15 детей, которые получили 15 процедур роботизированной ходьбы длительностью 40 минут без применения ЧЭССМ.

Для сравнительной оценки результатов, проведенного лечения, использовали следующие методы:

  1. Модифицированная шкапа спастичности Аш-ворта (Modified Ashworth Scale of Muscle Spasticity). Оценивали степень спастичности мышц нижних конечностей до начала роботизированной механотерапии и после ее окончания.
  2. Шкала больших моторных функций GMFCS (уровень развития двигательных навыков) и GMFM (глобальная оценка моторных функций). Проводили опенку уровня моторных функций и изменения больших моторных функций у детей с церебральным параличом в динамике в начале и в конце курса механотерапии.
  3. Тест L-FORCE – стандартный тест, входящий в программное обеспечение тренажера «Локомат». Тест осуществляет изометрическую оценку мышечной силы в ньютонометрах (Nm) в четырех мышечных группах: сгибателях/разгибателях бедра, сгибателях/разгибателях голени на правой и левой нижней конечности, соответственно.
  4. Тест L-ROM – стандартный тест, включенный в программное обеспечение системы «Локомат». Тест оценивает объем пассивного движения при сгибании и разгибании коленного и тазобедренного суставов (в градусах).

Результаты исследования и их обсуждение

Оценка спастичности по шкале Ашворт и результаты оценки моторных функций нижних конечностей по шкале GMFM-88 у детей с ДЦП представлены в табл. 1 и 2.

Таблица 1
Основная группа пациентов (механотерапия в сочетании с ЧЭССМ)

Номер пациента GMFCS (уровень) Ашворт (ниж­ние конечности) (балл) GMFM-88 (до лечения) (баллы – процент к мак­симально возможному количеству баллов) GMFM-88 (после лечения) (баллы – процент к мак­симально возможному количеству баллов)
Пациент 1 3 1 198(75%) 210 (79%)
Пациент 2 2 1 201(73%) 205 (78%)
Пациент 3  4 2 43 (16%) 47 (18%)
Пациент 4 3 2 109 (40%) 112 (42%)
Пациент 5 2 1 245 (92%) 245 (92%)
Пациент 6  2 2 230 (87%) 245 (93%)
Пациент 7 4 3 34 (12%) 37 (14%)
Пациент 8 3 1 144 (54%) 190 (72%)
Пациент 9 3 1 210 (79%) 220 (83%)
Пациент 10 3 2 146 (55%) 148 (56%)
Пациент 11 3 2 145 (54%) 149 (57%)

Таблица 2

Контрольная группа пациентов (механотерапия без ЧЭССМ)

 Номер пациента  GMFCS (уровень)     Ашворт  (ниж­ние конечности) (балл)      GMFM-88 (до лечения) (баллы – процент  к мак­симально возможному количеству баллов)   GMFM-88 (после лечения) (баллы – процент  к мак­симально возможному количеству баллов)  
Пациент 1 К 5 3    52 (19%) 52  (19%)
Пациент 2 К 3 3    83 (30%) 83 (30%)   
Пациент 3 К 3 2 42 (15%) 42 (15%)
Пациент 4 К 3 169 (62%) 174 (64%)
Пациент 5 К 3 1 157 (57%) 157 (57%)
Пациент 6 К 3 2 162 (61%) 164 (62%)
Пациент 7 К 3 1 87 (33%) 93 (35%)
Пациент 8 К 3 1 91 (34%) 99 (37%)
Пациент 9 К 3 1 191 (72%) 194 (73%)
Пациент 10 К 3 2106 (40%) 106 (40%)
Пациент 11 К 2 1 210 (79%) 212 (80%)
Пациент 12 К 3 2 153 (58%) 153 (58%)
Пациент 13 К 3 3 234 (89%) 238 (90%)
Пациент 14 К 3 1 122 (46%) 122 (46%)
Пациент 15 К 3 1 186 (70%) 186 (70%)

Из представленной таблицы 1 видно, что 10 из 11 пациентов (91% наблюдений) основной группы после окончания курса роботизированной механотерапии в сочетании с ЧЭССМ достигли положительных результатов при оценке двигательных функций по шкале GMFCS-88.

Следует отметить, что средний балл по шкале GMFCS-88 к началу лечения составлял 156 (59%), а к моменту оконания курса – 166 (63%).

Таким образом, у пациентов этой группы прослеживается достаточно выраженная положительная динамика, заключающаяся в увеличении среднего показателя двигательных функций нижних конечостей по шкале GMFCS-88 на 7,4%.

В контрольной группе пациентов (таблица2) после окончания курса роботизированной механотерапии без сочетания с ЧЭССМ положительные результаты при оценке двигательных функций по шкале GMFCS-88 достигли только 7 человек (47% наблюдений). Увеличение среднего показателя двигательных функций нижних конечностей у этой группы больных составило только 18%.

Результаты оценки мышечной силы и объема движений в нижних конечностях при помощи тестов системы “Люкомат” L-Force и L-ROM представлены в таблицах 3 и 4.

Таблица 3

Изменение показателей по тесту L-Force в основной и контрольной группах поле курса роботизированной механотерапии

Группа     Увеличение силы мышц нижних конечностей (% пациентов)   
Сгибание бедра   Разгибание бедра  Сгибание голени  Разгибание голени
Основная  60%  45%  70%   55%
Контрольная  36%  36%  33%   36%

Таблица 4

Объем движений в тазобедренных и коленных суставах по  тесту L-ROM в основной и контрольной группаз до и после курса роботизированной механотерапии

Группа  Объем движений в суставах нижних конечностей
 Левое бедро Правое бедро   Левое колено Правое колено 
 Норма 50 + – 60    50 + – 200      
До  После До После До  После До  После
Основная 25 + -120      34 + -130 24 + -100 35 + -150 15 + -90 22 + -160 13 + -80 18 + -150
Контрольная    25 + -100      33 + -110 25 + -130 34 + -120 22 + -140 25 + -150 21 + -150 21 + -140

Таким образом, согласно результатам исследования, как в основной, так и в контрольной группе пациентов после курса реабилитационных мероприятий наблюдалось существенное (р < 0,05, тест Манна - Уитни) увеличение объемов движений в правом и левом тазобедренных суставах, причем в правом бедре это увеличение было больше в основной группе больных. Значимое (р < 0,05) увеличение объема движений в левом и правом коленном суставе наблюдалось только в основной группе.

Заключение

Таким образом, как по результатам клинических исследований, так и на основании изменений показателей L-FORCE и L-ROM, можно заключить, что двигательная реабилитация пациентов с ДЦП с использованием роботизированного комплекса «Локомат» в сочетании с ЧЭССМ была более эффективной по сравнению с результатами изолированного применения этой системы.

Источник: https://german.clinic/about/articles/sravnitelnyy-analiz-effektivnosti-dvigatelnoy-reabilitatsii-detey-s-tserebralnym-paralichom/

Скрининг рака шейки матки: шкала по Бетесду | Университетская клиника

Шкала macs дцп

Одно из наиболее важных гинекологических обследований, которые женщины должны проходить на регулярной основе, — скрининг на рак шейки матки.

Если на обследовании выявляется рак, пациентке требуется срочное лечение. Начальная стадия рака шейки излечивается практически на 100%, поэтому ценность точного и своевременного обследования неоценима.

Существуют разные методы скрининга на рак. Они регулярно обновляются и дополняются, так как гинекологам важно получить наиболее точный результат, затратив минимум времени на ожидание результатов. Самый современный метод диагностики рака шейки — жидкостная цитология, результаты которой оцениваются по методу Бетесда.

Почему гинекологи рекомендуют женщинам ежегодный скрининг шейки матки

Рак шейки матки — один из самых опасных видов рака, поражающих женщин.

В странах, где хорошо развита профилактическая медицина, благодаря своевременному скринингу онкологических заболеваний, эапущенные стадии таких опухолей встречаются редко.

Процесс, во время которого клетки шейки матки начинают ненормально делиться, медленный. Поэтому при своевременно выявленной патологии у врача и пациентки есть время на лечение.

Рак шейки обычно вызывается онкогенными типами вируса папилломы человека (ВПЧ) высокого риска – патогена, паразитирующего в поверхностных клетках канала шейки. Вирус внедряет свою структуру ДНК в клеточные ядра, и в конечном итоге деление клеток становится нерегулируемым. Сначала следуют несколько предраковых состояний, затем образуются полноценные раковые клетки.

Первоначально, состояние не вызывает никаких симптомов. Только когда серьезность предракового состояния повышается, возникают контактные кровотечения. Поэтому ежегодный скрининг обязателен, иначе проблема останется необнаруженной. 

Скрининг шейки матки

Симптомы запущенного рака шейки матки

При раке шейки могут наблюдаться:

  • кровотечения;
  • болезненный половой акт, с контактным кровотечением;
  • болезненное мочеиспускание (поздние стадии);
  • желтоватые выделения из влагалища без запаха;
  • спазмы в животе;
  • боль в ногах и вздутие живота (поздняя стадия);
  • потеря веса (поздняя стадия);
  • недержание мочи, проблемы с почками (поздняя стадия).

Эти симптомы связаны с ростом опухоли, поэтому проявляются не сразу.

Как проходит скрининг? Что он включает?

Скрининг включает в себя физическое обследование: осмотр в зеркалах, пальпацию, кольпоскопию и отбор проб. Проверяются вульва, влагалище и матка. Затем специалист берет образец тканей методом цервикальной цитологии и отправляет его для оценки.

Цервикальная цитология – не должна рассматриваться как 100% диагноз. Окончательный диагноз и тактика лечения зависит от полного скрининга, включающего анамнез и результаты остальных исследований: в первую очередь, кольпоскопии, биопсии, анализов на онкомаркеры, ВПЧ-теста.

Цервикальный скрининг может быть выполнен одним из методов цитологии, но за стандарт теперь берется жидкостная цитология.

По современным требованиям результаты должны оцениваться в рамках классификации Бетесда (Bethesda). Возможные обозначения: Negative, LSIL, HSIL, Invasive Cancer. Прежний метод — мазок по Папаниколау “P” также включен, но этот метод сам по себе устарел.

Классификация результатов цервикальной цитологии: шкала Бетесда

Шкала Bethesda — это не просто описание — это руководство к действию, определяющее необходимость дальнейшего обследования.

Классификация Бетесда понимается и применяется цитологами, клиницистами, онкологами во всех развитых европейских странах, благодаря чему, получив выписку в одной стране, можно легко продолжить лечение в другой.

Применяемая терминология полностью отражает актуальные представления о предраке и раке шейки матки.

Ценность мазка: ценная, ограниченная, неоцененная

Главный показатель ценности материала — его качество. Специалисты утверждают, что ложноотрицательный ответ цитологии в 70-90% обусловлен низким качеством получения материала и лишь оставшиеся проценты — ошибки цитологов.

Общая классификация мазка: отрицательные, патологические, опухолевые эпителиальные поражения: Градация по риску рака шейки используется для определения клинической тактики.

  • NILM. Выявлены аномальные опухолевые эпителиальные поражения. На основании подробного описания опухолевых неопластических эпителиальных поражений ответ отрицательный: патологических поражений и злокачественных процессов нет, лечение не требуется.
  • LSIL. Выявлены слабые интраэпителиальные поражения плоского эпителия, что соответствует низкому риску развития рака шейки матки. В этом случае определяются характерные для папилломавируса изменения и дисплазия CIN–I.
  • HSIL. Выявлены значительные интраэпителиальные поражения на уровне дисплазии CIN–II, CIN–III. Есть аномальные клетки, которые могут быть вызваны воспалением. Риск развития рака шейки высокий. Требуется лечение и может потребоваться повторное тестирование и типирование ВПЧ. Существует мнение, что анализ на ВПЧ не нужен, так как обязательно проводится кольпоскопия. По решению врача должны выполняться гистологический отбор проб: пункционная биопсия, катаконизация LOOP.
  • CIS. Инвазивный рак. Требует срочного лечения у онколога-гинеколога.

В шкале Бетесда также используются следующие термины:

  • ASC-US.  Атипичные клетки в плоском эпителии есть, но их значение  неопределенное. CIN не может быть установлен из-за низкого качества материала. Целесообразно проведение теста на ВПЧ.
  • HSIL (ASC-H). Средняя позиция между значениями HSIL и ASC-US. Это самый скользкий момент в трактовке цитограмм.

Исследования показывают, что при дальнейшем обследовании пациенток с ASC-US методами кольпоскопии и прицельной биопсии,  выявляло легкое поражение примерно в 35% случаев, а тяжелое обнаруживалось в 31% случаев, в каждом третьем из которых ставился диагноз CIN II- III или CIS.

Расшифровка цитологии

Рекомендации ASCCP в отношении выполнения диагностических мероприятий по результатам ЦИ, ЦИ + ВПЧ

ОбследованиеРезультат ЦИЦИ + ВПЧ
Через 5 летNILM / HPV –
Через 3 годаNILMASC-US / HPV –
Через 6 мес.- 1 годASC-USNILM / HPV +
LSIL / HPV –
Кольпоскопия срочно..HSILASC-HAGC

LSIL

HSIL / HPV +NILM / HPV +HSIL / HPV –ASC-H / HPV +ASC-H / HPV –AGC / HPV –ASC-US / HPV +

LSIL / HPV +

При результатах LSIL, необходима антибактериальная противовоспалительная терапия. После завершения должна быть повторена цитология .Важно знать, что наличие ВПЧ не эквивалентно присутствию раковых клеток, которые могут существовать сами по себе. 

Если результат повторного обследования снова LSIL или HSIL, может иметь место конизация, которая представляет собой конусообразное иссечение шейки матки.

При LSIL и HR-HPV требуется хирургическое вмешательство.

ссылкой:

Источник: https://unclinic.ru/skrining-raka-shejki-matki-shkala-po-betesdu/

Все о медицине
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: