Этапы развития головного мозга человека

Содержание
  1. Пост с картинками: Чем мозг ребёнка отличается от взрослого?
  2. Коротко об главных элементах головного мозга
  3. В разном возрасте активны разные зоны мозга
  4. Развитие связей головного мозга
  5. Коротко о вехах развития синаптических связей в мозге
  6. Развитие мозга ребенка
  7. Факторы, оказывающие влияние на развитие головного мозга
  8. Основные этапы развития головного мозга
  9. Развитие Головного мозга ребёнка
  10. Развитие мозга
  11. Развитие мозга ребенка по годам
  12. Развитие  в 0 – 4 года
  13. Развитие  в 6 лет
  14. Развитие  в 9 лет
  15. Развитие  в 13 лет
  16. Развитие  в 15 лет
  17. Развитие  в 17 лет
  18. Развитие  в 21 год
  19. Лекции о мозге, часть 1. Эволюция головного мозга человека. Функции мозга на каждом этапе его развития
  20. Расшифровка
  21. Всестороннее развитие головного мозга
  22. Как подготовиться к тренировкам и упражнениям?
  23. Развитие обоих полушарий
  24. Упражнение №1
  25. Упражнение №2
  26. Упражнение №3
  27. Комплекс упражнений для развития левого полушария
  28. Комплекс упражнений для развития правого полушария
  29. Важные рекомендации

Пост с картинками: Чем мозг ребёнка отличается от взрослого?

Этапы развития головного мозга человека

Интуитивно и эмпирически мы все знаем о том, что детство — это немного иной мир, со своим восприятием, своей скоростью реакции, своей закономерной непредсказуемостью.

Веб-сервис Early Childhood Education Degrees собрал воедино последние научные данные о развитии человеческого мозга, чтобы выяснить, чем отличается строение мозга ребёнка от мозга взрослого человека, и оформили материал в виде небольшой инфографики. Мы перевели этот пост на русский язык и дополнили информацией из исследований Гарвардского университета и Массачусетского технологического института.

Мозг ребёнка функционирует иначе, чем мозг взрослого человека: дети иначе мыслят, иначе себя ведут, иначе обучаются.

Эти возрастные особенности формирования и функционирования мозга изучает возрастная когнитивная психология и нейропсихология.

В этом материале под словом «взрослый» понимается период жизни от 18 до 25 лет; с 11 до 18 лет проходит подростковый период; с 4 до 10 — период детства; до 4 лет — раннего детства.

Десятилетия исследований развития детского мозга показали, что именно ранние детские годы (а именно от 1 года до 4) являются наиболее важными для дальнейшей эмоциональной, социальной, познавательной сфер жизни человека.

Коротко об главных элементах головного мозга

Головной мозг состоит из огромного количества нейронов, связанных между собой с помощью синапсов.

Нейроны формируют различные крупные структуры: кору полушарий, ствол мозга, мозжечок, таламус, базальные ганглии — всё, что очень часто называется «серым веществом».

А вот за соединение этих структур отвечают нервные волокна — «белое вещество». Белый цвет нервным волокнам придаёт миелин, электроизолирующее вещество, которое покрывает эти волокна.

Давайте посмотрим на особенности трёх китов, без которых невозможно развитие мозга, и нарушения в которых приводят к тяжёлым заболеваниям.

Нейроны:

  • Являются строительным материалом для мозга
  • Из них формируются различные участки мозга
  • Они обмениваются информацией внутри мозга

Синапсы:

  • Обеспечивают связь между каждой парой нейронов
  • Каждый нейрон окружён тысячами синапсов
  • Благодаря синапсам связываются участки из тысяч нейронов

Миелин:

  • Покрывает волокна взрослых нейронов
  • Необходим для эффективной передачи электрических импульсов
  • Повышает эффективность связей между нейронами в 3 000 раз

В разном возрасте активны разные зоны мозга

Исследования мозга показали, что у взрослых и детей наиболее активно работают совершенно разные области головного мозга.

У детей прежде всего активен мозговой ствол и средний мозг. Мозговой ствол контролирует сердцебиение, артериальное давление и температуру тела. Средний мозг отвечает за пробуждение, чувство аппетита/насыщенности, а также за сон.

У взрослых основными работающими зонами оказывается лимбическая система и кора головного мозга. Лимбическая система контролирует сексуальное поведение, эмоциональные реакции и двигательную активность. Кора головного мозга ответственна за конкретное мышление, осмысленное поведение и эмоционально насыщенное поведение.

Развитие связей головного мозга

Структура человеческого мозга выстраивается непрерывно с момента появления человека на свет. Первые годы жизни человека непосредственно влияют на структуру связей между нейронами, формируя либо крепкую, либо хрупкую основу для дальнейшей обучаемости, психического здоровья и поведения. В период первых лет жизни каждую секунду формируется 700 новых нейронов!

Первыми развиваются сенсорные зоны, необходимые, например, для зрения или слуха; затем вступают зоны языковых навыков и когнитивных (познавательных) функций. После первого периода бурного роста количество формирующихся связей снижается за счёт процесса вызревания — удаления неиспользуемых связей между синапсами, чтобы пути сигналов от нейрона к нейрону стали более эффективными.

Коротко о вехах развития синаптических связей в мозге

Новорожденные:

  • Развиваются автоматические функции, формируется 5 чувств, моторные функции
  • Объём мозга составляет 25% от своего будущего взрослого объёма
  • Имплицитная (бессознательная) память позволяет узнавать мать и членов семьи

От 1 года до 3 лет

  • В это время в мозге формируется до 2 000 000 синапсов каждую секунду
  • В этот период закладывается будущая структура мозга

3 года

  • Объём мозга составляет уже почти 90% от будущего взрослого объёма
  • Развивается эксплицитная (сознательная) память
  • К этому времени уже заложены способности к обучению, социальному взаимодействию и эмоциональному реагированию

От 4 до 10 лет

Мозг ребёнка в этом возрасте более чем в два раза активнее мозга взрослого человека: на функционирование мозга взрослого человека уходит около 20% потребляемого кислорода; на функционирование мозга ребёнка в этом возрасте — до 50%.

8 лет

Начинают формироваться логические способности.

От 11 лет и далее

В этом возрасте начинается процесс вызревания нервных связей: мало используемые связи перестают быть активными, чтобы остались только самые эффективные пути для прохождения нервного импульса. Лобная доля начинает более полно и быстро взаимодействовать с другими областями мозга.

14 лет

В лобной доле начинается процесс образования миелинового слоя, который открывает новые пути для обучения, поскольку по миелинизированным волокнам импульс проводится в 5-10 раз быстрее, чем по немиелинизированным.

Почему лобная доля? Потому что эта область мозга отвечает за планирование, решение задач и другую высшую мыслительную деятельность.

Оценка рисков, расстановка приоритетов, самооценка и другие задачи в этот период начинают решаться гораздо быстрее, чем раньше.

23 года

Завершается процесс вызревания: к этому времени из головного мозга удалена уже почти половина детских синапсов. Прочие изменения, происходящие в мозге после 20 лет, пока мало изучены.

25 лет

Завершается процесс миелинизации. Мозг полностью созрел. Не в 16 лет, когда в Америке разрешается водить машины; не в 18 лет, когда человек получает право голоса; не в 21 год, когда американские студенты получают право приобретать алкоголь; а ближе к 25, когда в той же Америке молодые люди получают право арендовать автомобиль.

Далее

Мозг всё ещё способен строить новые связи между нейронами, пока происходит процесс обучения.

Тем не менее, наиболее пластичен и восприимчив к изменениям мозг в раннем возрасте; созревающий мозг становится более специализированным для совершения более сложных функций, что приводит к затруднённой адаптации к переменам или непредвиденным обстоятельствам.

Есть говорящий пример: в течение первого года жизни зоны мозга, отвечающие за дифференциацию звуков, становятся более специализированными — они как бы «настраиваются» на волну того языка, на котором говорит окружение.

В это же время мозг начинает терять способность узнавать звуки других языков. Несмотря на то, что мозг в течение жизни не теряет способность к изучению других языков или овладению других навыков, эти связи уже никогда после не смогут настолько легко перестраиваться.

По материалам ECED.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: https://newtonew.com/science/post-s-kartinkami-chem-mozg-rebenka-otlichaetsja-ot-vzroslogo

Развитие мозга ребенка

Этапы развития головного мозга человека

Определение 1

Головной мозг человека (по-латински «encephalon») – это орган центральной нервной системы организма, который представляет собой множество взаимосвязанных и взаимодействующих между собой нейронов (нервных клеток) и их отростков, образующих проводящие пути. Головной мозг обеспечивает высшую интегративную деятельность и взаимодействие всех органов и систем организма.

Головной мозг вместе с его оболочками (мягкой, паутинной и твердой) располагается в черепной коробке (в полости мозгового отдела черепа).

Головной мозг состоит из трех больших отделов: ствола, где находятся жизненно важные центры, подкорковые структуры и кора больших полушарий, которая в том числе обеспечивает функции высшей нервной деятельности организма.

Факторы, оказывающие влияние на развитие головного мозга

На развитие головного мозга могут оказывать влияние следующие факторы:

  1. Маловесность. Низкая масса тела ребенка при рождении означает и сниженную массу головного мозга. Если вес ребенка очень низкий (1.5 кг и меньше), это может в дальнейшем стать причиной отставания в развитии, как в физическом плане, так и в интеллектуальном. Причинами маловесности могут быть: неполноценное по качеству и количеству питание женщины во время беременности, наличие у матери различных болезней, нарушающих развитие плаценты и снижающих ее транспортные функции, многоплодная беременность.
  2. Воздействие на плод в утробе матери алкоголя, радиации, ионизирующих излучений, лекарственных препаратов, наркотических веществ, нейротропных вирусов и других инфекционных агентов (особенно на ранних этапах развития мозга).
  3. Гормональные сбои в организме матери и плода, что может происходить под влиянием стресса или применения матерью содержащих гормональные вещества лекарственных препаратов.
  4. Дефицит йода в пище и воде может привести к сбоям в работе щитовидной железы, при недостатке гормонов которой нарушается развитие головного мозга.
  5. Генетические повреждения и нарушения в развитии головного мозга, в том числе наследственные.
  6. Неполноценное питание беременной, особенно недостаточность поступления с пищей белков.
  7. Стрессы и негативные эмоции.
  8. Травмы и повреждения в процессе родов.
  9. Воздействие после рождения на организм ребенка негативных факторов (недостаточность питания, радиация, лекарственные препараты, стрессы, травмы).
  • Курсовая работа 440 руб.
  • Реферат 240 руб.
  • Контрольная работа 220 руб.

Основные этапы развития головного мозга

В развитии головного мозга можно выделить два больших этапа:

  • пренатальный период;
  • период после рождения ребенка.

Пренатальный период длительностью примерно 280 дней (от момента зачатия вплоть до рождения ребенка) подразделяется на два этапа: эмбриональный (первые восемь недель), и фетальный (плодный).

В эмбриональном периоде закладываются и формируются основные органы и системы организма. В фетальном периоде в основном происходит увеличение размеров и завершение органообразования.

В течение пренатального периода в головном мозге закладываются и формируются его отделы, отвечающие за функционирование жизненно важных органов (ядра промежуточного и среднего мозга, продолговатый мозг).

Источником развития нервной системы является эмбриональная эктодерма, расположенная над хордой.

На 11-ый день развития в головном конце зародыша закладывается нервная пластинка, которая к началу 3-ей недели замыкается в трубку, затем отшнуровывается от эктодермы и погружается под нее. В заднем направлении трубка смыкается быстрее (образуется задний мозг), чем в переднем. Это связано с тем, что толщина передней ее части больше задней.

Сформировавшаяся нервная трубка затем начинает расширяться на переднем конце, где далее сформируется будущий головной мозг.

Начиная с 3-й недели беременности начинают закладываться мозговые пузыри, из которых впоследствии разовьются желудочки головного мозга.

В первичной закладке мозга изначально формируются два перехвата, в результате чего происходит образование трех первичных мозговых пузырей: переднего(prosencephalon), среднего (mesencephalon) и заднего (rhombencephalon).

К концу 3-й недели первый и третий мозговые пузыри начинают делиться еще надвое, в результате чего мозговых пузырей становится пять.

Из передней части первого пузыря развивается конечный мозг (telencephalon), который впоследствии станет большими полушариями и некоторыми базальными ядрами, а из задней части переднего пузыря формируется промежуточный мозг (diencephalon), с каждой стороны от которого затем сформируется глазной пузырь с нервными элементами глаза.

Из элементов заднего пузыря формируются средний мозг (metencephalon), состоящий из мозжечка и моста, и добавочный мозг (myelencephalon).

Изменения происходят также в первичной полости мозговой трубки. Так, полость в области конечного мозга превращается в боковые парные желудочки.

Из полости промежуточного мозга формируется узкая сагиттальная щель – это третий желудочек. Полость среднего мозга сохраняет форму канала и становится водопровода мозга.

Полость ромбовидного пузыря не делится и становится общим для добавочного и заднего мозга четвертым желудочком.

Начиная с 7-ой недели, начинают формироваться ядра моста, к которым затем подрастают аксоны корковых нейронов, образуя тем самым корково-ядерные пути.

В фетальном периоде происходит в основном увеличение массы и размеров головного мозга и его детальная дифференцировка.

Уже к началу 3-го месяца сформированы все основные части головного мозга, а на 5-ом месяце эмбриогенеза становятся хорошо заметными главные борозды больших полушарий.

К моменту рождения при условии отсутствия отклонений в развитии общая масса головного мозга достигает примерно 400 грамм (у девочек в среднем 388 г., а у мальчиков примерно 391 г.).

Период после рождения ребенка (постнатальный период).

Наиболее интенсивное развитие головного мозга человека отмечается в первые два года жизни. За первый год жизни масса головного мозга удваивается, а к 3-4 годам уже утраивается.

До 4 лет отмечается примерно равномерный рост головного мозга в длину, высоту и ширину, затем начинает преобладать рост в высоту.

К семи годам масса мозга ребенка достигает уже практически 4/5 массы мозга взрослого, после чего его рост значительно замедляется.

Окончательное головной мозг «созревает» только к 17-20 годам, масса его у мужчин в среднем составляет около 1400 г, а у женщин порядка 1260 г.

Источник: https://spravochnick.ru/medicina/razvitie_mozga_rebenka/

Развитие Головного мозга ребёнка

Этапы развития головного мозга человека

Ваш мозг сильно меняется между рождением и юностью. Он увеличивается в размере, изменяет количество содержащихся внутри ячеек и трансформирует степень связности. Изменения не прекращаются, когда вам исполняется 18 лет.

На самом деле, теперь ученые считают, что ваш мозг продолжает созревать и настраиваться на свои 20 лет.

Итак, когда же человеческий мозг, наконец, завершит свое развитие? И, несмотря на все усилия, необходимые для создания, что такого особенного в конечном результате?

Развитие мозга

Мозг взрослого человека во многом отличается от мозга подростка. В период между детством и взрослой жизнью мозг теряет серое вещество, поскольку лишние нейроны и синапсы отсекаются. Темп убытков замедляется к 25 годам.

В то же время некоторые области мозга укрепляют свои связи друг с другом, а основные нервные тракты покрываются изолирующим миелином , который увеличивает белое вещество мозга .

Пик объема белого вещества приходится примерно на 40 лет.

Большая часть добавленного белого вещества представляет собой усиленные связи между широко разделенными областями мозга.

В детстве и юности большинство мозговых сетей организовано локально – области, расположенные рядом друг с другом, работают вместе для выполнения когнитивной задачи.

По мере взросления отдаленные участки мозга начинают связываться друг с другом, что приводит к более крупным и более широко распределенным сетям.

Самая важная область мозга, которая должна стать полностью «подключенной» во взрослом возрасте, – это префронтальная кора – передняя часть лобной доли. Эта область отвечает за многие из наших когнитивных способностей более высокого уровня, такие как планирование, решение проблем и принятие решений.

Это также важно для когнитивного контроля – способности подавлять импульсы в пользу более подходящих действий. Мозг взрослого человека лучше устроен для когнитивного контроля, чем мозг подростка, на который больше влияют эмоции, награды и общественное признание, когда дело доходит до принятия решений.

Интеллект также достигает пика в раннем и среднем зрелом возрасте, примерно в возрасте от 25 до 60 лет. Однако интеллект включает в себя множество различных когнитивных способностей, каждая из которых развивается в своей собственной временной шкале.

Пик подвижного интеллекта, который включает в себя такие способности, как решение проблем и выявление закономерностей, составляет около 30 лет.

Напротив, кристаллизованный интеллект, который имеет дело со словарным запасом и знанием фактов, увеличивается примерно до 50 лет.

Хотя мозг взрослого человека более когнитивно развит, чем подростка, во взрослой жизни может не быть ни одной точки, в которой все (или даже большинство) наших когнитивных функций работали бы с максимальной производительностью.

Рассмотрим подробнее как развивается мозг по годам.

Развитие мозга ребенка по годам

Различные области мозга созревают в разное время. Знание этого помогает объяснить эмоциональные и интеллектуальные изменения в детях, подростках и молодых людях.

Несмотря на то, что не существует двух детей, развивающихся идентично, учёные, с помощью магнитно-резонансной томографии, делавшейся одним и тем же детям на протяжении нескольких лет, установили взаимосвязь между определёнными этапами развития ребёнка и изменениями в тканях мозга.

Развитие  в 0 – 4 года

Раннее развитие – В первых несколько лет жизни быстрее всего изменяются области мозга связанные с базовыми функциями. К 4-м годам практически полностью развиваются области, отвечающие за основные чувства и общая моторика. Ребёнок может ходить, держать карандаш и самостоятельно кушать.

Ощущения – области, отвечающие за ощущения, например, тактильные, развиты практически полностью.

Зрение – Области мозга, управляющие зрением полностью созрели.

Развитие  в 6 лет

Язык – область мозга, отвечающая за речь – незрелая и окрашена оранжевым цветом, но продолжает быстро развиваться в детях вплоть до 10 лет. Мозг уже начинает процесс «прореживания», уничтожая излишние связи. В последующие годы этот процесс усилится, что может служить одним из объяснений, почему маленькие дети, в отличие от взрослых, так легко выучивают новый язык.

Разум – жёлтые и красные области префронтальной коры головного мозга обозначают, что эти части мозга, ответственные за абстрактное мышление, умение мыслить рационально и эмоциональную зрелость, ещё не развились. Недостаток их зрелости – одна из причин, почему маленьким детям сложно воспринимать большое количество информации и когда им предлагается слишком большой выбор, у детей случаются истерики.

Развитие  в 9 лет

Мелкая моторика – Если общая моторика хорошо развита уже к 5 годам, то развитие мелкой моторики активнее всего развивается между 8 и 9 годами. Детям становится легче писать, а в поделках они выходят на новый уровень аккуратности.

Математика – К 9 годам начинают созревать теменные доли головного мозга. Их развитие позволяет детям овладевать навыками математики и геометрии. Скорость обучения в этом возрасте очень большая.

Развитие  в 13 лет

Рассудительность – префронтальная кора созревает одной из последних среди областей головного мозга. Пока она не развилась, у детей не хватает способности адекватно оценивать риск или строить долговременные планы.

Эмоции – глубоко в лимбической системе растёт способность переживать эмоции. Но эта способность не сдерживается префронтальной корой, которая отстаёт в развитии. Поэтому подросткам часто так трудно сдерживать свои эмоции.

Логика – В этом возрасте очень быстро развиваются теменные доли, которые на рисунке обозначены синим цветом. Интеллект и аналитические способности ребёнка растут.

Развитие  в 15 лет

Специализация – в подростковом возрасте изобилие нервных соединений продолжает уменьшаться. Мало используемые связи будут умирать, чтобы помочь развиваться более активным связям. В результате, мозг ребёнка становится более специализированным и эффективным, продуктивным.

Развитие  в 17 лет

Абстрактное мышление – Тёмно синий и фиолетовый цвет созревших областей префронтальной коры головного мозга показывает, почему в старшем подростковом возрасте дети способны иметь дело с гораздо более сложными вещами, чем в детстве. Развитие этих областей ведёт к всплеску социальной активности и проявлению эмоций среди старших подростков. Становятся возможны планирование, оценка рисков и самоконтроль.

Развитие  в 21 год

Высшие психические функции – Хотя, на первый взгляд, кажется, что мозг практически полностью развился в подростковом возрасте, области тёмно-синего и фиолетового на этой картинке показывают, что сильный недостаток в эмоциональной зрелости, контроль за импульсами и способность принимать решения сказываются вплоть до достижения совершеннолетия.

Зрелость – мозг 21-летнего молодого человека практически созрел. Но области зелёного свидетельствуют, что даже по достижении официального «взрослого» возраста у нас в мозгу всё ещё есть области, имеющие потенциал для развития. Эмоциональная зрелость и способность принимать решения будут развиваться и в последующие годы.

Как вы видите мозг развивается быстро и активно, но для его функционированности нужны постоянные занятия. Развивайте малышей и себя вместе с mentalar.

Источник: https://mentalar.ru/razvityj-mozg/

Лекции о мозге, часть 1. Эволюция головного мозга человека. Функции мозга на каждом этапе его развития

Этапы развития головного мозга человека
Приветствую всё сообщество Хабра. Меня зовут Александр Морозов. Я практикующий врач, работал терапевтом, в настоящее время специализируюсь в лучевой диагностике (работая в на КТ и МРТ), подрабатываю в ультразвуковой диагностике.

Я веду блог Коллекционер Будущего, в рамках которого через разные активности рассказываю о различных прогрессивных биоинженерных, медицинских и других прорывных технологиях. Постепенно буду вас знакомить со своими проектами.

В цикле видео лекций я расскажу о головном мозге человека от его эволюционного развития до возможностей, которые нам обещают подарить нейрокомпьютерные интерфейсы в ближайшее десятилетие, от макростроения частей коры, до микростроения нейронов и передающих сигналы нейротрансмиттеров.

Не зная истории эволюционного развития мозга, сложно будет понять замыслы исследователей, которые будут улучшать работу главного органа нашей нервной системы. Потому встречайте первую лекцию: «Эволюция головного мозга»!

Расшифровка

Приветствую всех. Я Александр и я объясняю сложные, но интересные вещи простыми словами. А сейчас мы как раз-таки будем обсуждать самый необычный и сложный объект, который знает человечество. Поговорим о головном мозге. Что это такое, как оно работает, как его уже удаётся усовершенствовать и «чинить».

И, самое интересное, какие методы улучшения нашего мозга предлагают известные компании, исследователи, гении, миллиардеры, плейбои, филантропы. Чтобы разобраться с тем, как наш мозг работает сейчас, надо немного заглянуть назад. Лет этак на 600 миллионов. Самое крутое, что тогда можно было увидеть, это губки. Водные многоклеточные животные. Без нервов.

Без нервов нельзя двигаться или думать, обрабатывать всевозможную информацию. Они просто существовали и ждали смерти. Но затем прошло каких-то 20 миллионов лет и появились они… медузы! Появилась первая нервная система – просто сеть нервов. Теперь, когда медуза ударится о камень, об этом будет знать всё тело.

Нервная сеть медуз позволила им собирать важную информацию об окружающем мире – где объекты, где хищники, где пища – и словно через большую социальную сеть информация поступала во все части тела. Уже есть качественная жизнь, а не бесцельное бултыхание. Ещё через 30 миллионов лет появились более крутые существа. Плоские черви.

Плоский червь выяснил, что можно было бы сделать намного больше, если бы кто-то в нервной системе отвечал за всё. Появился этакий крестный отец нервной системы. Он расположен в голове плоского червя и заправляет всей нервной системой тела, чтобы она передавала новую информацию напрямую ему.

Поэтому вместо того, чтобы организовать себя в форму сети, нервная система плоского червя сгрудилась в виде центрального канала нервов, которые посылали информацию туда и обратно между боссом и всем остальным. Головные нервные узлы плоского червя и заправляют всем остальным.

Идею босса в нервной системе быстро подхватили прочие организмы, и вскоре на Земле появились тысячи видов с мозгами. Шло время, и животные получали сложные и новые тела, поэтому мозги становились всё более занятными. И 265 миллионов лет назад уже появились существа, на нервной системе которых базируется наш головной мозг.

Более того их нервная система нередко управляет нашими действиями (но об этом позже). Лягушки. А точнее земноводные. Их мозг уже был способен к этакому автоматическому анализу действий. Мозг прекрасно согласовывал импульсы, поступающие с органов чувств с действиями, которые необходимо предпринять.

Он полностью отвечал за необходимые живому организму непростые функции – дыхание, сердцебиение, пищеварение, выделение и прочее. Немногим позже прибыли млекопитающие. Для царства животных жизнь уже была сложной.

Да, их сердца должны были биться, а лёгкие дышать, но млекопитающие хотели большего, чем просто выживать – они обзавелись сложными чувствами, такими как любовь, гнев и страх. Поэтому у млекопитающих появилось второй босс, который начал работать в паре с мозгом рептилий и позаботился обо всех этих новых потребностях.

Так 225 миллионов лет назад появилась первая в мире лимбическая система, ответственная за чувства. На протяжении следующих 100 миллионов лет жизнь млекопитающих становилась всё более сложной и насыщенной, и в один прекрасный день, 80 млн лет назад, появилась ранняя версия неокортекса (нового отдела мозга, который мы знаем, как кора).

Вместе с появлением приматов, а затем больших обезьян и первых гоминид начинает появляться стратегическое мышление. Идеи нового отдела оказались очень полезными, появились орудия труда, стратегии охоты и кооперации с другими гоминидами. В течение следующих нескольких миллионов лет неокортекс становился старше и мудрее, и его идеи постоянно улучшались. Он понял, как избавиться от наготы. Он понял, как управлять огнём. Он научился делать копья.

Но самым крутым его трюком было мышление. Он превратил голову каждого человека в маленький мир-в-себе, сделав людей первыми животными, которые могут осмысливать сложные мысли, рассуждать и приходить к решениям, строить долгосрочные планы.

И тогда, где-то 100 000 лет назад, случился прорыв. Люди начали говорить. Человеческий мозг развился до точки, когда начал понимать, что набор звуков, например «палка», не был палкой сам по себе, а его можно было использовать как символ палки – под этим звуком стала подразумеваться палка.

Очень скоро появились слова для всевозможных вещей, и к 50 000 году до нашей эры люди уже общались на полноценном, сложном языке. Неокортекс превратил людей в магов. Мало того, что он сделал человеческую голову чудесным внутренним океаном комплексных мыслей, его последний прорыв нашёл способ воплощать эти мысли в звуки и посылать их вибрировать по воздуху в головы других людей, которые могли расшифровать эти звуки и впитать облечённые в них идеи в собственный океан мыслей. Неокортекс человека размышлял о вещах долгое время – и теперь, наконец, ему было с кем их обсудить. Можно сказать, что собралась вечеринка неокортексов. Неокортексы начали делиться друг с другом всем, чем только можно: рассказами из прошлого, сформированными мнениями, планами на будущее. Но самым полезным было делиться с соплеменниками всем, что сам узнал. Если один человек понял методом проб и ошибок, что ягоды определённого вида превращают жизнь на 48 часов в кошмар, он мог уже при помощи языка рассказать о своём трудном уроке жизни остальной части своего племени. Члены племени могут использовать язык, чтобы передать этот урок своим детям, а их дети – своим детям. Вместо того чтобы разные люди повторяли одну и ту же ошибку из раза в раз, один из них может сказать «не ешьте этих ягод», и с тех пор его мудрость будет пронзать пространство и время, защищая всех от неприятных моментов. То же самое произойдёт, когда один человек придумает какой-нибудь новый хитрый трюк. Например, один необычайно умный охотник, любитель понаблюдать за ежегодными схемами миграции стад диких животных, может поделиться разработанной им системой, Распространение знаний сделает охотничий сезон более эффективным и даст членам племени больше времени для работы над своим оружием, что позволит одному гениальному охотнику через несколько поколений найти способ создания более лёгких и прочных копий, которые можно бросать более точно. Язык позволяет лучшим прозрениям самых умных людей передаваться через поколения, накапливаясь в маленькое собрание знаний племени, состоящее из лучших идей их предков. Теперь каждое новое поколение получит эти знания в качестве отправной точки для жизни, и она приведёт их к ещё более крутым открытиям, основанным на знаниях предков. Мудрость племени будет расти и шириться. Каждое поколение может узнать гораздо больше нового, когда все говорят друг с другом, сравнивают заметки и комбинируют свои индивидуальные знания. И каждое поколение может успешно передавать высокий процент своих знаний следующему поколению, поэтому знания лучше сохраняются со временем. Разделённое знание становится похожим на великое, коллективное сотрудничество между поколениями. Благодаря языку инновация с копьём пройдёт через сотни изменений за десятки тысяч лет и станет луком и стрелой. Язык даёт группе людей коллективный разум, намного превышающий индивидуальный человеческий интеллект и позволяет каждому человеку извлекать выгоду из коллективного разума, как если бы он сам всё это придумал. Можно подумать, что мы отклонились от темы мозга, но эти аспекты формирования и функций языка нам понадобятся, чтобы понять замыслы исследователей, которые хотят прокачать наш мозг. 5-6 тысяч лет назад произошёл ещё один гигантский прорыв – письмо. И если язык позволяет людям посылать мысли из одного мозга в другой, письменность позволяет им помещать мысли на физические объекты. Далее печатный станок сделал знания более доступными. Не будем уже заострять внимание на том, что Гутенберг не изобретал такой станок, а просто слегка модифицировал изобретение китайцев, сделанное пару столетий до него. Но всё равно, это был прорыв! Теперь уже не надо вручную переписывать книги! Хотя эта работа по преставлению металлических букв на плитке, намазыванию их чернилами и нажатию этой плиткой на лист бумаги, с выходной способностью 25 страниц в час сейчас кажется кхм… отстоем. Ну да ладно. В течение следующих столетий технология печати быстро улучшалась, и число страниц, которые машина могла напечатать за час, к началу XIX века – уже 2400. Неплохо. Впрочем, и это не сравнится с нашим временем. Хотя, по правде, бумага вообще выходит из моды. Дальше больше. Мысли одного человека могли уже достичь миллионов человек. Началась эпоха массовой коммуникации. И в XX-XXI веке научные открытия сыпятся, как из рога изобилия. Так вот. Всё это позволило появиться всем чудесам техники, которые мы знаем. В наше время люди изобретают вещи, которые показались бы абсурдной научной фантастикой людям позапрошлого поколения. Но хватит истории, пора перейти к чему-то по-настоящему интересному! Далее нас ждут знания о строении и функционировании головного мозга, о методах его изучения, о существующих нейрокомпьютерных интерфейсах, и о будущих возможностях технического развития нашего мозга.

За помощь в оформлении статьи отдельная благодарность arielf

  • нейробиология
  • человек
  • мозг
  • эволюция
  • неокортекс
  • коллекционер будущего

Хабы:

  • Научно-популярное
  • Биотехнологии
  • Мозг
  • Здоровье
  • 14 августа 2017 в 10:11
  • 25 октября 2016 в 19:10
  • 16 января 2015 в 12:41

Источник: https://habr.com/ru/post/456490/

Всестороннее развитие головного мозга

Этапы развития головного мозга человека

Человеческий мозг является самым малоизученным органом организма, который таит в себе множество загадок.

Наша жизнь проходит в постоянной учебе, познании, сохранении и дальнейшем использовании полученной информации с помощью своей памяти. Мозг имеет огромное количество функций, которые сложно перечислить даже в нескольких предложениях.

О том, как развить свой мозг, можно почитать в специализированной литературе (под авторством Р. Сайпа, Д. Медина, Д. Чернышева и др.).

И у новорожденных детей, и у взрослых, как мы знаем из курса анатомии, мозг состоит из двух полушарий, которые между собой связаны мозолистым телом, передающим нервные импульсы и информацию между ними.

При повреждении одного полушария происходит нарушения работы и второго.

При этом часто бывает так, что при разрушении одного из полушарий второе частично берет на себя выполнение утраченных функций, что позволяет человеку вести нормальную жизнь.

Функции полушарий разительно отличаются в обычных условиях работы:

  • Левое полушарие. Занимается обработкой и анализом получаемых и воспринимаемых от органов чувств данных в определенной последовательности, работает с числами, обеспечивает человеку возможность логического мышления.
  • Правое полушарие. Зона его ответственности – творческий подход к мыслительному процессу, восприятие мира с помощью органов чувств, ориентирование в пространстве и окружающей среде, креативное мышление, поиск нестандартных решений поставленных задач.

Развитие мозга – постоянный процесс. Онтогенез спинного и головного мозга, в теории, остановить практически невозможно.

Вне зависимости от того, хочет человек или нет, его мозговые структуры развиваются, даже если особой мыслительной деятельности не ведется.

При этом есть определенная вероятность гибели мозговых клеток, которые не задействуются (особенно этот процесс проявляется в старости).

Многие специалисты рекомендуют выполнять упражнения, которые позволят обеспечить ускорение мозговой деятельности, увеличить объем памяти, улучшить внимание и концентрацию.

Но перед тем как тренировать головной мозг, необходимо особое внимание уделить подготовительным мероприятиям. При этом важно понимать, что никакие тренировки не позволяет человеку обрести сверхспособности.

Однако нет четких пределов развития умственных способностей и памяти.

Как подготовиться к тренировкам и упражнениям?

Выделим сразу несколько рекомендаций и советов, которые нужно учитывать перед проведением тренировки головного мозга. Качественно проведенный подготовительный процесс позволит сделать мозговые структуры более податливыми, эластичными, готовыми к восприятию и запоминанию новой информации, а также к ее дальнейшему воспроизведению и правильному использованию.

Далеко не все умные люди (например, признанные ученые, исследователи, врачи и т.д.) для развития мозга занимаются чем-то подобным. Это обусловлено тем, что их профессиональная деятельность уже является отличной базой для тренировки умственных способностей.

К основным правилам можно отнести:

  • Наличие достаточно уровня углеводов и фосфатов в организме. Рацион питания человека должен включать в себя еду, которая богата фосфором (бобовые, орехи, фасоль, качественный плавленый сыр, кунжут, овес и т.п.), продукты с повышенным содержанием углеводов (отруби, рис, молоко, кефир, рыба и т.п.). Также рекомендуется свести к минимуму употребление спиртных напитков, которые негативно воздействуют на нейроны. Опасен для мозговых структур и углекислый газ, содержащийся в алкоголе.
  • Устранение гиподинамии. У человека не получится быстро развить мозг и активировать новые умственные способности, без достаточной физической активности. Гиподинамия обычно развивается у людей с малоподвижным образом жизни, с сидячей работой, у любителей неактивного отдыха. Побочные эффекты гиподинамии заключаются в том, что в таком состоянии организм в недостаточном количестве расщепляет жировые кислоты, а это потенциально может стать причиной появления бляшек холестерина в сосудах, что приведет к проблемам с кровообращением и кровоснабжением мозга соответственно.
  • Употребление достаточного количества жидкости. Развивать мозг можно только при правильном питании и обильном питье, что позволит снизить концентрацию шлаков и токсинов в организме, а также расширить когнитивные способности. Рекомендуемый объем выпиваемой воды в день – 1 литр на каждые 30 кг веса. Если человек подвержен стрессовым ситуациям, то рекомендуется увеличить ежедневный объем употребляемой жидкости.

Соблюдая эти простые правила, можно создать нужный и полезный фундамент для последующей тренировки мозговых структур. В процессе эволюции у человека приспособительные процессы достигли наивысшего уровня, поэтому приобретение новых умений и навыков – это неотъемлемая часть развития человечества. Антропогенез – яркое тому подтверждение.

Развитие обоих полушарий

Врачи и ученые рекомендуют развивать свой интеллект, изучать что-то новое, запоминать важную информацию в течение всей жизни – обучение новому не должно останавливаться. При этом развивать нужно оба полушария – нельзя отдавать предпочтение какой-то одной деятельности.

К примеру, можно стать очень креативным человеком, мыслить творчески, но совершенно теряться в решении элементарных математических задач, либо, наоборот, быть профессионалом в аналитической сфере, но не иметь способности видеть красоту в картинах или ничего не понимать в литературе.

Невероятных успехов в науке и различных отраслях деятельности добиваются только те люди, которые развивают свой мозг неограниченное количество времени в разных направлениях. Поэтому практически во всех учебных заведениях ведется преподавание не только профильных предметов, но и тех дисциплин, которые с основной специальностью никак не связаны.

Упражнение №1

Чтобы начать первое упражнение для мозга, потребуется найти помощника. Его задача – завязать вам глаза. После этого нужно немного пройтись по помещению или по небольшой территории, на которой вы сейчас находитесь (длительность такой прогулки – несколько минут).

Затем можно развязать глаза и задать себе следующие вопросы:

  • Произошла ли активация чувств во время пребывания в полной темноте (слух, обоняние)?
  • Было ли у вас неуверенное состояние из-за временной потери способности видеть? Что помогло вам преодолеть это состояние?
  • Какие звуки были наиболее запоминающимися?
  • Возникло ли что-то, что вас насторожило или успокоило?

Если дать четкие ответы на эти вопросы, то можно отчасти понять, как организм будет реагировать на тот факт, что одно из чувств отключится. Систематическое проведение данного упражнения для развития мозга – это отличный способ активизации дополнительных ресурсов для нормального функционирования левого и правого полушария. Подходит для детей, подростков, юношеского возраста и взрослых.

Упражнение №2

С помощью следующего упражнения можно научиться синхронизации деятельности правого и левого полушария. Проводится оно следующим образом:

  1. Встаем прямо, вытягиваем вверх/вперед руки.
  2. Затем рисуем образно в воздухе правой рукой прямоугольник, а левой – окружность.
  3. Продолжать тренироваться нужно до того момента, пока не будет достигнуто успеха. После этого – меняем руки.

Если все получается достаточно хорошо, то нужно повысить сложность упражнения, стараясь нарисовать в воздухе фигуры посложнее (например, многоугольники).

Базируется данное упражнение на развитии обоих полушарий. Суть системы выполнения этой задачи заключается в том, что обычные вещи выполняются необычными способами. Например, можно поменять руки, которыми вы чистите зубы, держите ложку и ручку, носить рюкзак на другом плече и т.д.

Упражнение №3

Быстрое, простое упражнение, которое позволяет синхронизовать деятельность больших полушарий, ускорить их взаимодействие. Процесс выполнения следующий:

  • Кладем правую руку на живот и начинаем гладить ею живот по часовой стрелке.
  • Затем левой рукой слегка стучим по голове строго вертикальными движениями.
  • Немного тренируемся, после чего стараемся выполнить такую гимнастику одновременно, без утраты качества выполнения.

Если это упражнение выполняется человеком впервые, то сначала он, даже не замечая, попросту путает движения: левой рукой совершает круговые движения, а правой – стучит по животу. В этом и заключается сложность выполнения. Если после тренировки всё получилось, для закрепления результата на последнем этапе рекомендуется поменять руки и повысить скорость движений.

Все эти три упражнения будут особенно полезны для ребенка дошкольного и школьного возраста, а также для взрослых.

Несмотря на кажущуюся простоту, эти задания отлично тренируют активность и работоспособность обоих полушарий, способны улучшить память, воображение, мыслительную деятельность.

Видимые изменения работы мозга будут заметны, если человек дополнительно пройдет курсы по когнитивистике.

Комплекс упражнений для развития левого полушария

Он рассчитан на то, чтобы улучшить деятельность левого полушария. Упражнения можно выполнять отдельно или в комбинации с перечисленными выше, однако развивать головной мозг лучше всего комплексно.

Сюда входят следующие упражнения:

  1. Все действия необходимо выполнять в течение длительного времени только правой рукой, если манипуляции можно совершить с использованием одной руки – задача заключается в том, чтобы полностью не задействовать левую руку. Несмотря на всю привычность действий, выполнение данного упражнения для правшей станет весьма необычным.
  2. Чтобы качественно развивать левое полушарие, необходимо каждый день уделять свое время, играя в игры на логику и решая математические задачи, даже если вы в этой сфере плохо соображаете. Развивайтесь!
  3. Ежедневно примерно по полчаса нужно разгадывать сканворды или классические кроссворды. Решение таких логических задач относится к аналитической сфере, а не к интуитивной, поэтому полностью задействуется левое полушарие.

Комплекс упражнений для развития правого полушария

Развитие правого полушария – также необходимый процесс, который позволит повысить уровень креативного мышления и качественнее выполнять все другие функции, за которые эта гемисфера ответственна.

Также предусмотрено несколько упражнений, которые нужно выполнять в спокойном, раскованном состоянии (при стрессе или плохом напряжении лучше всего отказаться от выполнения):

  1. Периодически нужно слушать музыку, которая приносит вам удовольствие и удовлетворение. Хорошо помогают и музыкальные композиции, позволяющие человеку расслабиться и погрузиться в фантазии. Но и усердствовать не стоит, так как тренировать свой мозг нужно ограниченное количество времени – не более 1-2 часов в день.
  2. Чтобы правое полушарие активно развивалось, рекомендуется систематически взаимодействовать с миром и предметами только левой рукой. Оптимальный вариант – письмо левой рукой. Такое упражнение позволит существенно развить это умение. Альтернатива – изучение арабского языка.
  3. Правое полушарие осуществляет синтез, а не анализ получаемой информации, поэтому некоторое время нужно уделить и изобразительному искусству, потому что в процессе таких занятий будет активно развиваться абстрактное мышление. Хорошее решение – ежедневное рисование в течение получаса. Альтернатива рисованию – дизайн одежды и интерьера.
  4. Развитие эмпатии – важный процесс для улучшения работы мозга. Человек, способный сопереживать и воспринимать мир глазами других людей, практически всегда обладает неплохими умственными способностями и развит всесторонне.

Мозг человека задействуется на 100%, а не на 3-5 процентов, как это принято считать. Те нервные клетки, которые не принимают участие в работе мозговых структур, попросту отмирают за ненадобностью.

Важные рекомендации

Все перечисленные выше упражнения можно выполнять по отдельности или все вместе комплексом. Главное здесь – поставить определенную цель, составить своеобразное расписание, чтобы был хоть какой-то порядок и связь между упражнениями.

К основным рекомендациям по развитию мозговой деятельности можно отнести:

  • Необходимость читать книги разных направлений: психология, фантастика, детектив и т.д. Усвоение новой информации – важная составляющая улучшения интеллекта.
  • Занимайтесь спортом, плавайте в бассейне или просто уделяйте свободное время прогулкам на свежем воздухе.
  • Общайтесь с интересными вам людьми на различные темы, вступайте в дискуссии.
  • Разработайте и старайтесь соблюдать правильный режим сна и бодрствования, обеспечьте себя нормальными условиями для полноценного отдыха после трудовой деятельности.
  • Составьте рацион питания, употребляйте больше витаминов.
  • Старайтесь мыслить позитивно, попробуйте развить устойчивость к стрессу, хоть и небольшую.
  • Играйте в развивающие игры.

Старайтесь не пользоваться сомнительными методами развития мышления (например, с помощью гипноза или каких-то чудодейственных препаратов), так как развивать свой головной мозг лучше всего проверенными и безопасными способами.

Всестороннее развитие головного мозга Ссылка на основную публикацию

Источник: https://vsepromozg.ru/razvitie/razvitie-golovnogo-mozga

Все о медицине
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: