Экстрапирамидная дизартрия это

Содержание
  1. Дизартрия: причины, симптомы, классификация, методы диагностики и лечения
  2. Определение и общие сведения
  3. Причины дизартрии
  4. Симптомы и классификация
  5. Клиническая картина
  6. Формы дизартрии
  7. Бульбарная дизартрия
  8. Псевдобульбарная форма
  9. Подкорковая форма
  10. Мозжечковая дизартрия
  11. Корковая дизартрия
  12. Степени дизартрии
  13. Методы диагностики и лечения
  14. Дизартрия
  15. Причины возникновения дизартрии
  16. При «стертой дизартрии» наблюдается
  17. При средней степени дизартрии отмечается
  18. Бульбарная дизартрия
  19. Псевдобульбарная дизартрия
  20. Подкорковая (экстрапирамидная) дизартрия
  21. Мозжечковая дизартрия
  22. Кинетическая постцентральная корковая дизартрия
  23. Кинетическая премоторная корковая дизартрия
  24. Диагностика дизартрии
  25. Что такое дизартрия: формы, причины, лечение. Коррекция дизартрии у детей с нормальным психофизическим развитием
  26. Что это такое
  27. Классификация
  28. Причины возникновения
  29. Диагностика заболевания
  30. Психолого-педагогическая характеристика
  31. Лечение нарушения
  32. Коррекция дизартрии у детей с нормальным психофизическим развитием
  33. Дыхательная гимнастика
  34. Артикуляционные упражнения
  35. Упражнения для губ
  36. Упражнения для щек
  37. Упражнения для языка

Дизартрия: причины, симптомы, классификация, методы диагностики и лечения

Экстрапирамидная дизартрия это

Дизартрия — это нарушение работы речевого аппарата, связанное с расстройством иннервации артикуляционных мышц. Болезнь диагностируется уже в детском возрасте, благодаря прямым и косвенным симптомам.

У таких детей наблюдаются проблемы с произношением слов и звуков, снижение речевой активности, в некоторых случаях речь становится невозможной.

Клинический Институт Мозга предлагает индивидуальные программы диагностики и лечения дизартрии, а также подбор комплекса реабилитации.

Пациентам потребуется пройти инструментальное обследование с изучением активности участков нервной системы, ответственных за иннервацию мышц речевого аппарата. Работа с логопедом, лечебный массаж и медикаментозная терапия приносят значительные улучшения, которые сказываются на повседневной жизни и социальной активности.

Определение и общие сведения

Дизартрия — это логопедическое нарушение. Его частота составляет всего 3—6% всех детей, но наблюдается тенденция к возрастанию этого показателя.

Болезнь находится в тройке наиболее распространенных расстройств речи, наряду с дислалией (дефектами речи, не связанными с поражением центральной нервной системы) и алалией (серьезными нарушениями либо полным отсутствием речи у детей).

Дизартрия возникает вследствие нарушения работы центральной либо периферической нервной системы, что сказывается на иннервации мышц губ и языка, гортани, неба, гортани и дыхательных мышц.

Причины дизартрии

Болезнь может быть врожденной либо приобретенной. В большинстве случаев она связана с детским церебральным параличом и диагностируется в первые 2 года жизни. Ее причинами могут быть осложнения течения беременности, а также нарушения, которые происходят уже после рождения ребенка. К ним относятся:

  • во время беременности — токсикозы, кислородное голодание плода, резус-конфликт, многоплодная беременность, инфекционные заболевания матери;
  • патологические роды, которые сопровождаются асфиксией либо травмами, особенно с повреждением головы;
  • в ранний постнатальный период — желтуха, недоношенность, инфекции, которые протекают с поражением центральной нервной системы;
  • в детстве — гнойные инфекции головного мозга (менингит, энцефалит), гидроцефалия (накопление жидкости в головном мозге), черепно-мозговые травмы, воспаление среднего уха.

Дизартрия может развиваться у ранее здоровых людей, уже во взрослом возрасте. У таких пациентов наблюдается постепенное ухудшение четкости произношения, которое прогрессирует в комплексе с другими симптомами.

Причинами подобных расстройств могут становиться заболевания нервной системы: различные виды склероза, атеросклероз, болезнь Паркинсона, миастения и другие патологии.

Они часто проявляются ухудшением не только речи, но также памяти, внимания, снижением социальных навыков.

Симптомы и классификация

Дизартрия может проявляться как в стертой, так и в ярко выраженной формах. Это зависит от степени нарушения иннервации и от локализации поврежденного участка центральной либо периферической нервной системы. Все расстройства могут протекать с повышением либо снижением тонуса мышц речевого аппарата. Выраженные случаи характеризуются следующими признаками:

  • гипертонус мышц — постоянное напряжение языка, лица и шеи, плотное смыкание губ, что ограничивает подвижность речевого аппарата;
  • гипотонус мышц — у таких пациентов постоянно приоткрыт рот, язык расслаблен и не может выполнять необходимые для произношения звуков движения, может происходить непроизвольное слюноотделение;
  • дистония — в состоянии покоя мышцы остаются полностью расслабленными, но при попытках воспроизведения звуков происходит их спастическое сокращение и резкое повышение тонуса.

В домашних условиях отследить патологические изменения сложно, особенно если болезнь протекает в стертой форме.

Однако, лечение наиболее эффективно именно на ранних этапах, поэтому врачи Клинического Института Мозга рекомендуют проходить профилактические обследования у логопеда для детей дошкольного возраста.

Если вовремя не отследить дефекты речи — состояние может постепенно прогрессировать.

Клиническая картина

При дизартрии характерны любые дефекты речи. Их выраженность зависит от формы и степени нарушения иннервации определенных групп мышц. На начальных стадиях эти изменения сможет диагностировать только логопед, а выраженные формы сопровождаются стойкими изменениями речи и дикции. К ним относятся:

  • нарушения произношения отдельных звуков, невнятная и смазанная речь;
  • замена отдельных звуков либо их пропуски, замедленный темп речи;
  • характерные нарушения — смягчение согласных звуков, невозможность правильного произношения шипящих и свистящих, неправильное воспроизведение глухих и звонких звуков;
  • затруднение дыхания во время речи — вдохи и выдохи становятся быстрыми, прерывистыми, поверхностными;
  • недостаточная сила голоса — пациенты часто разговаривают тихо.

Если дизартрия проявляется в детском возрасте, она может сказываться на общем развитии ребенка. Сложности с коммуникацией приводят к ограничению словарного запаса, невозможности полноценного развития интеллектуальных способностей. Также болезнь часто сопровождается дисграфией — недостаточным развитием психических способностей, которые участвуют в контроле письменной речи.

Формы дизартрии

При диагностике дизартрии обязательно учитывается ее неврологическая классификация. Ее основные принципы — это локализация поврежденного участка нервной системы и комплекс симптомов, которые можно заметить на первичном обследовании.

Диагноз обязательно подтверждается в ходе исследования функции головного мозга и периферических нервов.

В Клиническом Институте мозга есть все условия для полноценной диагностики нарушений речи, в том числе связанных с недостаточностью нервной системы.

Бульбарная дизартрия

Бульбарная форма дизартрии связана с нарушением прохождения нервного импульса в ядрах черепно-мозговых нервов, расположенных в продолговатом мозге. Это могут быть подъязычный, языкоглоточный, блуждающий нервы, реже — лицевой либо тройничный, а также различные комбинации. Эта форма проявляется характерными расстройствами речевой активности:

  • нарушение артикуляции;
  • изменение тембра голоса;
  • неспособность дифференцировать согласные звуки — они все воспроизводятся схожим образом.

Бульбарная дизартрия часто диагностируется в раннем детстве. У таких пациентов проявляется нарушение не только речевой активности, но и других функций, в том числе сосательного и глотательного рефлексов.

Вследствие расстройства работы лицевой группы мышц, могут наблюдаться затруднения приема как твердой, так и жидкой пищи.

Однако, выраженность симптомов отличается, и болезнь может не сказываться на способности к самообслуживанию и социальной активности.

Псевдобульбарная форма

Псевдобульбарная дизартрия возникает при нарушении работы проводящих корково-ядерных путей. Клиническая картина обусловлена повышением тонуса мышц речевого аппарата, что проявляется комплексом типичных симптомов:

  • сложности с движением языка во время устной речи, невозможность зафиксировать его в определенном положении (поднять к небу либо отвести в сторону);
  • смазанная речь с характерным носовым оттенком;
  • нарушение воспроизведения согласных звуков, особенно шипящих и свистящих.

Псевдобульбарная форма также может проявляться дополнительными симптомами. Из-за повышенного тонуса лицевых мышц, могут затрудняться глотательные движения, у пациента наблюдается риск поперхнуться твердой или жидкой пищей. Также характерны непроизвольные движения мимических мышц.

Подкорковая форма

Подкорковая дизартрия еще называется экстрапирамидной и развивается при нарушении прохождения нервного импульса в области подкорковых ядер центральной нервной системы. Основной механизм патологических изменений — это гиперкинезы, неконтролируемые движения мышц или их групп, в том числе лицевых или мимических.

Этот синдром может проявляться и в спокойном состоянии, но часто обостряется при попытке устной речи. Тембр голоса у таких пациентов часто меняется, может внезапно становиться слишком громким либо тихим. Речь быстрая либо медленная, но ее темп может меняться, также для подкорковой дизартрии характерно заикание.

Экстрапирамидная форма может возникать отдельно либо в комплексе с сопутствующими нарушениями. Она часто диагностируется в сочетании с другими формами дизартрии, в том числе бульбарной, псевдобульбарной либо мозжечковой.

Мозжечковая дизартрия

Мозжечковая форма связана непосредственно с нарушением прохождения нервного импульса по проводящим путям мозжечка. У пациентов наблюдаются сложности с контролем речевой активности, воспроизведением слов и отдельных звуков. Общая картина может включать следующие характерные проявления:

  • дрожание языка;
  • нарушение четкости речи — пациент концентрируется на точном воспроизведении слов, но могут присутствовать отдельные повышения либо снижения тембра и силы звука, выкрики;
  • сложности с воспроизведением звуков, которые требуют точности работы мышц языка и губ.

Поражение мозжечка влияет не только на речевую функцию. У таких пациентов часто наблюдается нарушение координации движений, шаткость походки и расстройства двигательной функции конечностей. При легкой форме болезни, пациент испытывает трудности с удержанием равновесия, особенно в движении.

Корковая дизартрия

Корковая форма дизартрии — это следствие поражения отдельных участков коры головного мозга. Болезнь может возникать как в раннем детстве, так и во взрослом возрасте. Основной механизм развития — это артикуляционная апраксия.

Синдром заключается в невозможности выполнять сложные последовательные процессы, связанные между собой. Речь таких пациентов невнятная, но нарушения дыхания и изменения тембра голоса отсутствуют.

В процессе обследования важно провести дифференциальную диагностику от моторной афазии — заболевания, которое характеризуется идентичными нарушениями, но также включает нарушение понимания разговоров, неспособность к письменной речи.

Степени дизартрии

От степени дизартрии зависит прогноз для пациента и возможность его нормальной социализации. Диагностика болезни обязательно проводится логопедом, который специализируется на коррекции речевых нарушений, связанных с расстройствами работы нервной системы. Всего выделяют 4 основные стадии, первая из которых — наиболее безопасная и не влияет на качество жизни пациента.

  • Первая стадия дизартрии — скрытая. Дефекты могут быть незаметны даже близким родственникам, поскольку речь остается максимально внятной и понятной. Диагностировать расстройство можно только на обследовании у логопеда.
  • Вторая степень также не влияет на развитие ребенка. Дефекты речи заметны посторонним людям, но она остается понятной. У пациента не возникает сложностей с коммуникацией, что обеспечивает возможность полноценного развития интеллектуальных способностей и посещения общеобразовательных заведений.
  • При третьей стадии дизартрии у пациента уже наблюдаются трудности в коммуникациях с посторонними людьми. Речь невнятная, ее бывает сложно понимать даже близким людям. Однако, при грамотной реабилитации сохраняется возможность озвучить простые мысли и обеспечить базовые потребности. Интеллектуальное развитие затруднено, в результате неспособности к нормальной коммуникации.
  • Последняя стадия дизартрии — анартрия. Речь у таких пациентов полностью отсутствует, что прямо связно с нарушением интеллектуального развития. Характерно непроизвольное воспроизведение отдельных звуков и сочетаний, которые не несут смысловой нагрузки, а также неконтролируемые движения лицевой мускулатуры либо значительное снижение ее тонуса.

Врачи Клинического Института Мозга настоятельно рекомендуют проходить плановые обследования у логопеда, начиная с раннего детства. Нарушения дикции в дошкольном возрасте — это нормальное явление, и большинство случаев проходят без применения специфической терапии. Однако, дизартрия требует длительного лечения, которое позволит избежать осложнений и прогрессирования болезни, а также обеспечить максимальную социализацию пациента.

Методы диагностики и лечения

Клинический Институт Мозга специализируется на диагностике и лечении расстройств речевой активности, в том числе обусловленных нарушениями нервной деятельности. Важный этап — это обследование у логопеда, в ходе которого выявляются даже скрытые формы дизартрии.

Процедура состоит из нескольких этапов, при которых дается оценка правильности дыхания и равномерности речи, воспроизведения отдельных звуков и осознанных словосочетаний. Также пациенту предлагается пройти определенные тесты, которые выявляют степень развития письменной речи.

Это может быть как переписывание фрагментов текста, так и письмо под диктовку, а также осознание письменной речи.

Дополнительные этапы диагностики направлены на выявление участка нервной системы, в котором находится очаг поражения. Это возможно, благодаря специфическим методикам:

  • электрофизиологические исследования, в том числе электроэнцефалография и оценка активности лицевых мышц;
  • исследование головного мозга путем транскраниального магнитного излучения;
  • МРТ головного мозга.

Лечение дизартрии — это длительный процесс, который полностью проходит под контролем врачей Клинического Института Мозга. Терапия направлена на укрепление нейронных связей и стимуляцию проведения нервных импульсов, а также на улучшение речевой активности.

Главное условие положительной динамики — работа грамотного логопеда и невролога, а также систематичность занятий. Хороший терапевтический эффект достигается благодаря физиотерапии, лечебной физкультуре, специальным техникам массажа (рефлекторному, точечному).

Кроме того, рекомендуется санаторно-курортное лечение, в том числе направленное на улучшение коммуникационных способностей пациента. Полезно времяпровождение с животными — большинство специалистов рекомендуют иппотерапию.

Прогноз зависит от стадии болезни, а также от своевременности ее диагностики и систематичности лечения. При легкой степени дизартрии возможно полное восстановление речевой функции, при тяжелых — ее частичное улучшение.

Источник: https://www.neuro-ural.ru/patient/dictonary/ru/d/dizartriya.html

Если у Вас есть вопросы по проблеме, Вы можете задать их нашим специалистам онлайн: https://www.neuro-ural.ru/patient/consulting/

Источник: https://zen.yandex.ru/media/kim/dizartriia-prichiny-simptomy-klassifikaciia-metody-diagnostiki-i-lecheniia-5e25a71874f1bc00ae1e0a6d

Дизартрия

Экстрапирамидная дизартрия это

Дизартрия – это нарушение произносительной и просодической стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевой мускулатуры. Дизартрия является следствием органического поражения ЦНС.

Основные нарушения при дизартрии проявляются:

  • Нарушении тонуса артикуляционной мускулатуры (спастичность/гипотония/дистония);
  • Нарушения подвижности артикуляционных мышц;
  • Недостаточность кинестетических ощущений в артикуляционном аппарате;
  • Повышение глоточного рефлекса;
  • Специфические нарушения звукопроизношения (стойкий характер нарушений, трудности в процессе автоматизации);
  • Нарушения речевого дыхания (трудности в ритмизации дыхания, координации вдоха и выдоха);
  • Нарушения голоса (недостаточная сила голоса, отклонения тембра);
  • Нарушения мелодико-интонационных и темпо-ритмических характеристик речи)

Что делать, если у ребенка дизартрия?

Пройти обследование. Ребенка должны осмотреть:

  • логопед;
  • дефектолог;
  • невролог.

Причины возникновения дизартрии

  • Асфиксия, родовая травма;
  • Гемолитическая болезнь;
  • Инфекционные заболевания нервной системы;
  • Черепно-мозговые травмы;
  • Нарушения мозгового кровообращения;
  • Опухоли головного мозга;
  • Пороки развития нервной и нервно-мышечной системы.

Важно помнить! Диагноз «дизартрия» устанавливается врачом (как правило, неврологом). и очерёдность лечебных мероприятий при дизартрии определяются врачом после установления клинического диагноза, с учётом возраста и состояния больного.

Зачастую требуется комплексное лечебное и логопедическое воздействие.

  • Нарушения тонуса артикуляционной мускулатуры  по типу спастичности, гипотонии, или дистонии;
  • Нарушения подвижности артикуляционных мышц;
  • Специфические нарушения звукопроизношения;
  • Нарушения речевого дыхания;
  • Нарушения голоса;
  • Нарушения просодики;
  • Недостаточность кинестетических ощущений в артикуляционном аппарате.
  • Вегетативные расстройства такие как повышенное слюнотечение (гиперсаливация), покраснение или бледность кожи во время речи;
  • Нарушение акта приема пищи (жевание, откусывание, глотание);
  • Наличие непроизвольных сопутствующих движений при выполнении произвольных артикуляционных движений;
  • Повышение глоточного (рвотного рефлекса);
  • Нарушение координации движений (атаксия);
  • Наличие насильственных движений в артикуляционной мускулатуре.

Условно выделяют 3 степени выраженности дизартрии:

  • Легкую;
  • Среднюю;
  • Тяжелую.

Важно помнить! Степени выраженности дизартрического нарушения речи зависит от тяжести и характера поражения центральной нервной системы.

Легкая степень дизартрии также именуется как «стертая дизартрия» или «минимальные дизартрические расстройства» характеризуется незначительными речевыми и неречевыми нарушениями. 

При «стертой дизартрии» наблюдается

  • Незначительные нарушения разборчивости речи;
  • Смазанное, нечеткое звукопроизношение;
  • Свистящие, шипящие и/или сонорные звуки нарушены по типу искажения;
  • Смазанность речи увеличивается при увеличении речевой нагрузки;
  • Недостатки речевого дыхания (учащенное, неглубокое);
  • Слабая модулированность голоса;
  • Нерезкие нарушения тонуса мышц языка, иногда губ;
  • Незначительное снижение объема и амплитуды артикуляционных движений (в некоторых случаях);
  • Легкая саливация;
  • Повышение глоточного рефлекса.

При средней степени дизартрии отмечается

  • Нарушения общей разборчивости речи;
  • Общая смазанность звукопроизношения (выраженные искажения во многих фонетических группах);
  • Нарушения глубины и ритма дыхания;
  • Расстройства силы и тембра голоса;
  • Отсутствие ых модуляций;
  • Монотонность речи;
  • Нарушения тонуса языка, губ и лица достаточно выражены;
  • Ограничения артикуляционных движений;
  • Нарушения акта приема пищи;
  • Повышение рвотного рефлекса;
  • Синкинезии.

Тяжелая степень дизартрии – анартрия – это полное или почти полное отсутствие звукопроизношения в результате паралича речедвигательных мышц.

  • Бездеятельность речевого аппарата;
  • Амимичное лицо;
  • Неподвижность языка;
  • Резкое ограничение движений губ;
  • Повышенные трудности жевания, глотания;
  • Гиперсаливация.

Существуют различные подходы к классификации дизартрии. В их основу положены принцип локализации мозгового поражения, степень понятности речи для окружающих, синдромологический подход.  Приведем  классификацию дизартрии по принципу локализации мозгового поражения, какие нарушения звукопроизношения и артикуляции отмечаются при различных формах дизартрии.

Бульбарная дизартрия

Нарушения артикуляции:

  • Избирательные, преимущественно право- или левосторонние параличи мышц речевого аппарата;
  • Атрофия мышц;
  • Атония мышц;
  • Нарушения любых произвольных и непроизвольных движений.

Нарушения звукопроизношения:

  • Произношение согласных звуков приближено к щелевым;
  • Произношение гласных звуков приближено к звукам типа безударного [а] или [ы];
  • Носовой оттенок;
  • Ослабление специфических речевых шумов.

Псевдобульбарная дизартрия

Нарушения артикуляции:

  • Двусторонние спастические параличи мышц речевого аппарата;
  • Тонус мышц повышен по типу спастической гипертонии;
  • Подвижность мышц артикуляционного аппарата резко ограничена;
  • Избирательные нарушения произвольных движений.

Нарушения звукопроизношения:

  • Избирательно нарушены звуки [р] [л] [щ] [х] [ц] [ч];
  • Смягчение звуков.

Подкорковая (экстрапирамидная) дизартрия

Нарушения артикуляции:

  • Резкое изменение тонуса;
  • Нарушение двигательной иннервации;
  • Гиперкинезы;
  • Трудности при необходимости сохранить артикуляционные позы

Нарушения звукопроизношения:

  • Стабильные нарушения звукопроизношения отсутствуют.

Мозжечковая дизартрия

Нарушения артикуляции:

  • Выраженная асинхронность дыхания, фонации и артикуляции;
  • Пониженный тонус мышц артикуляционного аппарата;
  • Трудности удержания артикуляционных укладов;
  • Неточные движения языка;
  • Замедленный темп движений.

Нарушения звукопроизношения:

  • Нарушения произношения переднеязычных [т], [т'], [д], [д'], [с], [с'], [з], [з'], [ц], [л], [л'], [н], [н'], губных [п], [п'], [б], [б'], [м], [м'], [ф], [ф'], [в], [в'], взрывных [к], [к'], [г], [г'] звуков;
  • Назализация большинства звуков.

Кинетическая постцентральная корковая дизартрия

Нарушения артикуляции:

  • Недостаточность кинестетического праксиса;
  • Поиск правильных укладов;
  • Нечеткая артикуляция звуков.

Нарушения звукопроизношения:

  • Замены шумовых признаков согласных звуков;
  • Замены подвижны и неоднозначны.

Кинетическая премоторная корковая дизартрия

Нарушения артикуляции:

  • Недостаточность динамического кинетического праксиса;
  • Нарушения последовательности артикуляционных движений.

Нарушения звукопроизношения:

  • Замены щелевых звуков на смычные;
  • Пропуски звуков в стечениях согласных;
  • Упрощение аффрикат;
  • Избирательное оглушение звонких смычных звуков.

Диагностика дизартрии

В структуру дефекта при дизартрии входят как речевые, так и неречевые нарушения.  На первом году жизни можно оценить неречевые расстройства. Ранняя диагностика дизартрии, в первую очередь, опирается на оценку неречевых нарушений, среди которых важно отметить следующие:

  • Патологические изменения в строении и функционировании артикуляционного аппарата (нарушение тонуса, подвижности артикуляционных мышц)
    • В лицевой мускулатуре: асимметрия, сглаженность носогубных складок, перекос рта при улыбке и плаче, гипомимия, нарушение тонуса лицевой мускулатуры по типу спастичности, гиперкинезы лица.
    • В губной мускулатуре: нарушение мышечного тонуса, резкое или незначительное ограничение подвижности губ, недостаточность смыкания, затруднение при удержании рта в закрытом положении, отвисание нижней губы.
    • В язычной мускулатуре: нарушение мышечного тонуса, патология строения языка, патология положения языка, гиперкинезы, тремор, ограничение подвижности, повышение или понижение глоточного рефлекса.
    • Мягкое нёбо: провисание нёбной занавески, отклонение увулы от средней линии.
  • Нарушение дыхания: учащенное, неглубокое дыхание, дискоординация вдоха/выдоха.
  • Нарушение голосообразования: недостаточная сила голоса, отклонение тембра, нарушение ых модуляций.
  • Нарушение акта приема пищи: нарушение сосания, глотания, жевания, откусывания от куска и питья из чашки.
  • Гиперсаливация.
  • Оральные синкинезии.
  • Отсутствие или ослабление рефлексов орального автоматизма, наличие патологических рефлексов орального автоматизма.

На более поздних этапах развития в диагностике дизартрических расстройств большее значение приобретают речевые симптомы.

Важно помнить! Комплексное психолого-педагогическое и логопедическое обследование позволяет дать объективную оценку имеющихся недостатков речевого развития и наметить оптимальные пути их коррекции.

Логопедическое обследование ребенка с дизартрией включает в себя оценку как речевых, так и неречевых процессов.  Логопедическое обследование детей с дизартрией включает в себя:

  • Сбор данных об особенностях доречевого, раннего речевого и психического развития ребенка;
  • Анализ медицинской документации;

Важно помнить! Родители, предоставляющие достоверные анамнестические данные, результаты обследования и заключения невролога, действуют в интересах ребенка и нацелены на положительный результат коррекционной работы со стороны логопеда, психолога или дефектолога.

  • Обследование артикуляционного аппарата:
    • Строение органов речевого аппарата;
    • Состояние тонуса мышц речевого аппарата;
    • Состояние произвольной артикуляционной моторики;
    • Наличие/отсутствие синкинезий;
    • Оценка степени и границы глоточного рефлекса;
    • Особенности приема пищи;
  • Обследование понимания обращенной речи:
    • Понимание инструкций, просьб;
    • Определение объема пассивного предметного и глагольного словарей;
    • Понимание лексико-грамматических конструкций;
    • Понимание последовательности событий.
  • Обследование собственной речи:
    • Оценка сформированности лексической стороны речи;
    • Оценка сформированности грамматической стороны речи;
    • Особенности слоговой структуры слов
  • Изучение произносительной стороны речи (внятность, разборчивость)
  • Обследование фонетической стороны речи. Особое внимание уделяется умению ребенка произносить звуки:
    • Изолированно;
    • В слогах;
    • В словах;
    • В предложениях;
    • В собственной речи.
  • При обследовании фонетики отмечается характер недостатков звукопроизношения:
    • Искажения звуков;
    • Замены звуков;
    • Пропуски звуков.
  • Изучение фонематических процессов:
    • Фонематическое восприятие;
    • Звуковой анализ.
  • Исследование особенностей дыхания;
  • Оценка ых характеристик;
  • Изучение просодической организации речевого потока.

Важно помнить! В ходе логопедического обследования детей с дизартрией логопед определяет структуру речевого дефекта, сопоставляет его с  тяжестью поражения артикуляционной и общей моторики, а также уровнем психического развития ребенка.

Коррекционно-логопедическая работа при дизартрии.

Логопеды центра развития речи «Говорить легко» придерживаются основных направлений и принципов, положенных в основу коррекционной работы при дизартрии.

Основные задачи коррекционно-логопедической работы при дизартрии:

  • 1) Нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата:
    • Дифференцированный логопедический массаж (расслабляющий или стимулирующий);
    • Пассивная и активная артикуляционная гимнастика (создает условия для формирования произвольных движений речевой мускулатуры);
  • 2) Развитие речевого дыхания и голоса:
    • Дыхательная гимнастика (способствует увеличению объема, силы и глубины вдыхаемого и выдыхаемого воздуха, а также нормализации ритма дыхания);
  • 3) Нормализация просодической системы речи:
    • Нормализация позиции головы и расслабление мышц шейно-воротниковой зоны;
    • Голосовые упражнения;
    • Занятия сказкотерапией, чтение по ролям, инсценировки.
  • 4) Развитие фонематического восприятия, слуха и звукового анализа;
  • 5) Формирование сознательных произвольных артикуляционных движений на этапе постановки, автоматизации и дифференциации звуков;
  • 6) Нормализация лексико-грамматической стороны речи;
  • 7) Развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук, коррекция нарушений мелкой моторики.

Важно помнить! Дифференцированный логопедический массаж лица и языка при дизартрии является необходимым условием эффективности логопедического воздействия.

Важно помнить! Логопедический массаж  проводится только в положении лежа!

Для проведения логопедического массажа в Центре предусмотрено специальное оборудование:

  • Массажный стол;
  • Логопедические массажные зонды;
  • Массажные зондозаменители;
  • Оборудование для обработки и хранения зондов.

В центре развития речи «Говорить легко» ребенку с дизартрией предлагается:

  • Психолого-педагогическое и логопедическое обследование;
  • Составление программы коррекционно-логопедической работы;
  • Психолого-педагогическое консультирование семьи;
  • Занятия  с логопедом;
  • Логопедический массаж;
  • Занятия по развитию мелкой и общей моторики;
  • Занятия с дефектологом;
  • Логоритмические занятия;
  • Занятия арт-терапией.

Педагоги Центра владеют различными методиками, технологиями и приемами логопедической работы при дизартрии; дополнительно проходят обучения и повышение квалификации, участвуют в профильных конференциях, семинарах. 

Источник: https://easy-speech.ru/rechevye-narusheniya/42-chto-takoe-dizartriya

Что такое дизартрия: формы, причины, лечение. Коррекция дизартрии у детей с нормальным психофизическим развитием

Экстрапирамидная дизартрия это

Младенческий лепет и первые неловкие звуки, точно музыка, умиляют и забавляют окружающих. Время идет, погодки подрастающего сокровища уже уверенно и понятно высказываются, а похвастаться такими же успехами не вас не получается. Не утешают и плановые осмотры с серьезными лицами докторов. Обсудим, что делать, если у ребенка выявлен неприятный диагноз – дизартрия.

Что это такое

Диагноз дизартрия ставят огромному количеству детей. Часто напуганная семья даже не осознает, в чем заключается суть заболевания. Разнообразные виды и формы дизартрии имеют общую суть – некорректное произношение из-за поражения нервной системы.

В народе про детей с этим нарушением говорят, что у них “каша во рту”. Их речь смазанная, невнятная.

Наиболее распространенный вид данного нарушения – стертая дизартрия. Его ставят массово очень многим детям при прохождении медицинского осмотра перед детским садом. Однако существует множестсво других форм заболевания.

Классификация

Согласно книгам Винрарской, патогенез дизартрии связывается с целым спектром нарушений, локализующихся в различных отделах головного мозга:

  • Коры обоих полушарий (корковая дизартрия).
  • Мозгового ствола (отсюда – бульбарная и псевдобульбарная дизартрия у детей).
  • Подкорково-стволовых отделов (подкорковая, или экстрапирамидная дизартрия).
  • Подкорково-мозжечковых структур (подкорковая дизартрия, мозжечковая дизартрия).
  • Травмы нескольких частей (смешанная, могут сочетаться, к примеру, бульбарная и мозжечковая дизартрия или бульбарная и корковая дизартрия).

При псевдобульбарной дизартрии наблюдаются:

  1. Паралич речевого аппарата.
  2. Непроизвольные эмоциональные реакции (плач, смех).

При бульбарной:

  1. Отсутствие мимической реакции.
  2. Затрудненное глотание.
  3. Сказанное звучит, как «каша».
  4. В отдельных случаях – сходство с корковой.
  5. При корковой дизартрии у детей, в отличие от бульбарной, прослеживается корректная структура речи с ошибками в отдельных слогах.

В русскоязычных медицинских изданиях распространена такая классификация:

  1. Спастико-паретическая дизартрия (нарушен мышечный тонус лицевых мышц).
  2. Спастическая (поражены нейроны).
  3. Спастико-ригидная (нарушен тонус лица в связи с поражением ганглиев).
  4. Атактическая (при нарушениях в мозжечке).
  5. Гиперкинетическая (непроизвольные мышечные спазмы одной из глубинной, например экстрапирамидной, систем мозга).
  6. Стертая форма дизартрии
  7. Смешанная (комбинация одной или нескольких разновидностей).

Структура речевого дефекта при дизартрии напрямую связана с конкретным ее подвидом.

Гиперкинетическая и спастико-паретическая дизартрия проявляются, как:

  • Дрожащий, сдавленный голос
  • Приоткрытый рот с подтеканиями слюны
  • Медленная речь, звучащая «в нос»
  • «Одеревенение» языка
  • Затрудненное глотание
  • Непроизвольная мимика

Спастическая:

  • Хрипотца
  • Назальное протяжное звучание
  • Приторможенность, звучание «в нос»
  • Неоднородный темп
  • Встречается при рассеянном или боковом амиотрофическом склерозе

Спастико-ригидная:

  • Хриплость или шепот
  • Неоднородный, сбивчивый темп
  • Дублирование звукосочетаний и слов
  • Частые паузы
  • Нарушение – частый спутник болезни Паркинсона

Атактическая – напоминает человека в нетрезвом состоянии.

Стертая:

  • Ослабление ротовых мышц
  • Обездвиживание верхней губы

Причины возникновения

Причины, или, более научно, этиология дизартрии, зависят от времени ее появления.

Во время беременности:

  1. Химическая интоксикация (тесный контакт со вредной химией).
  2. Перенапряжение и стрессы.
  3. Гестозы и вытекающая из них почечная недостаточность.
  4. Резус-конфликт при травмах живота или частичной отслойке плаценты.
  5. Вирусные инфекции – ветрянка, грипп, краснуха и многие другие.
  6. Паразитарные болезни, как токсоплазмоз, который можно подхватить от непривитых кошек.
  7. Алкоголь, наркотики и сигареты – как при систематическом, так и однократном приеме.
  8. Недоношенность.

Наиболее опасным является влияние данных факторов в течение первого триместра. Обращать внимание стоит на поздний токсикоз беременных, потенциальный «маячок» гестоза.

В момент родов:

  • Застой в родовых путях
  • Асфиксия
  • Черепно-мозговая травма или кровоизлияние
  • Недоношенность
  • Конфликт резусов крови (отрицательный у матери, положительный у плода) без приема соответствующих медикаментов.

Послеродовой период:

  1. Гидроцефалия и гидроцефальный синдром
  2. Энцефалит
  3. Менингит
  4. Опухоли в голове
  5. Запущенные стадии желтухи и гнойного отита
  6. ЧМТ
  7. ДЦП

Диагностика заболевания

Признаки дизартрии порой серьезно разнятся. Некоторые формы дизартрии слышны даже неискушенным слухом, с остальными гораздо сложнее.

Стертая дизартрия у детей, или первый этап, – говорение достаточно понятное, с особенностями:

  1. Легкая гнусавость
  2. Отсутствие эмоциональной окраски, монотонность
  3. Теряются звуки – чаще шипящие («ш», «с»)
  4. Неспособность «пропевать» долгие гласные («а», «о»)

Дифференциальная диагностика дизартрии в этом случае – наиболее сложная задача. Как упоминает профессор Е.Ф. Архипова, стертая дизартрия лучше всего поддается коррекции у детей.

При ухудшениях, на следующем шаге развития:

  • Характерный назальный оттенок голоса
  • Слова разбирать можно, но четко слышны дефекты произношения.

Далее:

  • Специфическая неразборчивая речь
  • Малыша понимают только самые близкие.

В наихудшем случае:

  • Детишки говорят совсем невнятно
  • Или неспособны на это вообще.

Такая классификация дизартрии позволяет понять, что малейшие задержки в речи – повод обратиться к специалистам.

Если к пяти годам кроха еще лопочет на языке, понятном лишь для родителей – пора бить тревогу!

Окончательная постановка диагноза – задача врача-невролога и логопеда. Они же проводят регулярное обследование детей с дизартрией.

Дизартрия у детей с нормальным психофизическим развитием и при сопутствующих заболеваниях имеет некоторые схожие черты.

Структура дефекта при дизартрии по вине дцп (чаще всего по локализации она корковая):

  1. Проблемы в сглатывании
  2. Язык располагается не прямо, а с наклоном. Может непроизвольно подрагивать
  3. Слабое небно-глоточное смыкание
  4. Напряженное лицо
  5. Несмыкание губ, слюнотечение
  6. Помимо имеющихся ограничений подвижности, коммуникация дополнительно осложняется нечеткой артикуляцией.

Психолого-педагогическая характеристика

При отсутствии серьезных повреждений клинико-психологическая картина следующая:

  1. Запаздывание развития мелкой моторики
  2. Неуклюжесть
  3. Ограниченная или нескоординированная подвижность
  4. Тремор конечностей
  5. Психолого-педагогическая характеристика детей с дизартрией связана с тем, что малышам трудно выполнять простые задания, необходимые для школы (писать, рисовать, делать апликации). Могут возникать сложности в общении со сверстниками. Неудобные вопросы и подшучивание одноклассников, сочувственные взгляды учителей – это будет создавать ощущение потерянности, замкнутости.

Лечение нарушения

Обследование детей с дизартрией и лечение дизартрии производится логопедом и невропатологом. Без регулярного контроля на базе медицинских учреждений ситуация будет только усугубляться.

Они могут назначить медикаменты из списка:

  • Энцефабол
  • Пантокальцин
  • Циннаризин
  • Инстенон
  • Глиатилин
  • Персен
  • Ново-Пассит
  • Актовегин
  • Церебролизат

Прежде чем начать медикаментозное лечение, проконсультируйтесь с врачом. Не занимайтесь самолечением таблетками.

Коррекция дизартрии у детей с нормальным психофизическим развитием

Комплекс упражнений для коррекции дизартрии от эксперта нашего сайта Татьяны Рыбак, учителя-логопеда.

Коррекция  и лечение речевых нарушений посредством логопедических упражнений проводится логопедом. Однако, повторяя эти упражнения в домашних условиях, родители могут значительно сократить сроки коррекции.

Дыхательная гимнастика

Дыхательную гимнастику можно проводить дома и на прогулках. Упражнения выполняют лежа, сидя, стоя.

Дыхательные упражнения желательно проводить в хорошо проветренном помещении. Продолжительность одного подхода не должна превышать 70 секунд. На начальных этапах не более 30 секунд, иначе у ребенка может закружиться голова. Не рекомендуется выполнять дыхательные упражнения перед сном.

  • «Мишка на воздушном шаре»Исходное положение: лежа на спине, руки вдоль туловища.

    «Давай представим, что живот – это воздушный шар. Когда делаем вдох, шарик надувается, при выдохе – животик сдувается». Для контроля на живот ребенка кладут медвежонка (либо другую игрушку). Просим ребенка поднимать игрушку вверх, делая вдох, опускать – делая выдох.

  • «Шарик поет»Основа упражнения остается та же.Просим ребенка научить шарик говорить. На выдохе, когда животик будет опускаться, поем песенку шарика «ф-ф-ф-ф-ф», «а-а-а-а-а», песенку комарика: «з-з-з-з-з-з» и т.д.

    В ходе упражнения формируется диафрагмальное дыхание и ведется работа над голосом.

При выполнении следующих упражнений важны условия:

  1.  Упражнение можно выполнять, как стоя, так и сидя.
  2.  Плечи не должны подниматься вверх.
  3. Щеки не должны надуваться. Воздух проходит через губы.
  4. Время выполнения: не более 1 -1,5 минут на проведение одного подхода.
  • Кораблики
    Не только мальчишки, но и девчонки обожают эту игру. Запускать кораблики можно не только на улице, но и  дома – в ванной или тазике. Кораблики могут быть самыми разными: бумажные, пластмассовые, резиновые.
  • Упражнения с коктейльной трубочкой:

В стакан, который позже закроем крышкой, помещаются пенопластовые шарики. В крышке делается отверстие и вставляется трубочка. Когда ребенок дует через трубочку, получается ураган.

Для упражнения необходим стакан с водой, лист бумаги, краски, кисточка, коктейльная трубочка. Вместе с ребенком лист точечно в хаотичном порядке раскрашиваем красками, но так чтобы в этих цветных точках было достаточное количество воды. Затем просим ребенка дуть на эти точки. Получаются красивые рисунки.

Из картона вырезаем цветок, а из цветной бумаги делаем бабочку.

Бабочка села на цветок. Сдуй бабочку с цветка.

Дуй на шарик, забивай его в ворота. Кто больше голов забьет, ты или я?

Подуй как «ветерок» на вертушку.

Не забывайте о том, что щеки надуваться при этом не должны. Предложите ребенку с помощью зеркала контролировать себя или помогайте ребенку, удерживая щечки руками.

Фон для упражнения нарисовать самостоятельно или найти подходящую картинку в интернете.

Ежик пришел в лес собрать ягодки и грибы, но с деревьев нападало много листиков и теперь еж не может ничего найти. Ежик просит помочь ему. Сдуй листья, не надувая щечки.

Артикуляционные упражнения

Артикуляционная гимнастика «упражнения для язычка»– это важная составляющая часть коррекционной работы. Она необходима для того, чтобы сформировать правильный артикуляционный уклад каждого нарушенного звука, нормализовать тонус мышц языка.

Упражнения для губ

  • «Улыбка», «Лягушка»: широко улыбнуться и удержать губы в таком положении на счет до 5.
  • «Трубочка», «Слоник»: вытянуть губки вперед, удерживать губы в таком положении на счет до 5.
  • Чередование упражнений: “улыбка”-“трубочка”.

Упражнения для щек

  • «Шарик надувается»
  • «Шарик сдувается»
  • Надувать и сдувать шарики попеременно.

Упражнения для языка

  • «Часики»:  широко открыть рот, перемещать язык вправо, влево. Челюсть остается неподвижной.
  • «Качели»: широко открыть рот, поднимать язык то к верхней губе, то к подбородку.Челюсть остается неподвижной.
  • «Лопатка»: широко открыть рот,  “широкий” язык лежит спокойно на нижней губе. Удерживать язык на счет до 5-7.
  • «Чистим зубки»: перемещать язык по кругу «в кармашке» между губами и зубами. Челюсть при этом не двигается. Рот закрыт.
  • «Вкусное варенье»: намазать губы вареньем, шоколадной пастой или чем-нибудь другим, что нравится ребенку. Широко открыть рот, облизать губы по кругу. Челюсть двигаться не должна.
  • «Лошадка»: цокать язычком медленно и сильно, присасывая язычок к нёбу. челюсть при выполнении упражнения должна оставаться неподвижной. При цокании губы можно вытягивать вперед, можно улыбаться. Или делать попеременно: цоканье при трубочке и улыбке.

Источник: https://orechi.ru/narusheniya-rechi/dizartriya

Все о медицине
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: