Языковая ветвь это

Три ветви языка

Языковая ветвь это

Давайте обратимся на несколько минут к теории языкознания и языковедения.
Я не хочу забивать Вам голову ненужной или лишней для жизни информацией.

Но, как преподаватель языков, я знаю, насколько непонятен нам первоначально этот процесс. Слов в чужом языке очень много, и правил их использования тоже.

А если Вы занимаетесь сами? Когда и что тренировать? Сейчас мы с этим разберёмся и всё упростим.

Скачайте mp3-подкаст 24,3 МВ

Дело в том, что при изучении языка мы, как правило, делаем упор на запоминание слов и фраз. И вообще делаем упор на запоминание.

При этом в жизни при работе с большим количеством объектов мы делаем упор совсем на другое — на сортировку. Как я Вас подловила, а?!

Попробуйте свалить всё в шифоньер, а потом всё время помнить, что где лежит! Или в гараже инструменты. Или что-то ещё, где много разноплановых объектов.

В шкафах и в гараже мы всё раскладываем по группам. Носки сюда, юбки туда. Тогда нам не нужно помнить ВСЁ — а только место группы. Там, в группе носков, мы уже разберемся, что нам надо. ))

Почему же в языке мы так не делаем, а валим всё в одну большую кучу, при этом стараемся побольше запомнить — то есть побольше и побыстрее в эту кучу навалить???

Наверное, потому что нас не учат по-другому.

При этом и психологи, и лингвисты давно уже знают одну простую шутку, которую выкидывает мозг — с завидной регулярностью у всех субъектов. Когда наш мозг (сюда включаем и память, и сравнительно-аналитический отдел) набрал довольно-таки много однотипной информации, он САМ рассортирует всё по группам.

Если английский язык у Вас не первый в изучении, то этот момент у Вас уже был — когда Вы вдруг начинаете понимать песни, фразы в фильмах или свободно читать. Точно так же растут наши дети, замечали? Ребенок накапливает информацию, а потом вдруг, в один день просыпается немножко другим — дети растут всегда рывками, родителям это очень заметно.

Такой же в точности процесс происходит при изучении языка.

Для того, чтобы мозг сам рассортировал информацию, необходимо:

  1. Предоставить ему много информации (то есть языком нужно заниматься много, а не по 15 минут в день);
  2. Предоставить ему много однотипной информации (например, когда мы учим какую-то одну тему по разным источникам — у каждого преподавателя и автора учебника есть свой взгляд на язык)
  3. Намекнуть ему, что для Вас это важно — вывод о важности мозг делает сам, если Вы занимаетесь регулярно (то есть даете ему регулярную подпитку и новой, и старой [повторяющейся] информации)*

Долгожители изучения языка, подтвердите: где-то на второй-третий год занятий у Вас наступил момент «прозрения». «Я вдруг стал понимать английские песни, как будто они поются по-русски!»

А зачем я Вам всё это говорю?

Вывод прост. А нельзя ли сразу всё раскладывать на полки? И в кучу не валить? Тогда процесс усвоения языка идет на порядок быстрее!

Честно сказать, я не очень доверяю технике 25го кадра, потому что не знаю, как она работает. Все способы непонятного воздействия на мозг я не приветствую. Когда Вы знаете, что перед Вами или с Вами происходит — Вы это можете регулировать.

Обычно преподаватели ученикам эту тему не раскрывают. Наверное, боятся открывать методику. Я не боюсь. Люблю английский, у меня с ним много связано по жизни — и люблю им делиться. Учите, пользуйтесь, растите, расширяйте границы своей жизни!

Раскладываем по полкам.

1. В языковедении есть несколько разделов, которые занимаются чем-то одним очень узко. Специализация там у них тоже вполне процветает! Вот они, эти разделы:

  1. Фонетика
  2. Семантика
  3. Лексика
  4. Морфология
  5. Синтаксис

2. Наш мозг хорошо оперирует количеством объектов 7+-2. То есть 5-9. Чем меньше главных групп для работы мы себе сделаем — тем проще нам будет ориентироваться в новом для нас языке с самых первых шагов.

3. Когда мы сосредоточены на запоминании — процесс творчества практически блокирован. А это очень сильно замедляет путь.

Если же мы заняты сравнением (вот почему говорят, что два языка учить одновременно проще, чем один; это именно так — я проверяла), использованием или каким-то творческим процессом (придумать стишок, чтобы запомнить слово или фразу), то запоминание при этом происходит автоматически.

Теперь, используя эти знания, мы упростим работу с языком.

Три Ветви Языка

Чтобы не плодить сущности без необходимости, мы с Вами объединим некоторые пункты. И получаем Три Ветви Языка:

  1. Фонетика — так и оставим, это звуки и их смыслопередающие функции.
  2. Лексика (+ семантика) — это фразы, идиомы, пословицы и всё, что наполняет смыслом нашу речь.
  3. Грамматика (Синтаксис + морфология) — на эту полочку мы сложим всё, что касается построения слов и предложений. 

И заниматься нужно Вам вот этими тремя направлениями.

(нажмите на картинку правой кнопкой, чтобы увидеть крупнее)

Как заниматься — об этом будет сказано дальше.

Информация для любознательных:

Фоне́тика (от греч. φωνή — «звук», φωνηεντικός — «звуковой») — раздел языкознания, изучающий звуки речи и звуковое строение языка (слоги, звукосочетания, закономерности соединения звуков в речевую цепочку). ru.wikidedia.org Вверх…
Сема́нтика (от др.-греч. σημαντικός — обозначающий) — раздел языкознания, изучающий значение единиц языка. В качестве инструмента изучения применяют семантический анализ. В конце XIX — начале XX века семантика часто называлась также семасиологией (от др.-греч.sēmaino — указываю, означаю). Учёные, занимающиеся семантикой, до сих пор называются семасиологами (хотя с этим термином конкурируют другие). Также «семантикой» может обозначаться сам круг значений некоторого класса языковых единиц («семантика глаголов движения»). ru.wikidedia.org Вверх…
Ле́ксика (от др.-греч. τὸ λεξικός — «относящийся к слову», от ἡ λέξις — «слово», «оборот речи») — совокупность слов того или иного языка, части языка или слов, которые знает тот или иной человек или группа людей. Лексика является центральной частью языка, именующей, формирующей и передающей знания об объектах реальной действительности. Например, лексика современного русского языка состоит более чем из полумиллиона слов.По социальному употреблению, происхождению и функциональной направленности лексика разделяется на пласты, между которыми нет жёстких границ. Все социальные преобразования в жизни общества отражены в лексике языка.Словарный состав языка — наиболее открытая и подвижная сфера языка. В него непрерывно входят новые слова и постепенно уходят старые. Нарастающая сфера человеческих знаний прежде всего закрепляется в словах и их значениях, благодаря чему лексических приобретений в языке становится все больше. Образование, наука, новейшие технологии, сведения из других культур — всё это формирует новый тип современного общества (информационное), в котором формируется новый языковой стиль — стиль эпохи информационного развития.Лексика — весь словарный запас языка, в котором выделяют активную и пассивную составляющие.
  • Архаизмы — устаревшие слова.
  • Неологизмы — новые слова.
  • Омонимы — одно слово, имеющее несколько значений.
  • Антонимы — противоположные по значению.
  • Паронимы — частичное звуковое сходство, разные по значению.
  • Однозначные слова — слова, имеющие одно значение.
  • Многозначные слова — слова, имеющие два и более значений.

Стили речи

ХудожественныйНаучныйДеловойРазговорныйПублицистический
Вымысел писателя, портрет, описание действующих лиц, диалог, монолог
Нет вымысла
Официальные бумаги
Не соблюдаются литературные нормы
в газетах и журналах

Типы речи

ОписаниеПовествованиеРассуждение
Описание какого-либо предмета, явления и др.целостный рассказ (часто в художественном стиле речи)рассуждение о чем-либо

ru.wikidedia.org Вверх…

Морфоло́гия (от др.-греч. μορφή — «форма» и λόγος — «учение») — раздел лингвистики, основным объектом которого являются слова естественных языков и их значимые части (морфемы). В задачи морфологии, таким образом, входит определение слова как особого языкового объекта и описание его внутренней структуры.Морфология, согласно преобладающему в современной лингвистике пониманию её задач, описывает не только формальные свойства слов и образующих их морфем (звуковой состав, порядок следования, и т. п.), но и те грамматические значения, которые выражаются внутри слова (или «морфологические значения»). В соответствии с этими двумя крупными задачами, морфологию часто делят на две области: «формальную» морфологию, или морфемику, в центре которой находятся понятия слова и морфемы, и грамматическую семантику, изучающую свойства грамматических морфологических значений и категорий (то есть морфологически выражаемое словообразование и словоизменение языков мира).Наряду с обозначением некоторой области лингвистики, термин «морфология» может обозначать и часть системы языка (или «уровень» языка) — а именно, ту, в которой содержатся правила построения и понимания слов данного языка. Так, выражение испанская морфология соотносится с частью испанской грамматики, в которой изложены соответствующие правила испанского языка. Морфология как раздел лингвистики является в этом смысле обобщением всех частных морфологий конкретных языков, то есть совокупностью сведений о всех возможных типах морфологических правил.Морфология вместе с синтаксисом составляют грамматику; но этот последний термин часто употребляется и в более узком смысле, практически как синоним морфологии («грамматическое значение», «грамматическая категория»).Ряд лингвистических концепций (особенно генеративистских) не выделяет морфологию как отдельный уровень языка (таким образом, после фонологии начинается сразу синтаксис). ru.wikidedia.org Вверх…
Си́нтаксис (от др.-греч. σύνταξις — «построение, порядок, составление») — раздел лингвистики, изучающий строение предложений и словосочетаний.В синтаксисе решаются следующие основные вопросы:
  1. связь слов в словосочетаниях и предложениях;
  2. рассмотрение видов синтаксической связи;
  3. определение типов словосочетаний и предложений;
  4. определение значения словосочетаний и предложений;
  5. соединение простых предложений в сложные.

ru.wikidedia.org Вверх…

———————
* В данном случае слово «регулярно» не имеет общего для всех значения.  Мой опыт изучения и преподавания языков говорит о том, что темп и регулярность у каждого своя.

Кому-то правильно и эффективно заниматься по 20 минут каждый день. Кому-то — два раза в неделю по 2-3 часа. А кому-то два раза в месяц по 3-4 дня.

Но если Вы продолжаете заниматься языком — Ваш мозг это отметит и будет более внимательно к этой информации относиться.
Нравится

Источник: http://www.common-language.ru/webinars/three-arms/

аудиокурс английского языка

Языковая ветвь это

Рассмотрим происхождение языков: когда то количество языков было небольшим. Это были так называемые «протоязыки». Со временем протоязыки начали распространяться по Земле, каждый из них стали родоначальником своей языковой семьи. Языковая семья это самая крупная единица классификации языка (народов и этносов) по признаку их языкового родства.

Далее родоначальники языковых семей распались на языковые группы языков. Языки, которые произошли от одной языковой семьи (то есть произошли от одного «протоязыка») называют «языковой группой».

Языки одной языковой группой сохраняют много общих корней, имеют похожесть грамматического строя, фонетические и лексические совпадения.

Сейчас насчитывается более 7000 языков из более чем 100 языковых семей языков.

Языковые семьи языков

Лингвисты установили более ста основных языковых семей языков. Предполагается что языковые семьи не связанны друг с другом, хотя имеется гипотеза о едином происхождении всех языков от единого языка. Основные языковые семьи приведены ниже.

Как видно из списка ~45% населения Земли говорит на языках индоевропейской семьи языков.

Языковые группы языков

Далее родоначальники языковых семей распались на языковые группы языков. Языки, которые произошли от одной языковой семьи (то есть произошли от одного «протоязыка») называют «языковой группой».

Языки одной языковой группы имеют много совпадений в корнях слов, в грамматическом строе и фонетике. Имеется и более мелкое деление групп на подгруппы.

Индоевропейская семья языков.

Индоевропейская семья языков — самая распространённая в мире языковая семья. Число носителей языков индоевропейской семьи превышает 2,5 млрд. человек, которые живут на всех обитаемых континентах Земли.

Языки индоевропейской семьи произошли в результате последовательного распада индоевропейского праязыка, начавшегося порядка 6 тысяч лет назад.

Таким образом все языки индоевропейской семьи происходят от единого праиндоевропейского языка.

Индоевропейская семья включает в себя 16 групп, включая 3 мертвые группы. Каждая группа языков может делиться на подгруппы и языки. В таблице, представленной ниже, не указаны более мелкое деление на подгруппы, а так же отсутствуют мертвые языки и группы.

Индоевропейская семья языков Языковые группы Входящие языки
АрмянскаяАрмянский язык ( восточноармянский, западноармянский язык)
БалтийскаяЛатышский, Литовский
ГерманскаяФризские языки (Западнофризский, Восточнофризский,Севернофризский языки), Английский язык, Шотландский (англо-шотландский) язык, Нидерландский язык, Нижненемецкий язык, Немецкий язык, Еврейский язык (идиш), Исландский язык, Фарерский язык, Датский язык, Норвежский язык (Ландсмол, Букмол, Нюнорск), Шведский язык (Шведское наречие в Финляндии, Сконское наречие), Гутнийский
ГреческаяНовогреческий язык, Цаконский язык, Итало-румейский язык
ДардскаяГлангали, Калаша, Кашмири, Кхо, Кохистани, Пашаи, Пхалура, Торвали, Шина, Шумашти
ИллирийскаяАлбанский язык
ИндоарийскаяСингальский, Мальдивский, Хинди, Урду, Ассамский, Бенгальский, Бишнуприя-манипури, Ория язык, Бихарские языки, Панджаби, Лахнда, Гуджури, Догри
ИранскаяОсетинский язык, Ягнобский язык, Сакские языки, Язык пушту Памирские языки, Белуджский язык, Талышский язык, Бахтиярский язык, Курдский язык, Диалекты Прикаспия, Диалекты Центрального Ирана, Зазаки (язык заза, димли),Горани (гурани), Персидский язык (фарси), Хазарейский язык, Таджикский язык, Татский язык
КельтскаяИрландский язык (Ирландский гэльский), Гэльский язык (Шотландский гэльский), Мэнский язык, Валлийский, Бретонский, Корнский языки
НуристанскаяКати (камката-вири), Ашкун (ашкуну), Вайгали (калаша-ала),Трегами (гамбири), Прасун (васи-вари)
РоманскаяАромунский, Истрорумынский, Мегленорумынский, Румынский, Молдавский, Французский, Нормандский, Каталанский, Провансальский, Пьемонтский, Лигурский (современный), Ломбардский, Эмилиано-романьольский, Венетский, Истророманский, Итальянский, Корсиканский, Неаполитанский, Сицилийский, Сардинский, Арагонский, Испанский, Астурлеонский, Галисийский, Португальский, Мирандский, Ладино, Ретороманский, Фриульский, Ладинский
СлавянскаяБолгарский язык, Македонский язык,Церковнославянский язык, Словенский язык,Сербско-хорватский язык (штокавский), Сербский язык (экавский и иекавский), Черногорский язык (иекавский), Боснийский язык, Хорватский язык (иекавский), Кайкавское наречие, Молизско-хорватский, Градищанско-хорватский, Кашубский, Польский, Силезский, Лужицкая подгруппа (Верхнелужицкий и Нижнелужицкий, Словацкий, Чешский, Русский язык, Украинский язык, Полесский микроязык, Русинский язык, Югославско-русинский язык, Белорусский язык

Классифиция языков объясняет причину сложности изучения иностранных языков.

Носителю славянского языка, который относятся к славянской группе индоевропейской семьи языков, легче изучить язык славянской группы, чем язык другой группы индоевропейской семьи, такие как языки романской группы (французский) или германской группы языков (английский). Еще сложнее изучить язык другой языковой семьи, к примеру китайский язык, который не входит в индоевропейскую семью, а относится к сино-тибетской семье языков.

Выбирая иностранный язык для изучения, руководствуются практической, а чаще экономической стороной дела. Для получения хорошо оплачиваемой работы, выбирают в первую очередь такие востребованные языки, как английский или немецкий языки.

курс VoxBook поможет вам в изучении английского языка

Дополнительные материалы по языковым семьям

Ниже представленя основные языковые семьи и языки входящие в них. Индоевропейская языковая семья разобрана выше.

Сино-тибетская (китайско-тибетская) языковая семья

Сино-тибетская – одна из крупнейших языковых семей мира. Включает более 350 языков, говорящих более 1200 млн. чел. Китайско-тибетские языки делят на 2 группы, на китайскую и тибето-бирманскую.
 ● Китайскую группу образует китайский язык и его многочисленные диалекты, число носителей языка более 1050 млн. человек. Распространен в Китае и за его пределами.

и миньские языки с числом носителей языка более 70 млн. человек.
 ● Тибето-бирманскую группа включает около 350 языков, с числом носителей около 60 млн. человек. Распространены в Мьянме (бывшая Бирма), Непале, Бутане, юго-западном Китае и северо-востоке Индии. Основные языки: бирманский (до 30 млн. говорящих), тибетский ( более 5 млн.), каренские языки ( более 3 млн.

), манипури ( более 1 млн.) и другие.

Алтайская (гипотетическая) языковая семья включает тюркскую, монгольскую и тунгусо-манчжурскую языковые группы. иногда включают Корейскую и Японо-рюкюскую языковые группы.  ● Тюркская языковая группа — широко распространённых в Азии и Восточной Европе. Число говорящих более 167,4 млн человек.

Делятся на следующие подгруппы:     ・ Булгарская подгруппа: чувашский (мертвые – булгарский, хазарский).     ・ Огузская подгруппа: туркменский, гагаузский, турецкий, азербайджанский (мертвые – огузский, печенежский).

    ・ Кыпчакская подгруппа: татарский, башкирский, караимский, кумыкский, ногайский, казахский, киргизский, алтайский, каракалпакский, карачаево-балкарский, крымско-татарский. (мертвые – половецкий, печенежский, золотоордынский).     ・ Карлукская подгруппа: узбекский, уйгурский.

    ・ Восточно-хуннская подгруппа: якутский, тувинский, хакасский, шорский, карагасский. (мертвые – орхонский, древнеуйгурский.)  ● Монгольская языковые группа включает несколько близкородственных языков Монголии, Китая, России и Афганистана. Включает современный монгольский (5,7 млн. чел.

), халха-монгольский (халха), бурятский, хамниганский, калмыцкий, ойратский, шира-югурский, монгорский, баоаньско-дунсянский кластер, могольский язык — Афганистан, дагурский (дахурский) языки.  ● Тунгусо-маньчжурские языковая группа родственные языки в Сибири (включая Дальний Восток), Монголии и севера Китая.

Число носителей 40 — 120 тысяч человек. Включает две подгруппы:     ・ Тунгусская подгруппа: эвенкийский, эвенкский (ламутский), негидальский, нанайский, удэйский, ульчский, орочский, удэгейский.     ・ Маньчжурская подгруппа: маньчжурский.

Языки австронезийской языковой семьи распространены в Тайване, Индонезия, Явы — Суматры, Бруней, Филиппины, Малайзия, Восточный Тимор, Океании, Калимантана и Мадагаскара. Это одна из крупнейших семей ( число языков свыше 1000, число говорящих свыше 300 мил. чел.). Делятся на следующие группы:  ● западные австронезийские языки  ● языки восточной Индонезии  ● океанийские языки

 ● Семитская группа     ・ Северная подгруппа: айсорский.     ・ Южная группа: арабский; амхарский и др.     ・ мертвые: арамейский, аккадский, финикийский, хананейский, древнееврейский (иврит).

    ・ иврит (возрожден государственный язык Израиля).  ● Кушитская группа: галла, сомали, беджа.  ● Берберская группа: туарег, кабил и др.  ● Чадская группа: хауса, гвандараи др.

 ● Египетская группа (мертвая): древнеегипетский, коптский.

Входят языки доиндоевропейского населения полуострова Индостан:  ● Дравидийская группа: тамильский, малалаям, каннара.  ● Группа андхра: телугу.  ● Центральноиндийская группа: гонди.  ● Язык брахуи (Пакистан).

Австроазиатские (аустроазиатские) семья языков, распространённых в Юго-Восточной Азии (Вьетнам, Таиланд, Камбоджа, Лаос, Бирма, Малайзия, Китай) и на востоке Индии.  ● Вьетнамская группа: вьетнамский.  ● Мон-кхмерская группа: мон, кхаси, кхмеры, сеной, семанги, никобар.  ● Группа мяо-яо: мяо, яо.  ● Группа мунда: мунда (Индия).

Японо-рюкюская (японская) семья языков распространены на Японском архипелаге и на островах Рюкю. японский – это изолированный язык, который иногда относят к гипотетической Алтайской семье. В состав семьи входят:   ・японский язык и диалекты.   ・рюкюские языки (амами-окинавский, сакисимский и йонагунский язык).

Корейская языковая семья представлена одним единственным языком – корейским. Корейский – это изолированный язык, который иногда относят гипотетической Алтайской семье. В состав семьи входят:   ・японский язык и диалекты.   ・рюкюские языки (амами-окинавский, сакисимский и йонагунский язык).

Тай-кадайския (тайско-кадайская, дун-тайская, паратайская) семья языков, распространена на полуострове Индокитай и в прилегающих районах Южного Китая.  ●языки ли (хлай (ли) и цзямао)Тайские языки     ・северная подгруппа: северные диалекты чжуанского языка, буи, сэк.

    ・центральная подгруппа: тай (тхо), нунг, южные диалекты чжуанского языка.     ・юго-западная подгруппа: тайский (сиамский), лаосский, шанский, кхамти, ахомский язык, языки черных и белых тай, юан, лы, кхын.  ●Дун-шуйские языки: дун, шуй, мак, тхен.

 ●Бе  ●Кадайские языки: лакуа, лати, языки гэлао (северный и южный).  ●языки ли (хлай (ли) и цзямао)

Уральские языковая семья, включает две группы — финно-угорскую и самодийскую.  ●Финно-угорская группа:     ・прибалтийско-финская подгруппа: финский, ижорский, карельский, вепсский языки, эстонский, водский, ливский языки.     ・волжская подгруппа: мордовская язык, марийский язык.

    ・пермская подгруппа: удмуртский, коми-зырянский, коми-пермяцкий и коми-язьвинский языки.     ・угорская подгруппа: хантыйский и мансийский, а также венгерский языки.     ・саамская подгруппа: языки на которых говорят саамы.

 ●Самодийские языки традиционно делятся на 2 подгруппы:     ・северная подгруппа: ненецкий, нганасанский, энецкий языки.     ・южная подгруппа: селькупский язык.

Источник: https://voxbook.ru/stati/publication/yazykovye-semi-i-yazykovye-gruppy-yazykov

Родство языков, статья 3а. Генеалогическое древо языков

Языковая ветвь это
Популярно о языках мира

Ссылки на предыдущие статьи:

  • Родство языков, статья 1. Близкородственные языки;
  • Родство языков, статья 2a. Дальнее родство: английский и русский;
  • Родство языков, статья 2б. Дальнее родство: языки Индии.

Решения задач по лингвистике:

  • решение задачи из Статьи 1 про корову;
  • решения задач из Статьи 2б на переводы с испанского и с хинди.

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Мы продолжаем наш разговор о генеалогической классификации языков и об их родстве между собой.

В предыдущих статьях я рассказал вам о двух степенях языкового родства: в Статье 1 мы рассмотрели примеры близкородственных языков и познакомились с понятием языковой группы (так принято называть объединение всех близкородственных языков друг с другом), а в Статьях 2а и 2б мы поговорили о языках, находящихся между собой в отношении дальнего родства, и познакомились с понятием языковой семьи (так принято называть объединение всех языков и языковых групп, связанных дальним родством). Там же было дано и общее представление об индоевропейской семье языков, и мы рассмотрели конкретные примеры дальнего родства между языками этой семьи путём сопоставления русского языка с английским (Статья 2а) и с некоторыми языками Индии, а именно с санскритом и с хинди (Статья 2б).

На этот раз я расскажу вам о генеалогическом древе языков: мы рассмотрим его на примере генеалогического древа уже знакомой нам индоевропейской семьи.

Вы также узнаете о том, что генеалогическая классификация языков на самом деле не ограничивается лишь двумя уровнями иерархии (языковые группы и языковые семьи): я поведаю вам как о подгруппах внутри языковых групп, так и о более крупных ветвях внутри языковой семьи, которые могут объединять в себе несколько групп языков.

Снова обращаю ваше внимание на очередное изменение в плане статей. Первоначально я намеревался рассмотреть вопрос о генеалогическом древе в рамках статьи о многообразии языков на Земле.

Но так как мне не хотелось оставаться голословным и я стремился дать больше наглядных примеров, то статья в итоге получилась длиннее, чем я ожидал.

Поэтому я решил вынести подтему о генеалогическом древе в отдельную статью, а статья о языковом многообразии выйдет следующей.

Примерный план статей

Генеалогическое древо языков

В предыдущих статьях я показал вам несколько упрощённую систему генеалогической классификации языков с выделением только двух уровней иерархии (языковая группа и языковая семья). В реальности же таких уровней бывает значительно больше.

Внутреннее деление языковых групп

Начнём с того, что языковая группа часто делится на подгруппы. Так, например, наша родная славянская группа языков, в свою очередь, подразделяется на три подгруппы:

  • восточнославянская подгруппа (русский, украинский, белорусский языки);
  • западнославянская подгруппа (польский, чешский, словацкий и ряд других языков);
  • южнославянская подгруппа (сербский, словенский, болгарский, македонский и ряд других).

Языки, принадлежащие к одной и той же подгруппе, заметно более близки между собой, чем языки из разных подгрупп.

Это объясняется разной длительностью их независимого развития: если время распада праславянского языка (общего предка всех нынешних славянских языков) на три отдельные ветви, согласно разным источникам, оценивается в 1240 – 1300 лет назад (что приходится на период VIII века нашей эры), то дальнейшее разделение восточнославянских языков имело место в XIII – XIV веках. По этой причине наиближайшими родственниками русского языка оказываются украинский и белорусский языки, тогда как польский или, скажем, сербский от нас в этом смысле несколько дальше.

Следующий рисунок наглядно иллюстрирует внутреннюю классификацию славянских языков.

Обратите внимание, что среди языков южнославянской подгруппы также показан и ныне мёртвый старославянский язык (не путайте его с праславянским!), – это ни в коем случае не общий предок всех славянских языков, а всего лишь первый среди славян литературно-письменный язык, бывший в активном употреблении с IX по XI век и оказавший огромное влияние на развитие других славянских языков, в том числе и русского.

Внутренняя классификация славянских языков

Аналогично, уже известная вам германская группа языков (в Статье 1 мы сравнивали фразы на четырёх крупнейших языках этой группы) включает в себя две подгруппы:

  • западногерманская подгруппа (немецкий, люксембургский, идиш, нидерландский, английский и ряд других языков);
  • северогерманская, или скандинавская, подгруппа (шведский, датский, норвежский, исландский и фарерский языки).

Примечание. Лингвисты выделяют ещё и восточногерманскую подгруппу, однако все входящие в неё языки к настоящему времени вымерли (например, это готский, бургундский и ряд других языков, остававшихся в употреблении вплоть до XV века). Так как в данной статье мы будем говорить только о живых языках, то в общий список я эту подгруппу включать не стал.

А вот романская группа языков (в той же Статье 1 мы сравнивали фразы на четырёх крупнейших языках также и этой группы) насчитывает аж шесть подгрупп: итало-романские, иберо-романские, окситано-романские, галло-романские, ретороманские и балкано-романские языки. Классификация романских языков довольно сложна и заслуживает отдельного разговора. Возможно, как-нибудь в следующий раз я познакомлю вас с ней подробнее.

Ещё сложнее внутренняя классификация языков индоарийской группы, краткий обзор которой был сделан в Статье 2б: разные лингвисты выделяют в ней до семи – восьми подгрупп, некоторые из которых, в свою очередь, имеют ещё и более дробное внутреннее деление.

Между группой и семьёй

Несколько языковых групп в составе языковой семьи могут объединяться в более крупную ветвь. Так, например, всё та же славянская группа языков генеалогически объединяется вместе с балтийской группой в общую балто-славянскую ветвь с более древними корнями.

Эта большая ветвь выделилась из некогда единого праиндоевропейского языка-предка не позднее 2000 года до нашей эры (более точные даты являются предметом дискуссий), а позже, примерно к 1400 году до нашей эры, она распалась на две отдельные подветви: балтийскую и славянскую, из которых затем и развились две эти группы языков.

Балтийская языковая группа в настоящее время включает в себя только два основных живых языка: литовский и латышский.

Учёным-лингвистам хорошо известно, что латышский язык за время своего существования изменился значительно сильнее, чем литовский, тогда как литовский в существенно большей степени сохранил черты древнего прабалтийского языка.

Именно по этой причине среди всех мировых языков за пределами славянской группы ближайшим родственником русского является литовский, второе же по степени близости к русскому языку место занимает, соответственно, латышский (конечно же, если не брать в расчёт славянские языки).

Структура балто-славянской ветви

В качестве иллюстрации относительно близкого родства между литовским и русским языками приведу одну простую (и весьма распространённую!) фразу на литовском: Labas vakaras, draugai! (Можете скопировать её и вставить в какой-нибудь поисковик: вы убедитесь, насколько часто она используется.) Данная фраза произносится примерно так: [Ла́бас ва́карас, дроугэ́й!], а в переводе на русский она означает «Добрый вечер, друзья!»

Чем же для нас так интересна эта литовская фраза? А тем, что она состоит всего из трёх слов и при этом два из них являются когнатами хорошо знакомым нам словам русского языка (о когнатах я подробно рассказывал в Статье 2а – напомню, что в лингвистике так называют исконные слова в родственных языках, происходящие от общего корня). Так, литовское слово ва́карас того же корня, что и русское вечер: легко заметить, что звук [к] в русских словах часто переходит в [ч] (река → речной, пеку → печёшь, звук→ звучать и т. д.). Что же касается литовского слова дроугэ́й (в единственном числе – дроу́гас), то, думаю, здесь и без комментариев всё понятно.

Добрый вечер, друзья!

Если вам интересно, на этом сайте вы найдёте длиннющий список лексических соответствий между литовским и русским языками. Подобно тому как я уже делал раньше, с помощью этого списка я попытался составить небольшое предложение на литовском так, чтобы все слова в нём были когнатами знакомым вам русским словам. И вот что у меня получилось:

  • Tavo anūkas, bėgantis sniege, pasodino eglę prie ežero.[Та́во ану́кас, бе́гантис снегя́, пасоди́но э́гле пре э́жеро.]Твой внук, который бегает по снегу, посадил ель у озера.

Здесь, как обычно, в первой строке дана запись в оригинальной литовской орфографии, во второй – в условной русской транскрипции, а в третьей – перевод предложения на русский.

Чтобы сполна ощутить, насколько на самом деле литовский язык близок к славянским, рекомендую вам прочитать литовское предложение, которое я только что написал, медленно и внимательно, по возможности – вслух. Почувствовали? Конечно же, литовский язык – не славянский (это представитель балтийской группы), и потому он значительно отличается от славянских языков, но всё же в нём немало знакомых нам слов.

Примечание. Честно скажу, что я не владею литовским. Предложение на этом языке я составлял с помощью онлайн-словаря, в котором можно найти не только сами слова, но и их грамматические формы. Однако я вполне допускаю, что в моём переводе могут быть грамматические ошибки.

Если среди моих читателей найдутся такие, у которых литовский – родной, то прошу вас проверить моё «творчество» на предмет грамматики: буду искренне признателен за ваши исправления!

Но чтобы у вас не сложилось неверное представление, будто бы любой текст на литовском можно легко понять без перевода, процитирую Статью 1 Всеобщей декларации прав человека в переводе на литовский (как и ранее, все переводы данного фрагмента Декларации позаимствованы с сайта https://omniglot.com):

  • Visi žmonės gimsta laisvi ir lygūs savo orumu ir teisėmis. Jiems suteiktas protas ir sąžinė ir jie turi elgtis vienas kito atžvilgiu kaip broliai.

В условной русской транскрипции это будет выглядеть примерно так:

  • Виси́ жмо́нес ги́мста лэйсви́ ир ли́гус са́во оруму́ ир тя́йсемис. Емс су́тейктас про́тас ир са́жине ир е ту́ри э́льгтис ве́нас ки́то а́тжвильгю кэйп бро́лей.

К сожалению, перевод данного фрагмента текста на русский мне приходится таскать из статьи в статью, что, вообще говоря, не очень хорошо. Но, чтобы вам лишний раз не прыгать по ссылкам, продублирую его снова:

  • Все люди рождаются свободными и равными в своём достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства.

Что же касается латышского языка, то он, как я уже отмечал, в большей степени отдалился от нашего общего балто-славянского предка. Однако и в латышском есть узнаваемые когнаты, например, та же фраза «Добрый вечер, друзья!» по-латышски звучит как Labvakar, draugi! [Лабва́кар, дра́уги!] – весьма похоже на то, что мы видели выше.

Примечание 1.

Надеюсь, среди моих читателей мало кто сможет перепутать Литву и Латвию, но на всякий случай напомню: по-литовски говорят в Литве (это там, где Вильнюс, Клайпеда, Каунас), а по-латышски – в Латвии (это там, где Рига, Юрмала, Даугавпилс).

Примечание 2. Хотя Эстония и находится рядом с Латвией и Литвой, эстонский язык никакого отношения к балтийской группе не имеет и даже не входит в индоевропейскую семью.

Страны Прибалтики на карте:

Карта Прибалтики

Ещё один пример объединения языковых групп в более крупную ветвь внутри языковой семьи – это индоиранская ветвь, включающая в себя индоарийскую и иранскую группы языков. Индоарийскую группу мы уже достаточно подробно разобрали в Статье 2б, а к крупнейшим иранским языкам относятся такие, как:

  • персидский язык в Иране;
  • язык пушту (или пашто) в Афганистане и на северо-западе Пакистана;
  • курдский язык в Передней Азии (регион проживания курдов, так называемый Курдистан, охватывает собой части территорий Турции, Сирии, Ирака и Ирана);
  • таджикский язык в Таджикистане;
  • язык дари в северных и в центральных районах Афганистана (также известный как фарси-кабули или афгано-персидский);
  • белуджский язык в юго-западной части Пакистана

и другие. К этой же самой группе принадлежит и осетинский язык на Северном Кавказе.

Современные осетины считаются потомками аланов – ираноязычных кочевых племён скифо-сарматского происхождения, обитавших в Предкавказье и Приазовье вплоть до XIII века.

Интересно, что официальное название Северной Осетии (Республика Северная Осетия – Алания) по-осетински звучит как Республикæ Цæгат Ирыстон – Алани (обратите внимание на сходство названия Ирыстон с названием Иран,

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5db80ef1bc251400b2465f8a/rodstvo-iazykov-statia-3a-genealogicheskoe-drevo-iazykov-5ded65ed3d5f6900b35149e3

Индоевропейская языковая семья

Языковая ветвь это

Определение 1

Индоевропейская языковая семья – это самая распространённая в мире группа родственных языков, то есть языков, которые имеют общее происхождение от одного и того же праязыка.

Ранее эта семья называлась арийской (теперь этим определением обозначаетсяязыковая ветвь в составе этой семьи). Определение «индоевропейская» (англ. «Indo-European») было введено в 1813 году английским учёным Томасом Юнгом. Также возможно такое определение этой языковой семьи, как «индогерманская» (используется в немецкоязычной литературе).

В составе индоевропейской языковой семьи выделяют 437 языков, которые объединены почти в 30 языковых групп, а те в свою очередь – в 10 языковых ветвей:

  • арийская ветвь (состоит из нуристанской, индоарийской, дардской и иранской групп);
  • греко-фригийско-армянская ветвь (состоит из греческой, фригийской и армянской групп);
  • палеобалканская ветвь (состоит из иллирийской, иллирийско-албанской и фракийской групп);
  • балто-славянская ветвь (состоит из балтийской и славянских групп);
  • германская ветвь (состоит из западногерманской, северогерманской/скандинавской, восточногерманской групп, а также креольских и парацыганских языков на германской основе);
  • венетская ветвь;
  • италийская ветвь (состоит из сабельской, оскоско-умбрской, латино-фалискской, романской групп, а также креольских и парацыганских языков на итальянской основе);
  • кельтская ветвь (состоит из парацыганских языков на кельтской основе);
  • тохарская ветвь;
  • анатолийская (хетто-лувийская) ветвь (состоит из палайской, хеттской, лувийской, лидийской, троянской и филистимской групп).
  • Курсовая работа 470 руб.
  • Реферат 260 руб.
  • Контрольная работа 200 руб.

Если рассматривать географическую карту мира с точки зрения лингвистического распределения, то на ней можно проводить определённые границы – изоглоссы.

Одной из самых известных изоглосс является изоглосса кентум—сатем, которая проходит по границе Восточной Европы (бывший «соц. лагерь», включая Балканский полуостров и полуостров Малая Азия).

К западу от этой границы распространены языки группы «кентум», а к востоку от неё – языки группы «сатем».

Различие этих групп состоит в особенностях произношения согласных звуков, вызванных разными эволюционными путями развития единого праиндоевропейского языка. Большинство согласных в языках группы «кентум» трансформировались в велярные (заднеязычные). А в языках группы «сатем» кроме велярных активно развились шипящие и свистящие согласные.

Происхождение индоевропейской языковой семьи

Индоевропейским праязыком считается реконструированный лингвистами праиндоевропейский язык. Время его появления относится к четвёртому тысячелетию до нашей эры. Место его появления в настоящее время является одним из дискуссионных вопросов эволюционной лингвистики. В качестве одних из вариантов рассматривают восточноевропейские, переднеазиатские, степно-поволжские регионы.

Наибольшую поддержку и разработку получила гипотеза о двух прародинах индоевропейцев. Её сформулировал в 1873 году Миллер. Он, основываясь на установленной языковой близости индоевропейского праязыка с кавказскими и семито-хамитскими языками, предположил, что индоевропейцы имеют две прародины: территории Армянского нагорья и восточноевропейских степей.

Последующие исследования, которые проводились многочисленными лингвистами, во многом подтвердили гипотезу о двух прародинах. Имевшиеся отличия в основном заключались в небольших уточнениях территорий (например, не восточноевропейские степи, а причерноморские побережья).

Кроме того, существует гипотеза о существовании ностратической макросемьи языков, которая объединяет несколько крупных языковых семей (в том числе, индоевропейской).

В соответствии с ностратической гипотезой, эти языковые семьи произошли от единого праностратического языка.

Однако эта гипотеза остаётся неподтверждённой и довольно часто подвергавшейся критике со стороны большого числа лингвистов.

Членство языков в индоевропейской языковой семье определяется генеалогическими отношениями, что означает, что все члены считаются потомками общего предка – праиндоевропейского языка.

Подходящим представлением генеалогической истории языковой семьи считается «древовидная модель». Чаще всего она применяется в случае отсутствия контактов между сообществами после разделения их языков. На сегодняшний день большинство лингвистов предполагают, что древовидная модель в целом справедлива для индоевропейской семьи.

Однако также существует давняя традиция «волновых моделей», которые является более точным представлением диверсифицируемых и контактирующих друг с другом языков. Например, были зафиксированы языковые явления и изменения, общие для германских и балто-славянских языков.

Текущее состояние индоевропейских языков

Сегодня численность носителей языков индоевропейской языковой семьи составляет более 3,2 миллиардов людей, что является самым большим числом среди всех признанных языковых семей. Это способствовало распространению этой группы языков на всех обитаемых континентах Земли.

Согласно современным лингво- и этоностатистическим данным, первая двадцатка самых распространенных языков наполовину представлена индоевропейскими языками (1,7 млрд. носителнй): испанский, английский, хиндустани, португальский, бенгальский, русский, панджаби, немецкий, французский и маратхи.

Кроме того, сотни миллионов людей во всем мире изучают индоевропейские языки в качестве иностранного (второго, третьего и т.д.). В том числе это относится к культурам, которые имеют совершенно исторические корни. Например, в настоящее время до одного миллиарда людей изучают английский язык.

Успех и доминирование индоевропейской языковой семьи обусловлен миграцией древних индоевропейцев на малозаселённые территории Евразии – крупнейшего материка на Земле. В более поздние периоды именно представители индоевропейской культуры совершали крупные географические открытия и, впоследствии, колонизировали новые земли, а местных жителей либо ассимилировали с собой, либо истребляли.

Замечание 1

Таким образом, именно индоевропейские языки достигали статуса глобальных языков общения во всем мире («лингва франка»). Ранее им был французский язык, сейчас – английский.

Источник: https://spravochnick.ru/yazykoznanie_i_filologiya/yazykovye_semi_yazykov/indoevropeyskaya_yazykovaya_semya/

Все о медицине
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: