Язык между зубами

Содержание
  1. Сигматизмы свитящих и щипящих звуков: виды, причины, коррекция
  2. Что это
  3. Причины
  4. Симптомы
  5. Виды сигматизма
  6. Коррекция
  7. Артикуляционная гимнастика
  8. Массаж
  9. Упражнения
  10. Постановка звуков
  11. Автоматизация звуков
  12. О взаимосвязи прикуса и расположения языка в ротовой полости
  13. На что влияет положение языка?
  14. На что следует обратить внимание родителям и насторожиться
  15. Как исправить нарушения прикуса и положения языка.
  16. Миофункциональная гимнастика.
  17. Ношение миофункциональных трейнеров.
  18. Короткая уздечка языка или верхней губы у ребенка: в каком возрасте подрезать и надо ли это делать?
  19. Какие бывают уздечки в ротовой полости?
  20. Признаки и виды короткой уздечки языка или губы у ребенка
  21. Можно ли решить проблему без хирургического вмешательства?
  22. Как подрезают уздечку детям?
  23. Оптимальный возраст
  24. Показания к операции
  25. Виды операций
  26. Френулотомия тонкой уздечки
  27. Френулопластика методом Лимберга
  28. Френулопластика методом Диффенбаха
  29. Восстановление после операции
  30. Что будет, если оставить все как есть?
  31. Межзубный сигматизм: виды и коррекция
  32. Что представляет собой нарушение речи
  33. Важность своевременной и правильной диагностики
  34. Возможные сопутствующие нарушения развития
  35. Коррекционная работа
  36. Логопедическая гимнастика
  37. Постановка звука
  38. Этапы введения звука в речь
  39. Речевой материал
  40. Заключение

Сигматизмы свитящих и щипящих звуков: виды, причины, коррекция

Язык между зубами

Нарушения в речи встречаются у детей в последние десятилетия все чаще и чаще. Сигматизмы шипящих и свистящих фонем занимают первое место среди часто встречающихся дефектов.

По мнению практикующих логопедов, это связано с недостатком внимания со стороны взрослых к качеству речи детей, отсутствием коррекционной работы.

Разберемся вместе, что такое сигматизм, каковы его причины и каким образом исправить дефект.

Что это

Сигматизм – это дефект звукопроизношения свистящих [с], [з], [ц] и шипящих [ш], [ж], [ч], [щ] звуков. Это фонетическое нарушение.

Отдельно выделяют парасигматизм – это замена свистящих звуков другими.

Причины

Сигматизмы возникают у детей по разным причинам. Нельзя точно сказать, что послужило толчком к дисфункциям пассивного или активного органа артикуляционного аппарата. Но можно выявить, работа какого органа нарушает фонематическую стройность, правильность речи.

Основными причинами свистящего и шипящего сигматизмов являются:

  • Несформированность артикуляционного праксиса
  • Перцептивные нарушения
  • Нарушения иннервации органов артикуляции
  • Сенсомоторные нарушения
  • Аномалии развития органов речи, челюстного, зубного аппаратов
  • Другие функциональные нарушения
  • Аденоиды
  • Неправильный прикус
  • Выпавшие молочные зубы

Возникновение сигматизмов может быть спровоцировано анатомическими аномалиями:

  1. Нарушениями актов кусания, глотания, жевания
  2. Невритами
  3. Парезами мышц рта
  4. Бульбарным параличом

В этом случае абберация имеет органическую природу. Местом иннервации будут щеки, губы, челюсти, язык, мимическая мускулатура, глотка, гортань, двигательные волокна. Речь идет о патологиях черепно-мозговых нервов.

Именно они отвечают за активность органов, их правильную работу. Чтобы определить, какой из них имеет дисфункцию, нужно пройти аудиографию, нистамографию, электромиографию.

По результатам исследования строить дальнейшую работу по коррекции речевых нарушений.

Прибегать к обследованиям мозга необходимо только в крайне сложных ситуациях. Как правило, логопед, дефектолог способен зрительно определить параличи, недоразвитие праксисов и устранить нарушения в работе артикуляционного аппарата без сложного медицинского обследования.

Симптомы

Детская речь почти никогда не бывает чистой сразу. Нарушения в звукопроизношения устраняются постепенно самопроизвольно за счет артикуляционной практики, совершенствовании движений органов речи с возрастом ребенка. Говорить о болезни можно только после достижения дошкольниками 4- х лет.

Определить дисфункцию можно по следующим фонетическим и физиологическим симптомам:

  • С и З не произносятся четко. Вместо них слышится сходные межзубные фонемы с призвуком Д, Т, мягких Ш, Ж.

Коза – произносится как кодза, коса – котса, собака – табака, живут – дивут и т.д.

  • Пришептывание, некрасивая артикуляция С-З.

Язык просовывается между зубами. Дефект виден взглядом.

  • Носовой призвук при фонации.

Гнусавость артикуляции обусловлена неподвижность органов ротовой полости. Губы не растягиваются, язык двигается вяло, отодвигается вглубь ротовой полости ближе к носоглотке. Воздушная струя не может пройти через рот, выходит сквозь носовое отверстие.

  • Хлюпающие звуки при артикуляции.

Воздушная струя направляется вбок. Язык повернет в сторону или упирается в зубы. Фонема С, шипящие произносятся с лишним шумом.

Виды сигматизма

Классификация сигматизмов основана на физиологии метода произношения звуков, то есть на нарушениях в работе органов артикуляции. В зависимости от типа дисфункций выделяются следующие виды:

Признаками такого вида нарушений считаются нечеткость артикуляции звука “С”. Он произносится как английский “t”. Во время фонации не образуется желобок посредине языка. Он необходим для свободного прохождения воздушной струи. Язык преграждает путь струе за счет того, что его кончик располагается между челюстями.

Шипящие и свистящие произносятся с призвуком Ф. Причиной проявления такого вида сигматизма, может стать чрезмерное развитие нижней челюсти, ее выступание вперед.

Нижняя губа поднимается вверх к резцам. Образуется небольшое сужение, а язык готовится произнести звук С. Формируется комбинированная артикуляционная позиция для В-Ф и С-З. Фонация происходит смешанная, неприятная на слух. Например, вместо сирень – фирень, зайка – вфайка.

Артикуляция шипящих нарушается позицией кончика языка. Он упирается в резцы, образуя преграду для воздушной струи. Звук идет чрез небольшую щель, приобретая свист. С и З произносятся как Т с призвуком С. Например, самолет проговаривается как тамолет, зонтик – донтик.

С, З произносятся со смягчением. Вместо них мы слышим Ж, Ш. Речь наполнена шумом, свистом, шипением. Например, сумка – щумка, сад – щад, соль – жоль, зима – жяма.

Причиной неправильной фонации становится положение кончика языка. Он вытянут к твердому небу, выгнут и оттянут внутрь ротовой полости. Не занимает позицию для произношения С и З.

Разделяется на односторонний и двусторонний. Язык отклоняется в сторону либо не касается коренных зубов. Образуются щели. Чрез них проходит воздушная струя, образую хлюпающий призвук. Ребенок говорит на месте звука С – хьль, льхь. Суп – хлюп, собака -хьлябака. Сигматизм боковой является самым сложным видом хзаболевания.

Воздушная струя выходит через нос. Таким образом могут произноситься не только свистящие и шипящие звуки, но многие другие. Прохождению воздуха мешает корень языка. Он примыкает к заднему небу. Для воздушной струи не остается прохода в ротовую полость. Свистящие звуки произносятся с призвуком Х, гнусаво.

Виды сигматизма могут перекрещиваться друг с другом, образую целый комплекс дефектов речи. Исправить нарушения возможно. Необходимо пройти обследование у логопеда, дефектолога. В особо сложных случаях аппаратное исследование.

Коррекция

При устранении дефектов артикуляции используются гимнастики, дыхательные упражнения, логоритмики. Следует учитывать вид нарушения. На исправление призубного, бокового сигматизма уходит больше времени, чем на нормализацию фонации при межзубном и носовом.

Артикуляционная гимнастика

Рекомендованы следующие артикуляционные упражнения:

Делаем широкую улыбку, зубы видны. Фиксируем положение губ на несколько секунд. Затем повторяем упражнение 2-3 раза.

Ребенок удерживает губами плоские легкие предметы (полоски бумаги, трубочки, ручку).

Участвуют щеки. Ребенок надувает- сдувает щеки попеременно.

Малыш дует на карандаш, который лежит на столе.

  • Имитация жевания
  • Пропевание слогов, звуков.

Массаж

Вибрируем пальцами под подбородком, под козелками ушей. Открываем и закрываем рот попеременно во время массажа.

Разминаем неба пальцами до получения глоточного эффекта.

Упражнения

Упражнения на укрепление языка:

Облизывание рта широкими круговыми движениями.

Ритмичные шлепки языком по губам.

  • Покусывания кончика, спинки, боков языка.

Упражнения на распластывание языка:

Понадобится механическая помощь языку. Двумя пальцами берут язык и складывают в пирожок.

Постановка звуков

В ходе логопедических занятий по постановке звука [С] используется метод подражания, работа с зеркалом, и механический способ.

Автоматизация звуков

Произносим ша, са, шу, су …

Уч, ус, уз, цш …

Шус, мышь, час..

Сова, щука…

Укус, груз..

Колесо, тяжело..

  • В словосочетаниях, фразах, предложениях

Для упражнений можно использовать следующие вспомогательные тексты:

Са, са – вот летит оса.Су-су – книгу принесу.

Сы, сы – у меня усы.

Источник: https://orechi.ru/narusheniya-rechi/sigmatizm

О взаимосвязи прикуса и расположения языка в ротовой полости

Язык между зубами

30.11.2017 г.

Все родители желают своему ребенку лучшего, мечтают, что он вырастет умным, красивым, здоровым и успешным. И каждому родителю стоит узнать, что все это — здоровье, красота, успехи в учебе и общении — может зависеть от такой простой вещи, на которую далеко не все обращают внимание: от положения языка во рту и от формирования правильного прикуса.

На что влияет положение языка?

Язык принимает участие во многих важных процессах:

  • определяет вкус и температуру пищи;
  • помогает в перемешивании пищи и слюны, запуская процесс пищеварения;
  • обеспечивает глотание;
  • участвует в формировании речи.

А еще, совершая несколько тысяч движений в сутки (только глотательных движений около 2000), язык участвует в формировании свода нёба и прикуса.

Соотношение челюстей в прикусе имеет тесную взаимосвязь с позицией головы относительно тела и осанки в целом.

Прикус — это взаимоотношение зубных рядов верхней и нижней челюстей во время их плотного смыкания. В зависимости от возраста прикус может быть молочным, сменным и постоянным. Классификации прикуса не тема этой статьи, поэтому остановлюсь только на описании физиологического прикуса, который характеризуется следующими признаками:

  • не нарушает процесс приема пищи;
  • не искажает речь;
  • не портит внешние характеристики лица.

При полном смыкании зубов физиологический прикус отвечает следующим показателям:

  • верхний зубной ряд закрывает собой треть нижнего зубного ряда;
  • все противопоставленные жевательные зубы верхней и нижней челюстей хорошо смыкаются друг с другом;
  • условная центральная линия, проведенная по лицу вертикально, делит челюсти на одинаковые половины.

Заранее прошу прощения у врачей-ортодонтов, за такое упрощенное описание физиологического прикуса и может быть еще какие-то неточности. Надеюсь, смысл статьи от этого не пострадал.

Для правильного роста зубов в полости рта должно образоваться так называемое миодинамическое равновесие, то есть давление языка изнутри на зубной ряд верхней челюсти должно соответствовать давлению мышц губ и щёк снаружи.

В норме, кончик языка в нейтральном положении, располагается за верхними резцами, не касаясь их. Там, где язык находится, когда мы произносим звук «Н», в так называемой «точке покоя».

Во время каждого глотательного движения, спинка языка прижимается к небу, стимулируя рост верхней челюсти в ширину, улучшая кровоснабжение носо-и ротоглотки и повышая таким образом местный иммунитет. Правильное положение языка в покое и при глотании возможно только при носовом дыхании, рот при этом должен быть закрыт.

При носовом дыхании , весь вдыхаемый воздух успевает очистится, согреться. Поток воздуха, проходя через носовые раковины, также стимулирует рост верхней челюсти в ширину и гармоничный рост всей средней трети лица.

Теперь остановлюсь немного на сменном прикусе и проблемах формирования физиологического прикуса, которые становятся очевидными именно во время смены зубов. Обычно это возраст начиная с 4-5 лет до 12-14 лет. Во время сменного прикуса происходит наиболее интенсивный рост челюстных костей, поэтому коррекция прикуса так же наиболее эффективна именно в это время.

У детей , которые дышат через рот , формируется так называемый «аденоидный» тип лица, лицо при этом становится узким и длинным – вытянутым. Узкие челюсти обусловливают недостаток места для постоянных зубов, то есть их скученность. Готическое небо и недостаток места для спинки языка создаёт проблемы со звукопроизношением.

Дети с неправильным прикусом часто дышат ртом, даже если носовые пути проходимы. У них формируется привычное ротовое дыхание и они начинают чаще болеть простудными заболеваниями. Доказано , что при ротовом дыхании снижается оксигенация крови, а также передача кислорода тканям. Больше других органов от гипоксии страдает мозг. Дети становятся раздражительными не усидчивыми,не внимательными.

Язык у таких детей находится в среднем (межзубном) или низком положении – между небом и нижней челюстью. При глотании он упирается не в свод неба, а в зубы. Язык мощнейший мышечный орган и при его давлении, зубы отклоняются от нормального положения.

Очень часто это сочетается со слабостью круговой мышцы рта, которая в норме должна обеспечивать баланс давления на зубы снаружи.

В норме, глотание должно быть видно только по движению щитовидного хряща, лицо не должно напрягаться. При неправильном же положении языка и слабости круговой мышцы рта, ребёнку приходится задействовать дополнительные мышцы, чтобы держать при глотании рот закрытым. Он начинает помогать себе при глотании уголками губ, мимическими мышцами лица, движением шеи, плечами, иногда даже животом.

Язык, при среднем или нижнем положении, перекрывает дыхательные пути и, чтобы хоть как-то приоткрыть их, ребенок вынужденно выдвигает голову вперед и приподнимает подбородок. Такое неестественное положение головы и шеи изменяет и верхнюю часть грудной клетки. Ортопеды, видя такую картину, говорят о нарушении осанки.

Итак, изменение положения языка ведет к изменению положения головы, искажению анатомически правильного расположения относительно друг друга шейных позвонков, подъязычной кости, хрящей гортани и мягких тканей шеи, трахеи и пищевода, сосудов, питающих мозг, и нервных стволов, обеспечивающих работу всех внутренних органов.

Таким образом, крайне важным во время сменного прикуса становится формирование носового дыхания и создание условий для анатомически правильного положения и функционирования языка, потому что это будет способствовать как нормальному развитию зубо-челюстной системы , так и всего организма ребёнка.

  • нормальное жевание, облегчает работу всего желудочно-кишечного тракта;
  • нормальное глотание формирует правильный прикус и гармоничные черты лица;
  • носовое дыхание снижает риск возникновения простудных заболеваний (воздух очищается, согревается, лимфоидная ткань не подвергается дополнительной нагрузке и не гипертрофируется);
  • улучшает функцию ЦНС , за счет достаточного получения кислорода;
  • улучшается коммуникативная функция за счет четкой и понятной речи;
  • за счет правильной осанки развивается чувство равновесия, ловкость, скоординированность.

Правильный прикус и анатомическое положение языка — залог здоровья и благополучия вашего ребенка.

Кратко хочу перечислить факторы, которые могут приводить к неправильному положению и функционированию языка:

  • Внутриутробные факторы (многоплодная беременность, аномалии строения матки, повышенный тонус матки во время беременности, генетическая обусловленность и т.д.);
  • Травматичные роды;
  • Недоношенность;
  • Искусственная вентиляция легких на первом году жизни;
  • Искусственное вскармливание;
  • Несвоевременное введение прикорма;
  • Отсутствие в рационе ребёнка твёрдой пищи;
  • Вредные привычки: сосание пальца, языка, щеки, различных предметов, длительное сосание пустышки (более 1,5 лет);
  • Преждевременная потеря молочных зубов;
  • Частые заболевания ЛОР-органов, увеличенные аденоиды.

На что следует обратить внимание родителям и насторожиться

  • Дыхание ртом, если у ребёнка нет насморка.
  • Отсутствие промежутков между зубами к 4-5 годам.

Молочные зубы маленькие и для них обычно всегда хватает места, даже если челюсть не развилась достаточно.

По мере взросления и подготовки ребенка к сменному прикусу между молочными зубами должны появляться так называемые тремы- небольшие, но отчетливые расстояния.

Когда молочные зубы выпадут, прорежутся постоянные, которые значительно шире молочных, и им должно хватить места для нормального роста и формирования ровного красивого зубного ряда.

  • Понаблюдать за глотанием слюны у ребенка, в норме глотание происходит незаметно, без напряжения мимических мышц.

Обычно детский стоматолог на приеме обращает внимание родителей на начинающиеся проблемы формирования правильного прикуса и направляет таких детей к ортодонту.

Если же этого не происходит, обязательно надо показать ребёнка в возрасте 4-5 лет детскому ортодонту, желательно, учитывающим в работе функциональный подход.

Как исправить нарушения прикуса и положения языка.

Обязательно должен быть комплексный подход. Современная ортодонтия предлагает различные способы выравнивания зубов. Но как мы уже убедились, выравнивать зубы неэффективно без устранения приводящих к этим изменениям причин.

Поэтому решение проблемы нарушенного прикуса должно быть направлено на весь комплекс патологических изменений: восстановление анатомически правильного положения языка, выработку правильного стереотипа глотания, жевания, положения головы, осанки.

Остеопатическое лечение предлагает именно такой подход: восстановление или формирование правильного соотношения анатомических структур

  1. Коррекция ослабленных или избыточно напряженных мышц лица, шеи, дна рта и непосредственно языка, это приведет к восстановлению правильного положения языка в полости рта и равномерному участию в процессах жевания и глотания соответствующих мышечных цепочек.
  2. Воздействие на костные структуры формирующие полости носа и рта приводит к восстановлению физиологических объемов этих полостей и способствует улучшению носового дыхания, жевания, глотания и речи.

  3. Двигательная иннервация языка, глотание и жевание обеспечивается подъязычным нервом, который выходит из полости черепа через канал подъязычного нерва, где в некоторых случаях возможно его сдавление. До определенного возраста в этой зоне сохраняется подвижность и методами остеопатии возможно восстановить физиологическое соответствие этих анатомических структур.

Миофункциональная гимнастика.

Включает упражнения для мышц лица, особенно тех, что участвуют в глотании, жевании и речеобразовании. Ребёнок быстрее переходит на носовой (правильный) тип дыхания, а язык занимает правильное положение во рту, помогая формировать нормальный прикус.

Ношение миофункциональных трейнеров.

Они изготовленные из мягкого силикона и нейтрализуют избыточное давление мышц на челюсти и зубы, устраняют вредные привычки и стимулируют правильное развитие костей лицевого скелета и зубов. Трейнеры относительно недороги, так как производятся серийно и легко подбираются под размеры челюстей конкретного ребёнка.

С постепенным восстановлением носового дыхания и правильного глотания выравниваются зубы, становятся гармоничнее черты лица. Приходит в норму опорно-двигательный аппарат, улучшается работа всех внутренних органов и систем.

В результате ребёнок любого возраста:

  • меньше болеет;
  • становится более выносливым физически;
  • лучше обучается;
  • становится эмоционально сбалансированным;
  • с детства имеет красивые ровные и здоровые зубы и гармоничные черты лица.

Эффект видимый и стойкий, так как специалисты устраняют причину проблемы, а не борются с её отдалёнными последствиями.

Источник: https://www.OsteoPolyClinic.ru/article/121/

Короткая уздечка языка или верхней губы у ребенка: в каком возрасте подрезать и надо ли это делать?

Язык между зубами

Короткую уздечку одной из губ или язычка врачи могут определить у новорожденного уже в роддоме. Эта патология успешно поддается коррекции, и не стоит расстраиваться, если она есть у крохи.

Устранить короткую уздечку можно после рождения, ведь из-за подобной аномалии малыш не сможет правильно брать грудь. Иногда операцию переносят на более поздний возраст, что определяется характером патологии.

Так или иначе исправлять короткую уздечку нужно обязательно, иначе возможны проблемы в развитии малютки.

Какие бывают уздечки в ротовой полости?

Уздечка во рту – тоненькая перепонка из слизистой оболочки. Она связывает подвижную губу или язык с подъязычным пространством и деснами. Ее патология может быть обусловлена наследственностью, являться итогом аномально протекавшей беременности или воздействия на женский организм токсических веществ после зачатия.

У ребенка во рту есть три уздечки:

  • языка – расположена под языком;
  • нижней губы – связывает ее внутреннюю поверхность с десной на середине нижнего альвеолярного отростка;
  • верхней губы – находится между десной и верхней губой в зоне центральных резцов.

Габариты уздечек у детей невелики, однако их анатомия играет важную роль в жизни грудничка, ребенка, подростка, взрослого человека. У грудничков они отвечают за сосание. У ребят постарше – за развитие речи и прикус. Многие логопедические проблемы удается решить только после коррекции уздечки.

Признаки и виды короткой уздечки языка или губы у ребенка

Короткая уздечка языка у ребенка – наиболее распространенная патология, которая выявляется у 30% новорожденных. В норме у младенца ее длина – 8 мм, к 1,5 года она достигает 16, мм, к 5 годам – 17 мм. Диагностировать дефект можно по таким признакам:

  • у грудничков: прикусывание груди во время сосания, недобор веса, нежелание кушать (капризы, запрокидывание головы), долгие прерывистые кормления, прицокивание при еде;
  • у детей старшего возраста и взрослых: частые пародонтиты, аномальный прикус, невнятная речь (человек картавит, шепелявит), трудности при установке стоматологических конструкций.

Аномалии короткой уздечки детского язычка бывает трех видов (на фото):

  1. Легкая. Понять можно по размеру уздечки, аномалия часто сопровождается не выраженным нарушением речи.
  2. Средняя. У малыша нет возможности достать языком до неба.
  3. Тяжелая. Уздечка настолько короткая и плотная, что мешает ребенку облизнуть губы, высунуть язык, правильно произносить слова.

Укороченная уздечка одной из губ не ведет к нарушениям во время кормления крохи, но становится причиной стоматологических проблем. Наиболее распространенная из них – диастема.

Щель между передними верхними резцами есть у многих дошкольников. После смены молочных единиц на постоянные она исчезает. Присутствие межзубной щели у коренных резцов – повод проверить длину уздечки губ.

Возможны такие виды аномалий:

  • Находится на расстоянии 4 мм или ближе от межзубного сосочка. Перепонка тонкая, эластичная, подвижность при этом не ограничена.
  • Нормально расположена, тонкая и укороченная. Ограничивает движение губы.
  • Широкая толстая уздечка, которая препятствует движению губы. При этом между передними зубами возникают приличные промежутки.

Можно ли решить проблему без хирургического вмешательства?

Как лечить патологию? Доктора придерживаются мнения, что вмешиваться нужно лишь в крайнем случае. Когда присутствует визуальное изменение, при котором ребенок не страдает и отсутствуют эстетические дефекты, ничего исправлять хирургическим способом не нужно. При наличии ортодонтических, пародонтических, логопедических или гастроэнтерологических показаний коррекции не избежать.

По мнению доктора Комаровского, короткая уздечка ведет к проблеме, связанной с сосанием бутылочки или груди, и нарушению речи.

Евгений Олегович советует не спешить с операцией, если ребенку исполнилось 9 месяцев (этап сосания пройден), но он не дорос до 3 лет (дефекты речи не проявились).

В этот период можно понаблюдать за развитием ребенка и ближе к 3 годам принять окончательное решение по поводу вмешательства.

Без операции возможно растянуть только подъязычную уздечку. Для растяжения мягких тканей проводится массаж. Язычок ребенка следует вытянуть вперед за кончик и аккуратно потянуть вверх. Далее нужно отвести язык в одну и другую сторону, потянуть вперед. Эффективно поглаживание уздечки снизу вверх большим или указательным пальцем.

Упражнения на растяжение перепонки (миогимнастику) посоветует логопед. Их следует выполнять с раннего возраста. Например, ребенку можно предложить:

  • вытянуть язычок и медленно обвести им губки;
  • цокать язычком, как лошадка;
  • с открытым ртом аккуратно провести кончиком языка по верхнему небу;
  • расслабить язычок, разместить его на верхней губе и мысленно посчитать до 10.

Как подрезают уздечку детям?

Специалисты оценивают характер проблемы, ведут поиск наилучшего решения при коррекции аномального прикуса, дефектов речи, неправильного формирования зубочелюстного аппарата. Если лучшим выходом становится операция, выдается направление в детскую стоматологическую хирургию.

Оптимальный возраст

Подрезать перепонку по показаниям разрешено в любом возрасте. Наиболее оптимальный период – первые месяцы жизни. Операцию могут провести еще в роддоме. Она будет безболезненной и бескровной, поскольку до 9 месяцев жизни ребенка перепонка лишена нервов и сосудов. Повторная коррекция в этом случае может понадобиться в 6 лет, перед школой.

В возрасте старше 9 месяцев при операции потребуется анестезия и наложение швов. Если ранее вмешательство не проводилось, коррекция уздечки верхней губы назначается в возрасте 6–8 лет, нижней – в 7–9. В это время наблюдается смена молочных зубных единиц, и важно правильно сформировать прикус.

Показания к операции

Показаниями к хирургическому вмешательству при короткой подъязычной уздечке выступают:

  • отклонение в питании новорожденного;
  • аномалии прикуса;
  • проблемы при жевании;
  • аномальное развитие челюстей;
  • наклон резцов, межзубные щели;
  • нарушение речи, которое не корректируется без подрезания перепонки.

Иногда ребенку требуется установка брекет-систем, которая затруднена из-за укороченного тяжа. В таком случае часто требуется пластика короткой уздечки верхней губы.

У процедуры минимум противопоказаний. Ее отменяют или откладывают в случае наличия:

  • остеомиелита;
  • пульпита;
  • кариозных очагов;
  • патологий свертываемости крови;
  • инфекций;
  • патологий слизистой оболочки полости рта.

Виды операций

Перепонку увеличивают хирургическим путем, лазерными аппаратами. Разрез выполняют частично или полностью рассекают тяж, чтобы правильно сшить.

Во избежание самопроизвольного разрыва короткой уздечки при падении ребенка или жевании следует выполнить иссечение хирургическим путем. Тактику помощи выбирают в зависимости от особенностей патологии.

В подготовительном этапе необходима сдача крови, мочи на анализ, коагулограмма. Пациентов старше 15 лет направляют на флюорографию.

Френулотомия тонкой уздечки

Наиболее простой вид оперативного вмешательства, при котором хирург выполняет надрез уздечки. Расстояние для надреза – 1/3 длины перемычки ближе к зубному ряду. Рассекается слизистая, бока оболочки постепенно сближаются, и через 3 мм на них накладываются швы.

Френулопластика методом Лимберга

Френулопластика по Лимбергу проводится методом рассекания уздечки по центру. В противоположных сторонах от нее делают 2 надреза наискось под углом 60–80 градусов (как на фото). Ткани в форме треугольника ушивают с расчетом на то, что центральный разрез будет расположен горизонтально. Этот вид пластики называют Z-образным.

Френулопластика методом Диффенбаха

Операция по методу Диффенбаха (Y-образная пластика уздечки) выполняется с помощью хирургических инструментов после предварительного местного обезболивания. На складке делают разрез в форме буквы «игрек». Края слизистой аккуратно подрезают, перемещают вдоль надкостницы и фиксируют. Далее ушивают рану.

Восстановление после операции

Послеоперационная реабилитация у новорожденных и младенцев занимает несколько часов. После этого малыша можно сразу приложить к груди. Деткам старшего возраста процедуру делают в поликлинике под местным наркозом в течение 15 минут. Избежать кровопотери позволяет использование электрокоагулятора или специальных ножниц.

Восстановительный период занимает несколько дней. В первые сутки заживает рана, которую требуется тщательно обрабатывать антисептиком.

В течение недели после манипуляции ребенку нужно кушать только мягкие теплые блюда и поддерживать гигиену рта. На прооперированную область следует накладывать масло облепихи или Солкосерил.

Важно не перегружать ребенка разговорами, обеспечить ему отдых. При возникновении болезненных ощущений можно дать Нурофен, Панадол в сиропе.

Аппетит у детей, которые не могли хорошо кушать из-за короткой уздечки, быстро восстанавливается. Вмешательство в младенчестве гарантирует отсутствие проблем с речью.

У детей старшего возраста исправить сформировавшиеся дефекты позволят занятия с логопедом. Чтобы перемычка не заросла заново, следует регулярно выполнять упражнения на ее растяжение.

Например, улыбаться с сомкнутыми губами, складывать губы в трубочку, имитировать облизывание ложки.

Что будет, если оставить все как есть?

Короткая уздечка языка и губ ведет к таким неприятным проблемам со стороны здоровья ребенка:

  • переход на дыхание ртом, его итог – патологии ЛОР-органов;
  • затруднение в произношении ряда звуков, невнятная речь;
  • обильное слюнотечение;
  • задержка роста нижней челюсти;
  • образование поддесневых камней;
  • прерывистый сон, храп;
  • проблемы с жеванием и нарушение работы пищеварительного тракта;
  • неэстетичный вид резцов как следствие аномального прикуса;
  • раздваивание конца языка.

В ряде случаев негативные последствия корректируются с помощью консервативного лечения. Логопед может назначить упражнения на растяжку перепонки, что дает стойкий положительный эффект. Неправильный прикус можно откорректировать брекетами, иными стоматологическими конструкциями.

Вопрос, стоит ли подрезать перемычку, решается индивидуально. Если врач не видит других путей решения проблемы, проводится оперативное вмешательство. Оно помогает предотвратить осложнения патологии и вырастить ребенка без комплексов относительно дефектов речи и внешности.

Источник: https://MikDent.ru/rebenok/yazyk/korotkaya-uzdechka-u-novorozhdennogo.html

Межзубный сигматизм: виды и коррекция

Язык между зубами

Обычно о межзубном сигматизме говорят в рамках такого нарушения речи, как дислалия, однако встречается он и в некоторых других случаях. Такое нарушение произношения проявляется как симптом и в более сложных заболеваниях (дизартрия, алалия, ДЦП, интеллектуальная недостаточность).

Чтобы помочь ребенку исправить межзубный сигматизм, следует как можно точнее установить причины его возникновения. В зависимости от природы нарушения и проводится коррекционная работа логопеда и, если понадобится, реабилитационная, адаптационная или компенсационная помощь медицинского персонала.

Как исправить межзубный сигматизм у ребенка, и что скрывается за таким непривычным названием?

Что представляет собой нарушение речи

Все недостатки артикуляции систематизированы в зависимости от нарушения произношения определенной группы речевых звуков. Всего их семь:

  • ротацизм – искажение звуков [р] и [р'];
  • ламбдацизм – [л] и [л'];
  • сигматизм – [ж], [ш], [ч], [щ], а также [с]-[с'] и [з]-[з'];
  • йотацизм – [й];
  • каппацизм – искажение задненебных звуков [к]-[к'], [г]-[г'], [х]-[х'];
  • гаммацизм -[г] и [г'];
  • хитизм – [х] и [х'].

Как видно из приведенного списка, сигматизм является наиболее обширной группой. Это обусловлено близостью расположения укладов перечисленных звуков во время произношения. Так, уклады звуков [с]-[з] и [ш]-[ж] – одинаковы (отличаются только наличием голоса в звонком согласном).

Важность своевременной и правильной диагностики

В современной логопедии проблема нарушения речи рассматривается комплексно логопсихологией, патопсихологией, дефектологией, логопедией, социологией. Обусловлен такой подход сложностью проявления нарушений речи как симптома или как синдрома. Важно его выявить и начать коррекцию как можно раньше.

При норме развития ребенок к трем годам произносит все гласные и согласные звуки (сонорные [р] и [л] могут появиться к четырем годам – это не критично), не теряет слоги в произносимых словах, строит сложноподчиненные предложения.

Существуют дневники (часто в виде тетради для заполнения) развития, в которых поэтапно, по месяцам расписано появление всех навыков у ребенка. Родителям только нужно периодически сверяться с ним, и если какой-то навык своевременно не формируется, сразу же обратить на это пристальное внимание и выяснить причину.

Часто ребенок воспитывается дома, поэтому подсказать маме нужные действия в сложившейся ситуации некому.

Если начали проявляться задержки в развитии или нарушения каких-либо функций, следует обратиться к специалистам (педиатру, логопеду, психологу, если нужно, детскому неврологу).

В 90% случаев своевременная коррекция позволяет к семи годам, а иногда и раньше, забыть о существовании проблемы.

Но если упустить этот период развития, то усилий придется затратить гораздо больше, а результат может оказаться неудовлетворительным.

Возможные сопутствующие нарушения развития

Межзубный сигматизм может быть симптомом таких нарушений развития, как открытый прикус и иные аномальные формы развития речевого аппарата, разросшиеся аденоиды, гипотония мышц речевой мускулатуры (так проявляется дизартрия). Во всех перечисленных случаях следует устранить причину возникновения речевого дефекта совместно с коррекционной работой у логопеда. При игнорировании заболеваний результата логопедической работы можно и не увидеть.

Если проблемы развития зубочелюстной системы помогает исправить ортодонт (при помощи пластин и специальных тренажеров), то лечением дизартрии занимается психиатр, что часто пугает родителей. На практике же выявленная дизартрия в трехлетнем возрасте к семи годам никак себя не проявляет при условии правильного лечения и оказания своевременной коррекционной помощи ребенку.

Межзубный сигматизм часто бывает сопутствующим нарушением развития при таких заболеваниях, как детский церебральный паралич, интеллектуальная недостаточность, глухота, слепота.

В названных случаях все зависит от степени сложности основного заболевания (чем сложнее форма, тем меньше возможностей для коррекции) и сохранности интеллекта.

Коррекция речи у таких ребят затягивается на долгие годы и максимально достигает удовлетворительного уровня.

Коррекционная работа

Если у ребенка диагностировано речевое нарушение, при наличии всех результатов соответствующего обследования можно и нужно приступать к исправлению. Попутно устраняются все возможные патогенные факторы, выявленные на приеме у специалистов. Коррекция межзубного сигматизма проводится в три этапа:

  1. Подготовительный. Подразумевает формирование положительной мотивации, развитие навыка звукового анализа, подготовка мышц языка, челюстей и губ к постановке звуков.
  2. Формирование правильного артикуляторного уклада. Это постановка, автоматизация и дифференциация звука в слогах, словах разного слогового состава.
  3. Введение звуков в самостоятельную речь. Предполагает правильное произнесение звука во всех ситуациях общения.

Так выглядит исправление звукопроизношения при дислалии – нарушенном звукопроизношении на фоне сохранности слуха и иннервации речевого аппарата. При правильном подходе коррекция межзубного сигматизма свистящих исправляется в течении трех-пяти месяцев при коррекции 2-3-х звуков. Но она может длиться и от одного до двух лет, если требуется коррекция 6-10 звуков.

В случае, если межзубный сигматизм является сопутствующим недугом, то названная работа планируется в комплексе с коррекцией основного заболевания. Например, исправление звукопроизношения при дизартрии будет состоять из таких этапов:

  • Подготовительный. Он проходит на фоне назначенного врачами лечения, физиотерапии, массажа и включает в себя подготовку речевого аппарата, развитие слуха, умения управлять голосом и дыханием, формирование словаря.
  • Формирование произносительных навыков. Этап включает коррекцию нарушений речевого аппарата, звукопроизношения, ого аппарата и дыхания, формирование навыков звукового анализа и синтеза, коммуникации.

В данном случае формирование коммуникативных навыков происходит параллельно двум первым этапам.

Логопедическая гимнастика

Упражнения для развития речевого аппарата предусматривают тренировку челюстей, губ и языка. Пример артикуляционной гимнастики при межзубном сигматизме может выглядеть следующим образом.

  1. «Улыбка-слоник»: улыбнуться с закрытым ртом как можно дальше оттянув уголки губ, а затем «собрать губы в трубочку» и показать, как слоник хоботом пьет воду. Все повторить сначала. Все упражнения выполняются по 10 раз в одном темпе (это очень важно). Можно использовать метроном на занятиях.
  2. «Месим тесто»: широкий расслабленный язык по всей длине массировать губами, произнося «пя-пя-пя», затем можно то же самое делать зубами – «та-та-та».
  3. «Блинчик»: губы в улыбке, широкий язык лежит на нижней губе «остывает на окошке». Важно следить за статикой, не допускать произвольных движений во время выполнения упражнения.
  4. «Заборчик»: губы растянуть в улыбке, верхние зубы совместить с нижними, выстроив ровный «заборчик». Важно научиться удерживать челюсти в таком положении хотя бы 10 секунд.
  5. «Котик сердится»: губы в улыбке, кончик языка упереть в нижние зубы и попеременно поднимать («котик выгнул спину дугой») и опускать («котик успокоился») спинку языка. В этом упражнении очень важно соблюдать ритмичность и соотносить движения языка с движениями маятника метронома.
  6. «Качели»: исходное положение губ – улыбка, «язычок катается на качелях» под счет метронома. Сначала широкий язык кончиком закрывает нижнюю губу, а затем верхнюю губу. Движение повторяется, сначала в медленном темпе, до десяти раз.
  7. «Чистим нижние зубы»: кончиком языка пройтись по зубам с внешней стороны, поместив язык в «кармашек» между щекой и зубами. Язык должен «почистить» все зубы нижней челюсти. Для укрепления боковых мышц языка можно сделать упражнение «чистим верхние зубы» (движения такие же, как и с нижними зубами).
  8. «Трубочка»: поднять боковые части языка вверх, а спинку – опустить вниз. Получится желобок, через который длительно выдувается воздух.

Упражнения можно варьировать и в зависимости от особенностей строения речевого аппарата ребенка добавлять другие. Необходимо помнить, что устранение межзубного сигматизма всегда начинается с логопедической гимнастики – это аксиома.

Подготовительный этап продолжается столько, сколько требуется для приведения в рабочее состояние речевого аппарата. Подразумевается управляемость движениями языка, челюстей, губ, способность держать язык в заданной позе на протяжении хотя бы пяти секунд. Только после достижения такого минимума возможен переход на следующую ступень.

Постановка звука

Способов вызвать у ребенка нужный артикуляционный уклад не так уж и много. Всего три:

  • подражание – выполняется по показу логопеда;
  • механический – уклад формируется при помощи логопедических зондов или предметов их замещающих (обычно ватные палочки);
  • смешанный – соединение первых двух способов.

Во время постановки звука [с] при межзубном сигматизме можно спрятать кончик языка за нижние зубы, на середину языка положить шпатель или ватную палочку (сделать желобок) и попросить ребенка сомкнуть зубы «заборчиком». В таком положении ребенок подает струю воздуха вперед и контролирует слухом, какой звук произносится, запоминает правильное звучание.

Таким приемом пользуются, если более простые не принесли успеха. Повторять выдох следует 5-6 раз во избежание переутомления ребенка. После непродолжительного перерыва (смены вида деятельности) можно вернуться к постановке и закрепить результат. В дальнейшем прием проводится и со шпателем и без него под неустанным контролем слуха.

Если нарушено произношение всех свистящих и шипящих звуков, то коррекция начинается с постановки [с] при межзубном сигматизме. Очень важно «наполнить образами» процесс постановки и проводить занятие, по возможности в игровой форме. Как показывает практика, чем больше наглядных сравнений у ребенка на занятии, тем быстрее проходит коррекция.

Действенным методом является запись процесса занятия в МР3 формате, если есть возможность, можно сделать видеозапись отрывка занятия, а затем обсудить с ребенком, что получилось и почему.

Постановка заканчивается только тогда, когда ребенок произносит правильно звук в любом состоянии и сколько угодно раз. После этого коррекция межзубного сигматизма свистящих переходит на новый этап – автоматизацию.

Этапы введения звука в речь

Автоматизация любых звуков проходит примерно по одному плану, придерживаясь принципа «от простого к сложному». Введение звуков в речь при межзубном сигматизме свистящих происходит следующим образом.

Автоматизация звука:

  • в прямых слогах (например, –са, -со);
  • в обратных слогах (–ас, -ос);
  • в слогах интервокальной позиции (–аса, -осо);
  • в слогах со стечением согласных (–стра, -арст);
  • в начале слова (сын, сом);
  • в конце слова (укус, пандус);
  • в середине слова (оса, усы);
  • в словах со стечением согласных (стройка, устье);
  • в словах и предложениях (соус; синим сливовый стал сад);
  • в пословицах и скороговорках;
  • в словах сложной слоговой конструкции (налистники, соучастник).

Следует отметить, что роль родителей на данном этапе только возрастает. Для скорейшей автоматизации звука очень важно не ослаблять слуховой контроль ни на минуту, а это возможно осуществить только при поддержке значимых взрослых.

Коррекция звука проводится в темпе удобном для ребенка. На некоторые пункты может уйти до десяти занятий, а некоторые положения звука могут автоматизироваться за пару занятий.

При межзубном сигматизме шипящих звуков повторяются все этапы работы со свистящими, с той только разницей, что постановка звука будет осуществляться исходя из анатомического строения речевого аппарата ребенка и сложности проявления нарушения.

Речевой материал

Современная логопедия располагает обширным речевым материалом на любой возраст и вкус. Кроме сборников скороговорок, чистоговорок, пословиц, существуют различные «речевые тетради», призванные помогать ребенку в освоении родной речи. Подобрать материал под конкретного ребенка не составит большого труда.

Родителям следует взять на заметку, что если логопед советует заниматься по определенному пособию, не стоит наперекор специалисту покупать тетради в магазинах «шаговой доступности». Настроенность мамы и папы на достижение ребенком определенных результатов – это половина успеха, а совместная деятельность с логопедом, как правило, – успех.

Заключение

Как бы «страшно» и непривычно ни звучали логопедические термины, бояться их не стоит. Большинство из них латинского или греческого происхождения, поэтому их мелодика не совсем приятно воспринимается.

Что же касается появления прогресса у детей-логопатов разных возрастов, то без поддержки родителей, их контроля и стимуляции достичь успеха ребенок не сможет.

Источник: https://FB.ru/article/353889/mejzubnyiy-sigmatizm-vidyi-i-korrektsiya

Все о медицине
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: