Что важно при недирективной психотерапии

Содержание
  1. Недирективная игротерапия. Как из обычного учителя я стала игротерапевтом
  2. Что такое игротерапия
  3. Что такое недирективная игротерапия
  4. Чем полезна недирективная игротерапия
  5. Как я стала игротерапевтом
  6. Директивная психотерапия
  7. Директивная психотерапия по Торну
  8. Директивное групповое воздействие наяву Дубровского
  9. Директивное и недирективное поведение психотерапевта
  10. Директивный и недирективный стиль в работе психотерапевта
  11. 1. Предмет психологии. Основные этапы ее становления как науки
  12. Стадии развития интеллекта
  13. 33. Особенности директивной и недирективной психотерапии
  14. Особенности директивной и недирективной психотерапии
  15. 34. Общая характаристика современных психотерапевтических подходов
  16. Клиент-центрированная терапия: описание техники, основные положения и приемы
  17. Становление подхода
  18. Философия клиент-центрированной терапии Роджерса кратко
  19. Начало сессии
  20. Фокус внимания – на проблеме
  21. Участие в проблеме с помощью вербальных и невербальных сигналов
  22. Почему не нужно формулировать вопросы вместо клиента
  23. Техника правильного «отзеркаливания»
  24. Метод повторов
  25. Метод метафоры
  26. Этапы
  27. Отношения с терапевтом

Недирективная игротерапия. Как из обычного учителя я стала игротерапевтом

Что важно при недирективной психотерапии

Доброго времени суток, дорогие читатели! Вы на канале многодетной мамы “Растим много детей”. Меня зовут Дарья.

Сегодня хочу рассказать, как я познакомилась с чудесной областью психотерапии – недирективной игротерапией, что это такое и почему полезно всем детям.

Что такое игротерапия

Если кратко и не вдаваясь в научные термины, то игротерапия – это воздействие на развитие личности через игру.

Суть игротерапии состоит в том, что игротерапевт использует воздействие игры, чтобы помогать ребёнку в преодолении психологических и социальных трудностей, препятствующих личностному и эмоциональному развитию.

Непосредственно сам процесс игротерапии проходит в группе или индивидуально. Выполняются специальные упражнения, стимулирующих общение, игровое проживание ситуационных задач, направленных на коррекцию проблемных моментов.

Что такое недирективная игротерапия

Это такая разновидность игротерапии, при которой в центре находится ребенок как личность, в определенной среде с определенными наборами игрушек и материалов, и терапевт никак не влияет (ни словесно, ни действиями) на поведение ребенка, а лишь отзеркаливает то, что говорит и делает ребенок. Ребенок руководит процессом, и терапевт как бы подчиняется его указаниям, принимая ребенка таким, как он есть, не пытаясь вмешаться в процесс и “подстегнуть” терапию.

Например, пациент говорит: “Я буду рисовать”. Терапевт не может ответить: “Хорошо”, или тем более предложить: “Давай рисовать”. Терапевт отвечает: “Ты сказала, что будешь рисовать”. На что пациент может ответить: “Да, я хочу рисовать”. Терапевт: “Ты хочешь рисовать”.

Обычно дети начинают задавать вопросы, почему педагог повторяет за пациентом: “Ты повторюшка-дядя-хрюшка?” И даже в этом случае терапевт не может отвечать однозначно: “Ты считаешь меня повторюшкой-дядей-хрюшкой”. При директиной игротерапии специалист не вмешивается в процесс.

Ребенок выбирает и решает сам.

Чем полезна недирективная игротерапия

Недирективная игротерапия помогает решить эмоциональные проблемы и расстройства, когда сфера чувств недостаточно развита или искажена, что приводит к несогласованности личности и опыта.

Данная игротерапия полезна при непринятии себя, низкой самооценке и неуверенности в себе, высокой тревожности, социальной некомпетентности, эмоциональной неустойчивости, несформированных коммуникативных навыках.

Недирективная игротерапия помогает детям с трудностями в сфере общения, инфантильным, страдающим страхами, детям с проблемами поведения, с трудностями произвольной саморегуляции и с низкой самооценкой, детям с тягой к воровству, проявляющих жестокость по отношению к другим, повышенно агрессивным детям, с острой враждебностью по отношению к сиблингам, а также для улучшения психологического состояния при разводе родителей, при трудностях в чтении, даже при заболеваниях, например, бронхиальной астме. вызванных психосоматическими причинами.

Противопоказаний как таковых нет. Можно применять с любыми детьми, даже в качестве профилактики и дополнительного развития. Так как ребенок свои действия и слова “слышит” ушами, то есть то, что делает и произносит ребенок возвращается ему в виде речи терапевта. На самом деле это очень полезно для самопознания и развития.

Специалист создает пространство для того, чтобы, играя и взаимодействуя с ним, с профессионалом, ребенок разрешал внутренние конфликты, избавлялся от напряжения, становился более целостным.

На самом деле трудно объяснить вот так в одной статье, в двух словах, пользу и особенности данной терапии, но для тех, кто заинтересуется и решит углубиться, учиться и заниматься этой методикой, есть множество возможностей расширить свои знания.

Как я стала игротерапевтом

По одному из образований я педагог, причем проработавший в школе (а не просто получивший диплом) и знающий, что такое ученики и родители средней школы, огромные стопки тетрадей, конспекты уроков и собственные брошеные дети в угоду работе. Однажды на одном из летних пленеров меня занесло на семинар психологов. Там я и познакомилась с недирективной игротерапией. Нам подробно рассказывали, что это и как работает, показывали видео зарубежных терапевтов и их процесса работы.

При домашних занятиях для терапии игрушки должны быть отделены от основных, чтобы четко отграничивать занятия от просто игры

Теоретическая часть семинара меня очень увлекла, я решила попробовать и на практике. Просто так, ради хохмы и лишнего тренинга для мозга.

Начинали мы с базовых вещей, тренировались на куклах, которых озвучивали ведущие. Неожиданно оказалось, что это прям мое. Я сама не ожидала, получив похвалу от ведущих, уже опытных терапевтов-практиков. Мне вообще сказали, что я не там работаю и не на того педагога выучилась.

Вот это был поворот!

В конце подошла ко мне директор одного реабилитационного центра и предложила обучение и работу. Конечно, на словах все звучало очень просто, легко и прям мечтой жизни.

В реальности же, я понимала, что работать с детьми всегда тяжело и эмоционально, и физически, и это огромная ответственность, когда от тебя, твоих слов и действий, зависит состояние и выздоровление маленького человечка.

Но я согласилась. И вы знаете, эта работа оказалась мне даже больше по душе, чем педагогика. Я не знаю, что сложнее: работать с детьми в школе или в центре реабилитации. И то, и другое требует максимальной отдачи.

Но самое главное (по крайней мере для меня) – то, что даже отдавая последние силы на работе, внутри ты чувствуешь радость, эмоциональный подъем, а не злость и раздражение на всех окружающих. “Работа должна нравиться” – так говорила мне еще моя бабушка.

Если совсем ничего не нравится – лучше вообще не ходить на работу в привычном смысле слова, а искать другие возможности заработка.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/rastimdetej/nedirektivnaia-igroterapiia-kak-iz-obychnogo-uchitelia-ia-stala-igroterapevtom-5daeb8c21febd400b16d18f1

Директивная психотерапия

Что важно при недирективной психотерапии

Определение 1

Директивная психотерапия включает в себя все формы психотерапии, которые характеризуются принятием психотерапевтом роли организатора и лидера терапевтического процесса, его умением брать ответственность за достижение психотерапевтических целей и дидактизмом.

Директивная психотерапия включает методы поведенческой психотерапии, большинство техник гипноза и позитивной психотерапии. Директивная групповая психотерапия первоначально была применена Маршем к заключенным в тюрьмах.

Необходимо отнести к преимуществам директивной психологии то, что психотерапевт может с высокой вероятностью прогнозировать время и качество терапевтических изменений у человека и более структурированно, систематически осуществлять и контролировать их, иметь возможность проводить интенсивную работу с человеком в течение короткого срока.

Директивная психотерапия по Торну

В конце 40-х гг. Торн предложил модель психотерапии, включающую ряд психотерапевтических методов. Чаще всего человеку предоставляется информация для переориентации его мировоззрения.

Психотерапевт прибегает к конфронтации человека с реальной информацией о нем, стремясь переоценить его установки.

История болезни используется Торном как для диагностики, так и для терапии, и помогает установить контакт, облегчить катарсис, ободрить человека и достичь понимания. Бессознательные компоненты опыта не участвуют в решении последней задачи.

  • Курсовая работа 430 руб.
  • Реферат 230 руб.
  • Контрольная работа 210 руб.

Более активным методом является терапевтическое использование конфликта. Человеку предлагается переосмыслить свое отношение к реальности. Желательно резко противостоять непоследовательности в поведении и мотивации, чтобы изменить их к большей адаптивности.

Замечание 1

Степень и направленность воздействия различна для каждого отдельного человека и варьируется от дружеского участия до энергичной настойчивости.

Директивное групповое воздействие наяву Дубровского

Суггестивный прием, осуществляемый в состоянии бодрствования. Эта методика, предложена К. М. Дубровским для «разового снятия заикания».

«Устранение заикания» осуществляется посредством одностадийного императивного внушения в группе, а достигнутые результаты фиксируются при последующих 3-4 встречах с врачом и логопедом.

Как и другие методы одновременного воздействия, широко используемые российскими учеными для устранения постконтузионного сюрдутомизма, эта методика направлена на устранение симптома, а не причины болезнь.

Она используется в качестве вспомогательного эффективного психотерапевтического средства, поскольку целью ее применения является достижение хотя бы кратковременного успеха, который убеждает человека в сохранении у него правильной речи и способствует дальнейшему лечению.

Директивное и недирективное поведение психотерапевта

В директивном поведении психотерапевта общепринятая, социально определенная авторитетность врача как специалиста в основном используется для формирования отношений в соответствии с принципом лидерства, где психотерапевт имеет непосредственную власть.

Метод отражает традиционную медицинскую модель взаимоотношений врача и человека, в которой основное значение придается влиянию врача на человека. Психотерапевт занимает доминирующую активную позицию, а человек остается относительно пассивным, неактивным.

Данный метод применяется, когда люди из-за их личностных качеств или характера заболевания не способны к независимости, они зависимы, ищут опеку и полностью полагаются на указания врача.

Психотерапевт с таким ролевым поведением должен осознавать, что этот авторитет не является выражением превосходства его личности, но повышает его способность оказывать помощь.

Благодаря директивному поведению психотерапевта он структурирует курс лечения, определяет обязанности и права человека, требования к сотрудничеству в терапии. Иногда он одобряет человека как хорошего родителя или авторитетного профессионала. Механизм психологической идентификации позволяет человеку усваивать необходимые конструктивные позиции, установки и принципы поведения в жизненных ситуациях.

При подборе вопросов врач создает собственную структуру разговора и направляет его ход, сознательно затрагивая определенные темы в соответствии с разработанной стратегией.

Объяснения, советы и рекомендации вполне разумны, когда они касаются медицинского аспекта заболевания и лечения. Но их обоснованность значительно уменьшается, когда на них влияют моральные ценности врача, которые могут отличаться от ценностей человека.

Например, мнение психотерапевта о проблемах брака и семьи, выборе профессии или смене работы может отражать его личный опыт, вызывая некоторые искажения объективного видения проблем человека и способов их решения.

В этой форме ролевого поведения врачи используют внушение, моделирование, обучение и положительное подкрепление, чтобы сформировать более зрелые способы восприятия, общения и поведения.

Директивный психотерапевт планирует курс лечения, самостоятельно устанавливает нормы для функционирования группы и выполняет их, дает советы и инструкции, а также проводит интерпретации.

Психотерапевт, особо активный и руководящий на первом этапе работы с группой, стремится создать безопасную атмосферу для новых, дезориентированных пациентов, привить им групповые нормы поведения, усилить активность и направленность правильно во время использования психотерапевтических техник.

Замечание 2

Склонность к негативной оценке директивного поведения в профессиональной среде связана, в частности, с убеждением, что такой стиль может замедлить достижение независимости группой, что является одним из основных условий ее успешного функционирования.

Ненаправленное поведение врача включает в себя все, что в широком смысле является ролью психотерапевта. Он слушает, проявляет сочувствие, гибок в своей тактике, учитывает все требования пациента, создает для него атмосферу безопасности. Психотерапевт фокусируется на том, что говорит человек, и в то же время мысленно выявляет определенные аспекты, такие как эмоциональное оживление.

Ненаправленная групповая психотерапия дает членам группы свободу выбора тем и направлений дискуссий, не влияет на динамику действий, не навязывает выполнение норм. Терапевт использует в первую очередь технику размышлений и разъяснений. Ненаправленное поведение психотерапевта наиболее ярко представлено триадой Роджерса – эмпатия, принятие и «аутентичность».

Источник: https://spravochnick.ru/psihologiya/psihoterapiya/direktivnaya_psihoterapiya/

Директивный и недирективный стиль в работе психотерапевта

Что важно при недирективной психотерапии

Определение 1
Директивная психотерапия включает в себя все формы психотерапии, которые характеризуются принятием психотерапевтом роли организатора и лидера терапевтического процесса, его умением брать ответственность за достижение психотерапевтических целей и дидактизмом.

Директивная психотерапия включает методы поведенческой психотерапии, большинство техник гипноза и позитивной психотерапии. Директивная групповая психотерапия первоначально была применена Маршем к заключенным в тюрьмах.

Необходимо отнести к преимуществам директивной психологии то, что психотерапевт может с высокой вероятностью прогнозировать время и качество терапевтических изменений у человека и более структурированно, систематически осуществлять и контролировать их, иметь возможность проводить интенсивную работу с человеком в течение короткого срока.

1. Предмет психологии. Основные этапы ее становления как науки

Что важно при недирективной психотерапии

1. Предмет психологии. Основные этапы ее становления как науки – страница №19/33

Психическое развитие детерминировано стремлением адаптироваться к социальной среде. Адаптация – активное приспособление.

2 механизма адаптации – аккомодация – изменение сложившихся структур под воздействием ситуации; ассимиляция – это наложение уже имеющихся структур поведения на новую ситуацию.

Адаптация сводится к формированию адекватной схемы окружающей среды. Схема отражает основы общества, связи и соотношения предметов окружающего мира или конкретной ситуации.

Схема формируется при помощи интеллекта – мышление главный психологический процесс, развитие есть развитие мышления. Схема появляется в результате активного взаимодействия человека с окружающим миром.

Схема не интериоризируется, не присваивается. Она открывается конкретному человеку при помощи внешнего мира.

Адаптация – это схема аккомодации и ассимиляции. У взрослого человека достаточно схем, чтобы все объяснить, ассимиляция – игра, аккомодация-обучение.

1. Все психические процессы производные от схемы. Схема определяет память, речь, внимание, возникновение когнитивных процессов представляет собой процесс перераспределения информации.

2. Рассматривал генезис интеллекта. 2 этапа.

1 – ранний – по уровню развития речи можно определить уровень развития мышления; 3 этапа развития:

а) аутизм до 1,5 г. – без речи, замкнутость;

б) эгоцентрическая речь и мышление 1-8лет, различение себя и мира, смотрит на мир со своей точки зрения (речь направленная другому)

в) социализированная мысль 8-60лет, логически аргументированная

2 – поздний период – пересматривает методологию – мышление и речь два разных процесса. Интересует операциональная сторона мышления. Операция – обратимое действие.

Стадии развития интеллекта

Сенсомоторный интеллект до 2,5 – 3 лет.

Мышление осуществляется в плане внешних предметных действий; константность восприятия; вырабатывается представление об объекте, физические действия к концу становятся обратимыми.

Стадия дооперационального интеллекта. Символического.

Этап подготовки конкретных операций до 7-8 лет – образное мышление, феномен эгоцентрического мышления, формирование структур логического мышления.

Стадия конкретных операций до 11-12 лет.

Формирование операции, только с тем предметом, который ребенок может видеть

Наглядно-образное мышление

Стадия формальных операций

Отрыв от конкретики, ребенок понимает, что есть много решений задач.

33. Особенности директивной и недирективной психотерапии

Недерективный тип психотерапии (гуманистическая, гештальт, психоан.)

1. У каждого человека есть ресурсы для самоизучения.

2. У клиента и терапевта свое поле.

3. Клиент-терапевт – партнерские отношения

Создание климата самораскрытия. Клиента побуждают к экспериментированию (в гештальттерапии). Терапевт большую часть времени слушает, он гибок, с уважением относится к жалобам клиента. Создает атмосферу безопасности.

Он эмпатичен. Здесь нужна не поддержка, а коррекция личности в сторону ответственности. Темпы задает клиент в отличие от директивной.

Приемы общие независимо от школ (парафраз, прояснение смысла, выделение эмоционального переживания).

Не директивная триада по Роджерсу: принятие, эмпатия, аутентичность.

Психотерапевт в недитективной терапии – партнер, консультант, помощник, эксперт.

Директивная психотерапия (бихевиоризм, когнитивная, НЛП, гипноз).

Психотерапевт в директивной психотерапии – руководитель, учитель, организатор. Используется власть, авторитет специалиста.

Стиль работы – влияющий, позиция – доминирующая. Терапевт определяет позиции и права, требует сотрудничества в роли «Родителя». Психотерапевт задает эталоны взглядов. Механизм идентификации в терапевтическом процессе.

Особенности директивной и недирективной психотерапии

Психотерапия-особый вид межличностного взаимодействия, при котором пациентам оказывается фофессиональная помощь психологическими средствами при решении возникающих у пациента затруднений психического хар-ра.

Директивная психотерапия включает все формы психотерапии, для которых характерны принятие психотерапевтом роли организатора и руков-ля психотерапевтического процесса, возложением на себя .

•> •! ветственности за достижение психотерап-их целей и дидактичность.

Директивная позиция психотер-та может сочетаться с авторитарностью или партнерством в выборе : юихотерап-их целей.

К дир-ой психотер-ии относятся методики поведенческой психотер-ии, большинство приемов гипноза и позитивной психотерапии

Директивные формы психотер-ии преимущ-но исп-ся в работе с регрессивными. дезориентированными пациентами (с психотической патологией) и с детьми.

Преимуществом дир-ой психотерап-ии явл-ся то, что психотерапевт может прогнозировать время и ;: -ество терапевтических изменений у пациента и более конструктивно, планомерно реализовывать и контролировать их, а также имеет возможность работать с пациентом в более интенсивном и краткосрочном режиме.

В дир-ой психотерапии психотерапевт выступает в роли руководителя, учителя.организатора.

В недериктивной – в роли партнера, консультанта, помощника, эксперта.

34. Общая характаристика современных психотерапевтических подходов

Возможны разные классификации:

1. Медицинская и немедицинская модель

2. Директивная и недирективная

3. Телесно-ориентированная (группа), собственно психотерапия, духовная психотерапия.

4. Рациональная терапия ориентирована на опыт проживания.

5. Интегративная и эклектическая варианты психотерапии.

ТОТ – группа методов, ориентированных на изучение тела, на осознание телесных ощущений, исследование того, как потребности, желания, чувства проявляются в телесных состояниях. Обучение способом реалистического разрешения дисгармонии в области телесных ощущений.

Виды ТОТ: биоэнергетика Лоуэна, метод Александера, метод Фельденкрайза (осознавание собственных движений), рольфинг (массаж), первичная терапия Якова.

Собственно психотерапевтические школы: психоанализ, поведенческая (НЛП, когнитивная, бихевиоральная, рационально-эмотивная), экзистенциальная терапия (дазайн-анализ Бинсвангера, логотерапия Франкла, гуманистическая Роджерса, процессуальная Менделла).

Духовная психотерапия –психотерапия и религия.

Рациональная терапия – связана с медицинской моделью Дюбуа.

Основывается на сопоставлении, доказательствах, опирается на логику, на остатки здравого смысла.

Направлена на снятие противоречий, непоследовательности убеждений в истории своей болезни.

Основной прием – логическая аргументация.

Рациональная терапия приближается к поведенческой.

Эмпирическая терапия – на опыте проживаний. Гештальт-терапия, арт-терапия, психодрама.

Речь идет не об объяснениях, а о непосредственном переживании. Запрещается говорить в прошедшем времени. Здесь и теперь. Поощряются непосредственные проявления.

Интегративная – сочетание приемов разных направлений. Сочетание по определенному признаку, некая система.

Психоанализ Ассаджиоли – психоанализ, духовная практика, йога, анализ сновидений.

НЛП

Трансперсональная терапия – (метапотребности, метаценности) выход за пределы собственного «Я». Предмет расширение состояния сознания.

Патогенетическая психотерапия Мясищева «Психология отношений».

Понимание личности как системы отношений индивида с окружающей социальной средой. Отношения – движущая сила. Важно отношение к себе.

Основная задача – выяснение жизненных отношений, лишающих личность способности адекватно перерабатывать сложившуюся ситуацию и вызвавших перенапряжение, дезорганизацию нервной деятельности.

Поведенческая терапия – цель – выработка адаптационного поведения.

Систематическая десинсебилизация Вольпе:

  • Овладение методикой релаксации
  • Составление иерархии ситуаций, вызывая страх
  • Собственно десенсибилизация (соединение представлений о ситуациях, вызывающих страх с релаксацией)

Оперантное обусловливание Скиннера

Материальное подкрепление каждого шага (тренинг ассертивного поведения)

Социальное научение по Бандуре – терапия моделирования.

Цель – обучение и усвоение ранних форм поведения через наблюдение. Моделирование, наблюдение, имитация. Человек способен регулировать свое поведение благодаря наблюдению и осознанию собственного поведения.

Рационально-эмотивная терапия Эллиса

Три ведущих психологических аспекта функционирования человека:

1. Мысли (когниции) – дескриптивные (чистая информация о реальности); оценочные (отношение к реальности)

2. Чувства;

3. Поведение.

У нормально функционирующего человека имеется рациональная система оценочных когниций, которую можно определить как систему гибких связей между дискринтивными и оценочными когнициями. Эта система носит вероятностный характер, выражает скорее пожелание, предпочтение определенного развития событий, поэтому приводит к умеренным эмоциям.

Психотерапевт – опознавание иррациональных установок, конфронтация с установками, пересмотр их, закрепление рациональных установок.

Когнитивная психотерапия Бека.

Психические расстройства рассматриваются как определенные когнитивные структуры и актуальные когнитивные процессы, приобретенные в прошлом (в качестве промежуточных переменных выступает мысль – когниция). S-O-R

Аберрация мышления – нарушение на когнитивной стадии переработки информации, которые искажают видение объекта или ситуации.

Цель когнитивной психотерапии – исправление неадекватных когниций.

Психоанализ

Цель – осознание внутреннего конфликта (сила ЭГО); осознание бессознательного, изменение содержания СУПЕРЭГО, (толкование сновидений, свободные ассоциации, анализ сопротивлений и переноса, интерпритация), фрустрация сексуальных импульсов превращающихся в невротический симптом.

Юнг – Цель:1) индивидуализация – обретение целостности или становление единым; 2) Расширение сознания

Методы – свободные ассоциации, анализ слов, развитие активного воображения, рисование.

Адлер – индивидуальная психология.

Цель – выравнить стремление к превосходству

Формирование и развитие социального интереса (кооперация, сотруднич.)

Анализ и коррекция жизненного стиля.

НЛП

Задачи: аспект моделированияуспеха, то есть помочь осознать людям то, что они делают хорошо.

Человек – биокомпьютер, психотерапевт – программист

Любое поведение представляет собой выбор самого лучшего варианта из имеющихся в данный момент. Каждый распологает ресурсами.

В НЛП работают с формой, а не с содержанием проблемы.

Гештальт-терапия

Перлз. Развивающая терапия (встреча человека с новым опытом, приобретение нового опыта. Эксперимент и приобретение опыта контакта Я-Ты.

  • идея холистичности (целостная организация)
  • контакт границы между организмом и средой
  • здесь и теперь

Цель – личность находится в контакте со своим Я и с окружающим миром; расширение границ осознания и переживания.

Экзистенциальная терапия

Экзистенция – бытие, существование, сущность.

В центре терапии – жизнь как процесс, жизнь в целом. Каким образои реализовать свой потенциал.

Экзистенциальная терапия – работа со смыслами: бытие человека в мире, понятие тревоги, аутентичность

Предельные основания беспокойства: смерть, свобода, изоляция, бессмысленность.

Упор на “свободную волю”, свободное развитие личности, осознание ответственности за формирование собственного внутреннего мира и выбор жизненного пути.

Дизайнанализ Бинсвангера

Саморазвитие – необходимость. Остановка развития – личностные нарушения.

Цель – содействовать индивиду в познании своих возможностей; индивидуальная неповторимость.

Роджерс – самоактуализация

Франкл –логотерапия (свобода воли, воля к смыслу, смысл жизни)

Самотрансценденция “выхода за свои пределы” для поиска смысла.

Трансперсональная психотерапия

Психология за пределами личности. Изменение состояния сознания, переживание которых может привести к смене фундаментальных ценностей, духовному перерождению и приобретению целостности.

>

Источник: https://davaiknam.ru/text/1-predmet-psihologii-osnovnie-etapi-ee-stanovleniya-kak-nauki-page-19

Клиент-центрированная терапия: описание техники, основные положения и приемы

Что важно при недирективной психотерапии

  • 12 Сентября, 2018
  • Психотерапия
  • Валентина Буравлева

Изначально данный подход в терапии назывался недирективным. Через время он получил название клиент-центрированного. Лучшим образом данный вид терапии был описан в работах Карла Роджерса.

Становление подхода

Роджерс – автор многочисленных книг, профессор психологии, а также основоположник клиент-центрированной терапии – в определенный момент времени ощутил неудовлетворенность теми принципами, что использовались в терапии в его время. Он решил заняться разработкой собственного подхода.

Традиционные методы, которые были ориентированы на диагностику, практически перестали себя оправдывать. Формирующиеся идеи клиент-центрированной терапии Карла Роджерса, на удивление для него самого, не стали повторением предыдущих концепций в психологии. Они положили начало новой теории.

Опыт преподавательской, научной и психотерапевтической работы позволил заложить прочный фундамент роджерианской концепции.

Философия клиент-центрированной терапии Роджерса кратко

В психологии того времени было принято считать, что по внутренней природе человек отличается иррациональностью, низким уровнем социализации, а также стремлением к разрушению. С позиции теории Роджерса, люди, напротив, являются социализированными и оптимистичными.

Если же в каких-либо случаях и проявляются антисоциальные переживания, проявляющиеся в процессе терапии (злость, раздражение, враждебность), то в действительности они являются естественной реакцией на фрустрацию в удовлетворении потребностей в любви, защите, счастье и пр.

Поэтому нет смысла пытаться контролировать негативные реакции; необходимо уделить внимание тому, чтобы человек имел возможность получить достаточно любви, внимания, позитивных переживаний, которые будут уравновешивать друг друга.

Например, потребность в дружеском общении может уравновесить агрессивность.

Начало сессии

Сеанс клиент-центрированной терапии начинается с того, что психолог и обратившийся за помощью человек садятся друг напротив друга. Контакт должен быть установлен с клиентом в течение первых пяти минут сессии. Если же этого не происходит, то в большинстве случаев клиент внутренне блокируется.

Фокус внимания – на проблеме

Внимание терапевта должно быть сосредоточено не на проблеме, а на тех переживаниях, что охватывают обратившегося человека. Именно поэтому данный вид психологического воздействия и называется клиент-центрированной терапией. Обратившийся может самостоятельно выбирать тему для разговора. Психотерапевт может подталкивать клиента к тому, чтобы обсудить все самое наболевшее.

Участие в проблеме с помощью вербальных и невербальных сигналов

Делается это при помощи специальных вопросов (вербальные методы), а также посредством тонального понижения голоса (невербальные методы). Например, терапевт произносит фразу: «Я чувствую, что вам несладко пришлось в данной ситуации (понижение тона голоса)».

Тональные изменения словно приглашают клиента «упасть» вниз, начать рассказывать подробнее о проблеме. Одновременно реакция психотерапевта может быть и не так выражена.

Психолог должен ощущать, есть ли у клиента желание поговорить о данной проблеме, и насколько долго он будет способным это делать.

Почему не нужно формулировать вопросы вместо клиента

Психотерапевт сопровождает человека не в его погружении в саму проблему, а в глубины его эмоциональных переживаний, которые являются на данный момент актуальными. Немало клиентов не могут сформулировать правильно собственную проблему, поэтому часто оказывается бессмысленным требовать от них этого.

Формулирование вопроса может быть опасно еще и тем, что направляет ход разговора, а также снова вводит клиента в проблему. Если вместо обратившегося за помощью начать выстраивать предположения о его чувствах или же пытаться сформулировать проблему, то терапевт будет направлять его, что может негативно сказаться на открытости клиента.

Последний может заблокироваться и перестать рассуждать о своих переживаниях.

Например, девочка-подросток жалуется на то, что у нее нет друзей в школе. Терапевт может сказать: «Вы ощущаете себя очень одинокой», «Как думаете, в чем заключается причина этого?», «Как часто это происходит?» Подобные вопросы заставляют задуматься над обстоятельствами в интеллектуальном ключе, и клиент прекращает разговор о своих чувствах.

Главный принцип клиент-центрированной терапии – находиться в ее процессе рядом с клиентом. И поэтому вопросы терапевт должен задавать не для себя, а для самого обратившегося. Они должны помогать ему отправляться все дальше вглубь своих чувств.

Техника правильного «отзеркаливания»

Данный метод клиент-центрированной терапии позволяет в течение всей сессии оставаться «рядом» с обратившимся. Например, клиент, который пришел на прием, может сказать приблизительно следующее: «Сегодня ночью я увидел во сне мою мать. Пока я ехал к вам, постоянно думал только о ней. Как я устал от этого всего. У меня проблемы и дома, и на работе, и с детьми…»

Неопытный специалист, работающий в рамках клиент-центрированной психотерапии, может дать следующие ответы, однако они будут неверными:

  • «Я вижу, что у вас немало серьезных проблем». Такая реакция терапевта, по сути, является директивной, поскольку заставляет обратившегося вести разговор только о проблемах. Но клиент имеет право сам выбирать, о чем ему говорить.
  • «Вы многое рассказали, расскажите еще что-нибудь». Такой ответ имеет характер давления.
  • «Есть ли вещи, помимо этих, которые приносят вам радость?» В подобном ответе проявляется эмоциональная «глухота» по отношению к клиенту. Обратившийся как бы слышит: «Что вы все о плохом да о плохом. Давайте лучше о хорошем».
  • «У меня тоже был подобный опыт, я понимаю вас». Данный ответ не является сопровождением клиента в проблему.

Удачным будет следующий ответ терапевта, который проводит сеанс в русле клиент-центрированной психотерапии: «Да, с вами многое сейчас происходит…» После этого терапевт некоторое время ожидает в тишине. Сам обратившийся решает, о чем ему стоит говорить и требуется ли ему дальнейшая помощь.

Метод повторов

Еще одна техника, использующаяся в клиент-центрированной психотерапии К. Роджерса, – это повторы. В данном случае психолог просто повторяет сказанное клиентом: «Вам сегодня приснилась мать, и вы размышляли о ней все то время, пока добирались на прием…» Затем должна последовать пауза.

Но если в процессе сессии клиент говорит слишком много, то методика повторов может и не сработать. Она в таком случае попросту выведет самого клиента из процесса погружения в собственные чувства и переживания. В таком случае более уместной будет методика обобщения. Приведенный выше первый вариант и представляет собой классический пример обобщения.

Метод метафоры

Еще один эффективный прием, используемый в клиент-центрированной терапии. Метафору можно использовать и разово, и в качестве устойчивого образа, который сопровождает весь терапевтический процесс.

В том случае, если она соответствует опыту клиента, этот прием помогает ему войти в тот пласт бессознательного, который наполнен символами, что позволяет уйти от предметного мира.

Ведь в последнем случае могут иметься существенные ограничения по способу выражения чувств.

К примеру, мужчина, обратившийся за помощью к специалисту, стал ненавидеть свою жену. Причина заключается в том, что она набрала лишний вес, стала некрасивой. Внутренне он желает ей смерти, однако не может выразить этого желания вслух, поскольку оно вызывает сильное чувство вины.

Техника клиент-центрированной терапии Роджерса под названием «Метафора» может использоваться психологом в этом случае. Терапевт выстраивает образ: «Как-то раз принц одного небольшого королевства посадил под своим окном нежное, красивое дерево с прекрасными цветами.

Каждое утро и вечер он наслаждался его благоуханием и поливал его. Однако в какой-то момент времени дерево стало очень быстро расти и начало закрывать свет, который уже почти не проникал в окно. В спальне принца стало холодно и неуютно. Сложно поверить, но это было то самое деревце, которое он когда-то полюбил.

Теперь оно стало ему ненавистно. И принц уже начал выстраивать планы, как уничтожить это дерево, спилить его…».

Такая метафора позволяет обсудить свои агрессивные чувства без ощущения вины. Это делает клиента более открытым.

Этапы

В результате исследований многих интервью были сделаны заключения о том, как происходит весь процесс терапии. Выявлено, что при этом возникает движение от застоя к процессу. Ученые выделили семь этапов терапии:

  1. На первом этапе клиент ощущает нежелание выражать себя. Общение происходит лишь на общие темы. На данном этапе обычно люди не обращаются за помощью к психологу – их чаще всего приводят родственники.
  2. На втором этапе проявляются чувства, однако клиент не берет на себя ответственности за происходящее в его жизни. Не признаются жизненные противоречия. Практически отсутствует дифференциация личностных смыслов.
  3. Затем начинается ослабление, постепенное самовыражение. Человек выражает прошлые переживания – как правило, отрицательные.
  4. Принятие того, что было выражено на предыдущем этапе, позволяет перейти на следующую стадию. Человек начинает чувствовать ответственность за те проблемы, что имеются в его жизни.
  5. На пятой стадии чувства выражаются уже полностью свободно, однако нередко присутствует удивление, страх. Человек более точно определяет свои чувства.
  6. Шестая стадия наиболее драматична. Клиент переживает свои чувства во всей полноте. Проблема прекращает для него быть объектом.
  7. На этом этапе обратившийся за помощью продолжает самостоятельное движение вперед, уже без помощи психотерапевта. Однако этап может обсуждаться на приеме у психолога.

Отношения с терапевтом

Основные положения клиент-центрированной терапии Роджерса, на которых строится общение с клиентом, таковы:

  • Принятие. Терапевт принимает обратившегося таким, какой он есть, вместе с его хорошими и плохими сторонами. Его установка по отношению к клиенту позитивна.
  • Конгруэнтность. Линия поведения терапевта последовательна. Сам он является целостной и интегрированной личностью. Он хорошо понимает и осознает собственный опыт.
  • Понимание. Означает, что терапевт испытывает точное видение мира клиента, переживает эмпатию.
  • Сообщение принятия и понимания. Нет смысла в принятии и понимании, если этого не воспринимает обратившийся за помощью. Поэтому все это должно быть сообщено клиенту.
  • Отношения, приносящие позитивный результат. Взаимоотношения с терапевтом не являются «подпоркой» для клиента. Но они обязательно должны быть безопасными, лишенными каких-либо угроз.

Клиент-центрированная терапия – хорошо зарекомендовавший себя метод, использующийся как среди людей с относительно простыми проблемами, так и среди пациентов психиатрических клиник. Эмпатия и теплота, сопровождающие терапевтические сессии, дают хороший эффект – и этот вывод за многие годы практики был сделан не одним психотерапевтом.

Источник: https://psychbook.ru/420831a-klient-tsentrirovannaya-terapiya-opisanie-tehniki-osnovnyie-polojeniya-i-priemyi

Все о медицине
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: