Что такое живое созерцание

Содержание
  1. Умение созерцать
  2. Как проводить пассивное созерцание?
  3. С этой статьей читают:
  4. Созерцание – это… Практика созерцания. Значение слова «созерцание»
  5. Опытный искатель
  6. Философский смысл понятия «созерцание»
  7. Практика созерцания
  8. Формы созерцания
  9. Созерцание формы и сущности
  10. Дзен-практика
  11. Советы искателю
  12. Созерцание, что значит созерцание. Медитация и практика созерцания
  13. Что значит созерцание. Медитация созерцания
  14. Созерцание природы и созерцание бога
  15. Что значит созерцание бога
  16. Как окружающий пейзаж влияет на здоровье, ум и самочувствие
  17. Оказалось, что освещенность, цвет, сложность и приспособляемость (возможность варьировать пространство в зависимости от текущих потребностей) аудиторий могут повышать — или понижать — эффективность учебного процесса на 25 %.
  18. Простое созерцание знаковых зданий способно повышать концентрацию и внимание, действовать расслабляюще и приостанавливать внутренний диалог — эффекты, которых добиваются при помощи медитации.
  19. Архитектура и самочувствие
  20. Что интересно, данные с трекеров расходились с личными воспоминаниями людей о том, как они себя чувствовали в том или ином месте. Это, по мнению ученых, говорит о том, что мы не всегда можем точно оценить, как на нас влияет окружающая среда.
  21. Чтобы повысить настроение и лучше себя чувствовать, желательно регулярно гулять по паркам и выбираться в части города со сложной архитектурой. Но даже это не идеальный вариант. Еще одна группа ученых выяснила, что жить в городе вообще вредно для психического здоровья.
  22. Как улучшить окружающее пространство
  23. — Избегайте острых углов
  24. — Красное — для концентрации, желтое — для общения, синее — для креатива
  25. — Легкий бардак — это нормально
  26. — Высокий потолок— для креатива, низкий — для концентрации
  27. — Почаще переставляйте мебель
  28. Что такое созерцание: разные смыслы и трактовка способа познавательной деятельности
  29. Что говорят словари
  30. Трактование понятия в философии
  31. Кант
  32. Гете
  33. Гештальтпсихология
  34. Гегель
  35. Маркс
  36. Гуссерль
  37. Созерцание в религии
  38. Православие
  39. Буддизм

Умение созерцать

Что такое живое созерцание

Ты видел когда-нибудь, как ребенок смотрит на лампочку или луну? Маленькие дети и новорожденные открывают для себя духовные техники естественным образом: они смотрят пристальным немигающим взглядом, задерживают дыхание, подражают животным, кувыркаются, стоят на голове, сидят неподвижные, произносят одни и те же слова до тех пор, пока для них все, что их окружает, не перестает существовать. Перестань задумываться о том, что медитация – это что-то особенное. Прекрати вообще выносить какие-либо суждения. Взгляни на окружающий мир так, как будто ты только что прибыл на Планету Земля. Рассматривай естественные очертания скал, деревья, которые корнями уходят вглубь земли, а кроной достигают небес. Наблюдай за растениями и животными, а также – за их взаимоотношениями друг с другом. Взгляни на себя глазами кота, гуляющего по парку. Посмотри на дерево через его сущность. Постарайся разглядеть гору через ее необъятную величину. Когда же твой мозг позволит всем объектам природы вокруг тебя оставаться в своей первозданности, исчезнут и сами объекты, и мозг – останется только всеобщее единство, затаившее дыхание.

Созерцание – это такое упражнение, при котором все чувства и ум настраиваются на восприятие какого-либо действия или объекта.

Это может быть что-нибудь материальное (картина, пейзаж, человек), это может быть какая-нибудь идея (Любовь, Вера, Свет, Разум), так же можно созерцать в никуда (безобъектное созерцание).

В течение созерцания, интеллект поддерживает и фокус внимания на предмете, и уровень восприятия.

Созерцание – это развивающая практика, расширяющая сферу Сознания, в которой проживает человек. Созерцание развивает человека, дает ему ощутить собственное развитие, нащупать верный путь. Как результат – испаряются проблемы, болезни перестают появляться, открываются новые уровни знания, энергии и появляется совершенное интуитивное знание о мире.

Процесс созерцания простой и эффективный. Любой человек, который понял суть процесса, способен созерцать без какой-либо подготовки. Практика созерцания очень хорошо влияет на развитие детей.

Дети уже с двух лет от роду могут заниматься этим, если им разъяснить что к чему, а зачастую, как бывает, они и сами приходят к этой практике.

Практика созерцания ведет к интеллектуальному, духовному и психическому развитию ребенка.

Созерцание приносит практикующему все, что ему нужно на пути своего духовного развития. По мере роста, процесс созерцания изменяется нужным образом, что соответствует современному состоянию созерцающего. Эти изменения происходят естественно и незаметно, гармонично подстраиваясь под потребности практикующего. И поэтому, практика созерцания имеет эффективность уже в самом начале.

В виду того, что созерцательные техники для каждого человека индивидуальны, процесс и результат также будут отличаться у всех практикующих. Поэтому нет смысла сравнивать свой опыт в практике с опытом других, которые занимаются по той же схеме. Разве что, только для расширения собственного кругозора или из любопытства.

Как проводить пассивное созерцание?

Сядь как тебе удобно, постарайся расположиться так, чтобы твоя спина находилась в прямом состоянии естественно и без напряжения.

Или можешь сесть на стул, касаясь ногами пола, колени при этом должны быть согнуты под прямым углом; можешь – на пол, со скрещенными ногами; можешь, если тебе это не трудно, сесть в «позу лотоса» (расположить ступни на бедрах).

В любом случае, положение тела должно быть настолько удобным, чтобы ты смог провести минут 20 – 30 без ощущения дискомфорта.

Суть упражнения уже обозначена в названии – пассивность. Интеллект должен быть пассивен. Ум не должен мыслить, но и при этом не должен засыпать. У обычного человека, когда ум не спит, он всегда чем-нибудь занят (обдумыванием, творчеством, решением чего-либо и т.д.). Он реагирует на любые раздражители и машинально обрабатывает их. Это одно состояние ума, другое – сон.

Но существует и третье состояние, в котором ум находится очень редко – его полная пассивность. В этом состоянии нет мыслительного процесса, нет аналитической работы, нет реакции на раздражители.

Такое состояние происходит между бодрствованием и засыпанием и обычно длится всего несколько секунд. Иногда его можно почувствовать утром, во время пробуждения. В таком случае, ты осознаешь, что еще спишь, но, тем не менее, уже понимаешь, что творится вокруг.

Примерно в таком же состояние прибывает ум в пассивном созерцании.

Поначалу вход в это состояние и поддержание его – трудная задача. Тут нужна тренировка. Обыкновенный человек затруднится с выполнением этой практики. Он скажет: «Или я думаю, или я сплю». По правде, начинающие во время практики очень часто проваливаются в сон, в особенности, если выполняют ее в лежачем положении. Но постоянные тренировки приведут к успеху.

Закрой глаза и сконцентрируйся на появляющихся мыслях. А, это самое важное в данной практике – не следуй за мыслями, не развивай их, не создавай новые. Не думай вовсе, сфокусируйся на «недумании» (только не думай об этом). Будь предельно пассивным. Будь незаинтересованным, безразличным наблюдателем проходящих мыслей и возникающих раздражителей.

Как только заметишь, что следуешь за какой-то мыслью (включился процесс думанья), немедленно отпускай ее и восстанавливай состояние пассивности.

Лишь наблюдай за приходящими и уходящими мыслями без какого-либо интереса. Этот процесс – будто непринужденное наблюдение за течением реки.

Ты отдаешь себе отчет в том, что река перед тобой течет, но это тебя вовсе не интересует, ты просто смотришь и не следишь ни за чем конкретным.

Поначалу, когда будешь практиковать созерцание пассивности, ты заметишь, что тебе удается в течение нескольких секунд сохранять «состояние беспристрастного наблюдателя». Но затем, какая-то мысль цепляет тебя, и ты умом устремляешься за ней.

По мере выполнения практики, время «безмыслия» будет расти.

В начале, в уме много мыслей, которые вертятся в нем, хаотично возникают и пропадают.

Практикуй, и ты заметишь, что количество мыслей постепенно убывает, сигналы от органов чувств отвлекают тебя все меньше, а ум становиться все спокойнее.

В итоге, останется одна единственная мысль: «Ни о чем не думай, ни на что не обращай внимания». Или так: «Мой ум совершенно пассивен» – частичку «не» лучше не использовать.

Когда и эта последняя мысль уйдет – Свет будет ясно и отчетливо видно. Его проблески могли уже появляться в промежутке между мыслями, и раньше ты мог их замечать. Некоторые люди, (особенно, которые уже практиковали что-то подобное) даже с первой попытке созерцания, могут видеть сполохи Света.

Во время практики созерцания ты можешь «слышать» звуки. Но они воспринимаются не органами слуха. У них такая же природа, что и у Света – это проявления «Я». «Я» есть всегда, но интеллект, занимаясь ежедневной работой, часто даже не замечает информации, которую он транслирует. Но стоит лишь интеллекту успокоиться, как «Я» сразу же проявляется.

И эти первые проявления и являются этим самым Светом и «звуками». Чем более пассивным будет интеллект, тем больше сообщений от «Я» возможно распознать и получить. Чем глубже будет расслабление и пассивность, тем чище будут восприниматься проявления «Я», в виде Света и Любви. И однажды, пассивное созерцание ума, превратится в созерцание Света, Любви.

Ну а когда ты начнешь созерцать Любовь, тебе уже никакие советы не понадобятся. Ты и так все будешь знать сам.

Расслабление и созерцание будут точно такими же, но только с одной оговоркой – это уже медитация. Когда мыслительный процесс отходит на задний план, проявляются Любовь и Свет, ты находишься в состоянии медитации (нет ни мыслей, ни иллюзий). Если в данный момент измерить специальным прибором излучение твоего мозга, то он показал бы, что ты находишься в состоянии «дельта».

Медитация начинается с того момента, когда интеллект полностью выключился, но не заснул. Он находится в пассивном состоянии, но не теряет при этом осознания и может следить за тем, что творится в уме. Он не вмешивается, не комментирует. Это состояние очень трудно описать интеллектуальными категориями, поскольку сама медитация находится за пределами интеллекта.

Кудесник

С этой статьей читают:

  • Как достичь ИСС?
  • Техники транса
  • Врата во внутренний мир

Источник: https://koodesnik.su/realnaya-magiya/entsiklopediya/259-meditashion

Созерцание – это… Практика созерцания. Значение слова «созерцание»

Что такое живое созерцание

Созерцание – это древнейшая духовная практика. В учении дзен мистическое созерцание является той основой, на которой базируется все духовное развитие человека. Умение созерцать – это искусство, постичь которое под силу не каждому. Созерцание – не для начинающих, созерцать способен только опытный искатель.

Опытный искатель

Кто такой опытный искатель? Это тот человек, который уже отверг или близко подошел к тому, чтобы отвергнуть свое невежество – ночное время суток. Это тот, кто постоянно просит Бога о его бессонной улыбке. Опытный искатель формирует внутри себя беспрекословную любовь к Богу, отрекаясь перед его волей.

Философский смысл понятия «созерцание»

В философском смысле созерцание мира имеет много значений, которые иногда даже противоречат друг другу.

  1. Зрительное созерцание, имеющее специальное значение.
  2. Созерцание как общее восприятие мира.
  3. Нерациональное, непонятийное восприятие действительности.

Но есть и другая группа значений, в которой созерцание – это нечто непосредственное, не имеющее отношение к чувствам. Здесь созерцание предполагает восприятие мира нечувственными значениями, ценностями и прочим. К этой группе относится следующее:

  1. Созерцание как анализ значений математического или логического характера.
  2. Внутренний процесс непосредственного образования идей, то есть созерцание в духе Платона.
  3. Созерцание в кантовском смысле, как нравственное осознание норм и этических принципов.
  4. Созерцание как восприятие совершенного, самого Бога – интеллектуальная форма созерцания в стиле немецкого идеализма.

Практика созерцания

Созерцать – значит познавать мир и его красоту без слов. Человек, который постоянно практикует это учение, не становится более интеллектуально развитым или профессионально пригодным.

Тем не менее, умение созерцать способно сделать человека более спокойным, научить его правильно применять те знания, которые он уже имеет. Духовные практики – это прямой путь к развитию и продвижению человека к тому, что называют духом.

Практикуя созерцание, искатель ищет прямой путь, чтобы избавиться от эмоций прошлого и тревог о будущем.

Невозможно созерцать мир, не активизируя внутренний диалог, а для этого требуется достаточно много времени. Созерцание прекрасного – это направление внимания не только на внешние, но и на внутренние объекты.

Это мастерство, которое доступно для освоения только узкому кругу лиц. Поэтому не следует ожидать, что у вас получится быстро освоить эту практику – она никому не дается сразу.

Лишь регулярно занимаясь, можно освободиться от власти навязчивых мыслей и идей и достичь внутреннего равновесия и тишины.

Освоение данной практики лучше всего начинать с созерцания природы. Главное достоинство природы заключается не в каких-то ее духовных преимуществах перед всем прочим, а в том, что человеческий разум меньше всего стремится ее проанализировать и понять. Когда человек смотрит на камень, дерево или реку, его разум молчит.

Общаясь в социуме, мы всегда замечаем и стараемся анализировать все детали: прислушиваемся к звукам, всматриваемся в лица людей, читаем знаки. Чтобы научиться просто созерцать красоту природы, нужно отправиться в поход, к примеру, в горы. Живописные пейзажи станут великолепным фоном.

Разумеется, позже вам все-таки придется учиться созерцать и тот мир, в котором вы живете.

Формы созерцания

Осваивая духовные практики, в частности созерцание, нужно учитывать и форму, так как она тоже имеет значение. Как уже было сказано выше, есть внешняя и внутренняя формы созерцания. Однако любой мастер дзен знает, что понятия «внутри» и «снаружи» имеют чисто дискуссионное значение. При этом внутреннее созерцание требует большей практики и тренировки. Пример такого учения – випассана.

Нужно понимать, что человек – сложное существо, и развития одного внимания будет недостаточно для освоения практики созерцания. Придется менять восприятие и отношение к своей жизни в общем.

В первую очередь нужно отказаться от курения, алкогольных напитков, наркотиков, придерживаться здорового питания и образа жизни. Так вы накопите огромное количество энергии, которая необходима для созерцания.

Следует уделить внимание и своему психическому состоянию: избавиться от навязчивых мыслей и идей, которые будут мешать разуму правильно воспринимать процесс созерцания.

Созерцательная практика подразумевает непосредственно зрительное восприятие предметов, мир в общем или вообще, внутреннее образование форм, в которых проявляется все вещественное и осмысленное.

Созерцание формы и сущности

В кантовском смысле созерцание формы – это пространство и время, в котором анализируются ощущения. Именно они являются сутью данных разума. Это готовые формы внутреннего созерцания, которые не зависят от опыта, а только дают возможность его обрести.

Созерцание идеи и сущности – это духовный процесс, при помощи которого человеку удается постичь идею предмета. По словам Платона, еще до своего переселения в тело душа созерцала идеи.

То есть в данном случае созерцание сущности понимается как логическое значение, опосредованное восприятием.

Дзен-практика

Дзен-практику созерцания называют хваду. Буквально этот термин означает «голова речи». В данном случае «голова» – это вершина, на которой исчерпываются мысли и речь.

Следовательно, созерцание – это приведение человека в состояние спокойствия и ясности ума, в котором утихает отвлекающая и омрачающая восприятие болтовня.

В дзен основным фактором созерцания является поддержание постоянного чувства вопрошания.

Приступив к занятиям, старайтесь всегда поддерживать вопрошание: «Что видишь? Что слышишь?» И прежде чем потускнеет начальный интерес, нужно задать новый вопрос. Таким образом процесс вопрошания не будет прерываться, новый вопрос будет налагаться на предыдущий, и так постоянно.

Кроме того, мы должны достичь того, чтобы наложение было регулярным и гладким, но совсем нет необходимости просто автоматически повторять вопрос. Это не мантра. Говорить себе круглосуточно «Что это такое?» бесполезно. задача не в том, чтобы просто повторять слова, а в поддержании чувства вопрошания.

Как только этот процесс будет налажен, ум станет спокойным.

Советы искателю

Созерцание – это сражение навязчивых мыслей и сонливости разума с одной стороны и хваду – с другой. В созерцании сосредоточенность и мудрость должны объединяться в одно целое.

Без сосредоточенности будет сложно справляться с ложным восприятием, а без мудрости – возрастет неведение. Вы не первый и не последний, кто вступает на этот путь. Поэтому не останавливайтесь, даже если временами вам будет казаться, что эта практика слишком сложна.

Все без исключения наставники – и древние, и современные – испытывали определенные трудности на этом пути.

Нужно каждое утро пробуждаться для ночи. Это намерение должно усиливаться с каждым днем, пока не станет неисчерпаемым.

Старайтесь контролировать свое поведение, никогда не пренебрегайте моральными заповедями, на которых основана практика созерцания.

Когда начнет созревать хваду, а ум станет острее, крайне важно не останавливаться и продолжать занятия. Ведь цель этого учения – полное погружение в хваду. Все остальное должно быть исключено.

Источник: https://FB.ru/article/155464/sozertsanie---eto-praktika-sozertsaniya-znachenie-slova-sozertsanie

Созерцание, что значит созерцание. Медитация и практика созерцания

Что такое живое созерцание

В этой статье мы рассмотрим понятие созерцания с разнообразных сторон, чтобы читатель мог широко представить себе природу этого феномена. Мы рассмотрим, как понимают термин «созерцание» в различных философских течениях и каким образом вы можете применять практику созерцания во благо своему здоровью.

Что значит созерцание. Медитация созерцания

Созерцание — способ познавательной деятельности, реализующийся как непосредственное отношение сознания к предмету. Таково научное описание термина «созерцание». В европейской философии Иммануил Кант был одним из тех, кто стоял у истоков исследования этого феномена. Нам известна идеалистическая направленность работ философа.

В этом конкретном случае было бы интересно взглянуть и сравнить, как типично европейский философ, взращенный на христианской культуре и её ценностях, приходит к более или менее схожим выводам с буддийскими мыслителями в плане понимания «созерцания» как категории противоположной эмпирическому (практическому) познанию мира, и тем не менее выводя созерцание на тот самый уровень, когда оно превосходит это самое практическое знание, потому что созерцание непосредственно, оно не возводит стен между наблюдателем и наблюдаемым, а следовательно, возможностей понять изучаемую вещь или явление в его неизмененном состоянии неизмеримо больше по сравнению с эмпирическим изучением вещей.

Созерцание, хоть и может быть переведено как contemplation, что означает размышление, но это не логическое размышление, когда подключается разум, чтобы тут же использовать инструменты, находящиеся в его распоряжении: оценку, сравнение, логику.

Созерцание — это априорная предпосылка восприятию, т. е.

созерцание — это не результат, к которому ведёт интеллектуальная или духовная деятельность, но в первую очередь данность, то, что лежит в основании и без чего дальнейшие размышления, рефлексия были бы невозможны.

Для Канта созерцание и представление — взаимозаменяемые понятия, т. к.

для объяснения своих выводов Кант использовал слово «Anschauung», что в переводе и означает ‘вид’, ‘наглядное представление’, то же самое «comtemplation».

Если проанализировать ход его мысли, то станет понятным, почему выбрано именно это слово. В немецком языке корень schau означает ‘смотреть’. Смотреть — значит созерцать.

Мы не будем глубоко погружаться в изучение морфологии русского слова «созерцание», но даже на интуитивном уровне чувствуется, что со-зерцать имеет связь с такими словами как «зрить», «зеркало». Последнее для нас, пожалуй, особо интересно, т. к. само явление созерцания есть не что иное, как вглядывание в зеркало бытия.

Бытие представлено тем, что нас окружает. Следовательно, то, что мы видим, есть отражение нас самих или иначе природа — это и есть мы.

Это, казалось бы, не совсем привычное умозаключение совершенно не противоречит философии Вед, где Пракрити есть понятие материи, природы, которая сливаясь с Пурушей, мировой душой, «Я», творит Вселенную.

Возвращаясь назад к философии Канта, мы не можем утверждать, что понимание созерцания великим мыслителем из Кёнигсберга было идентичным тому, которое можно почерпнуть из Вед.

Однако и Кант не остаётся на месте в своих размышлениях и в первую очередь называет пространство и время априорными формами созерцания, т. е.

такими, без которых было бы невозможно никакое дальнейшее созерцание, потому что всё, что бы мы ни воспринимали, прежде всего воспринимается нами через призму пространства и времени. В этом смысле кантианская теория не менее фундаментальна, нежели философия Вед.

Созерцание рассматривается как глобальный феномен и с точки зрения Ведантизма и кантианства.

Позднее, созерцание будет сведено к узкому понятию из области психологии, а также его возьмут на вооружение последователи нью-эйдж, поэтому фундаментальная природа этого понятия будет редуцирована в определённой степени лишь к практикам техник релаксации. Но давайте продолжим разговор о созерцании и природе.

Природа созерцания состоит в том, что вы изучаете то, что непосредственно окружает вас, но не с помощью таких привычных средств, как анализ с использованием логики, а проходя мимо них, не преодолевая их, но идя другим путём, напрямую.

Созерцание есть непосредственное изучение реальности такой, какая она есть. Проходя сквозь барьеры, расставленные разумом, вы внутренним взором видите то, что есть, а это и есть сама суть буддизма.

Снять последние оставшиеся завесы и посмотреть на мир открытым взглядом, увидеть его без предубеждения. Это в свою очередь возможно только тогда, когда окружающее нас пространство, вещи и мы становимся едиными.

Это, по сути, медитация на практике без использования специальных приёмов медитации, таких как сознательная концентрация на чём-либо, контроль за дыханием или целенаправленное избавление от мыслительного процесса.

Созерцание природы и созерцание бога

Погружение в сам процесс созерцания является медитацией де-факто. Ещё более действенным можно считать созерцание природы как таковой. Для человека привычно наблюдать за природными процессами.

Переключая внимание на них, мы не замечаем, как из исследователя природных явлений превращаемся в художников, созерцающих свою натуру издалека, сначала восторгающихся ею, а позже и соединяясь с ней в единое целое. Так же, как художник и образ его картины есть одно, так и Человек и Природа неразделимы.

Цивилизационному прогрессу порой удаётся убедить человека в противоположном, заставить поверить его, что он повелитель окружающего мира, а не его составляющая часть.

Дело тут не в том, чтобы принизить человеческую натуру, представив его вместо властителя частью мозаики. Речь о другом. Цивилизация, возвышая человека якобы над Природой, таким образом, исключает его из её состава, и властвует он над ней исключительно с позиции силы.

В то время, как реальное положение вещей совершенно не умаляет истинного статуса человека. Человек не повелитель, но часть творения Природы, и в нём Природа проявляет себя в виде квинтэссенции.

Поднимаясь над Природой, считая её ниже себя, мы тем самым сознательно обрекаем себя на изоляцию, в то время, как по происхождению нам уготовано быть не столько отдельной частью Природы, сколько ею самой!

В человеке могущество Природы проявилось как ни в чём ином. Человек — это Вселенная. Но, к сожалению, мы сознательно снимаем с себя сей драгоценный венец, променяв его на блестящую корону управителя прогрессом.

Что есть технический прогресс по сравнению с невиданными глубинами океанов и космических далей? Да всего лишь инструмент, и весьма несовершенный, для изучения этой самой Вселенной, которую так пока и не удалось разгадать и вряд ли удастся.

Ведь если мы думаем, что это возможно, то мы признаёмся себе в том, что мы с нашими несовершенными методами и инструментами способны постичь совершенство Вселенной.

Непознаваемость Вселенной, какими бы средствами мы ни пользовались, доказывает нам её безграничность и вместе с этим указывает на то, что и наша сущность изначально не может быть определена, а её масштабы измерены, т. к. мы и есть эта Вселенная.

Что значит созерцание бога

Созерцание есть одномоментное схватывание того, что есть, инсайт. Так определяли это явление мыслители прошлого. Простыми словами, созерцание — это и есть познание бога таким, какой он есть. Здесь есть некоторое противоречие, но это только на первый взгляд, т. к.

несовершенство семантики языковых структур не позволяет нам выразиться точнее. Мы всегда должны помнить, что язык — это лишь уловный код для передачи некоторых логических концепций.

Но язык мало помогает тогда, когда мы имеем дело с понятиями, выходящими за рамки того, что может быть понято логикой.

Когда мы говорим, что созерцание — это и есть познание бога, мы не имеем в виду антропоморфного бога, т. е. некоего человекоподобного образа. Напротив, здесь делается акцент на идею пантеизма (не следует понимать его как язычество), когда «Всё» — «пан» есть «бог» — «теос», а Вселенная подразумевает единство всех частей мироздания.

В какой-то мере в эту же категорию попадает и учение Веданты, ведь там тоже не существует бога в образе человека. Брахман — это также не бог-творец, а некое начало, субстанция, которая существует как данность.

При этом он не занимает главенствующей позиции в иерархии, он сам во всём и причина его в себе. В этом поразительная схожесть древневедического знания с концепцией пантеизма, которая была разработана значительно позднее, уже во 2-й половине второго тысячелетия нашей эры.

Выдающимися представителями этого философско-религиозного учения были Джордано Бруно, Мейстер Экхарт и Бенедикт Спиноза.

Таким образом, созерцая Природу, мы созерцаем бога, мы познаём бога через Природу, ведь Природа и есть воплощение бога. Много слов сказано о том, что созерцание обостряет ум и возвышает душу.

На чём основаны эти серьёзные выводы? Разумеется, логически мы понимаем, что это так, но не помешает подкрепить наше интуитивное понимание недавними открытиями, сделанными специалистами из университета Шеффилда.

«Данные, полученные в процессе измерения активности головного мозга, подтвердили тот факт, что природные пейзажи укрепляют связи мозга и синхронизируют работу различных его зон, а пейзажи искусственные, наоборот, нарушают эти связи и вносят дисбаланс в работу мозга».

Речь здесь идёт о том, что созерцание пейзажей природы влияет на мозг человека как медитация.

Ведь погружение человека в медитационный процесс приводит к аналогичному эффекту — синхронизации работы обоих полушарий мозга и, как следствие, более многоплановому восприятию мира, более глубокому его пониманию.

Можно сказать, что практика медитации, вне зависимости от выяснения причин того, что поспособствовало погружению в медитационное состояние, является мощным инструментом для саморазвития.

Можно не исполнять предписаний выполнения медитации, сидя в позе Лотоса и концентрируясь на циклах вдоха и выдоха, и при этом перейти в медитационное состояние благодаря созерцанию живописных окрестностей той местности, где вы решили провести свободное время. Хотя и это, по сути, не главное. Самое важное — это ваш настрой.

Если вы склонны к тому, чтобы видеть прекрасное, вы его и увидите.

Если к тому же вы не склонны к чрезмерному рационализированию, будете избегать делать какие-то выводы положительного или отрицательного порядка, то вы сможете обойти ловушки сознания и действительно погрузиться в полное, настоящее созерцание, которое и откроет для вас двери в мир медитации.

Как окружающий пейзаж влияет на здоровье, ум и самочувствие

Что такое живое созерцание

Как выглядела ваша школа — типичное здание советской постройки или современный проект, оборудованный по последнему слову техники? Ваши результаты на экзаменах и то, насколько хорошо вы усвоили школьную программу, могли зависеть от школьного здания. Исследователи из Британии в 2012 году протестировали, насколько прогресс в учебе определяется тем, как выглядят школьные аудитории.

Оказалось, что освещенность, цвет, сложность и приспособляемость (возможность варьировать пространство в зависимости от текущих потребностей) аудиторий могут повышать — или понижать — эффективность учебного процесса на 25 %.

Так что готовиться к экзаменам или работать лучше в хорошо освещенных просторных помещениях со сложным дизайном.

Если же вы ищете способы для повышения концентрации и расслабления, а к медитации душа не лежит, можете в качестве обоев на компьютере или телефоне использовать фото любимого музея, храма или другой необычной постройки.

Группа ученых из университета Юты под руководством Хулио Бермудеза установила, что, когда мы смотрим на «духовные» здания — например, храмы или известные музеи, — в нашем мозгу происходят процессы, схожие с теми, которые можно наблюдать во время медитации.

Исследователи показывали одной группе испытуемых фото самых обычных построек, например типовой школы и торгового центра.

А другой — фото знаковых зданий: римского Пантеона, гранадской Альгамбры, института Солка в Калифорнии, Шартрского собора и капеллы Роншан во Франции. Активность мозга испытуемых во время просмотра фото проверяли при помощи МРТ.

Выяснилось, что при взгляде на «духовные» постройки мозг испытуемых ведет себя примерно как при медитации.

Простое созерцание знаковых зданий способно повышать концентрацию и внимание, действовать расслабляюще и приостанавливать внутренний диалог — эффекты, которых добиваются при помощи медитации.

При этом при созерцании знаковых зданий ученые наблюдали повышенную активность частей коры головного мозга, ответственных за обработку внешней информации, которые во время медитации неактивны.

Архитектура и самочувствие

Замечали, что в Парке Горького чувствуете себя лучше, чем среди алтуфьевских панелек? Неудивительно. Есть научное подтверждение, что окружающее пространство может влиять на наши эмоции и самочувствие.

Исследователи лаборатории BMW Guggenheim провели серию экспериментов в Берлине, Нью-Йорке и Мумбаи. Участники экспериментов гуляли по продуманными учеными маршрутам с трекерами, которые следили за изменениями различных физических параметров, например пульса или температуры тела.

На пути участников попадались разные объекты: зеленые зоны, перекрестки, безликие постройки, здания со сложными фасадами. Ученые после прогулок на основании данных с трекеров и опросов участников, выявляли, как различные здания и городские пространства влияют на самочувствие людей.

Выяснилось, что наиболее расслабленно люди чувствуют себя в зеленых зонах, а здания со сложными оживленными фасадами вызывают у нас сильное позитивное эмоциональное возбуждение в отличие от серых монолитных построек, которые, наоборот, навевают скуку и подавляют.

Что интересно, данные с трекеров расходились с личными воспоминаниями людей о том, как они себя чувствовали в том или ином месте. Это, по мнению ученых, говорит о том, что мы не всегда можем точно оценить, как на нас влияет окружающая среда.

Если влияние окружающего пространства на наши эмоции мы можем хотя бы как-то отследить, то с пониманием влияния пространства вокруг на наше здоровье все еще сложнее.

Тем не менее сразу несколько исследований говорят о том, что от среды, в которой мы находимся, может зависеть наше физическое состояние.

Так, британские ученые выяснили, что люди с низким социальным статусом в среднем больше других подвержены болезням кровеносной системы, однако у тех из них, кто живет недалеко от зеленых зон, заболеваемость ниже.

Другое исследование показало, что скорость выздоровления больного может зависеть от того, что он видит из окна. Больных в ходе эксперимента поделили на две группы. Одних поместили в палаты с видом на природу, а других — с видом на кирпичную стену. Оказалось, что больные из первой группы в среднем выздоравливали быстрее и реже жаловались медсестрам на плохое самочувствие.

Чтобы повысить настроение и лучше себя чувствовать, желательно регулярно гулять по паркам и выбираться в части города со сложной архитектурой. Но даже это не идеальный вариант. Еще одна группа ученых выяснила, что жить в городе вообще вредно для психического здоровья.

На взрослых людей городская жизнь при этом влияет не так сильно, как на детей и подростков. Исследователи установили, что у тех, кто вырос в большом городе, выше риск заболеть шизофренией и рядом других психических расстройств, они больше подвержены депрессии и хронической тревожности, чем «деревенские» дети.

В общем, наука говорит, что бросить все и уехать в деревню — не такая уж плохая идея.

Как улучшить окружающее пространство

Если побег в деревню для вас вообще не вариант, не отчаивайтесь.

У науки есть целый ряд практических советов, которые помогут вам сделать пространство, в котором вы живете и работаете, более «дружелюбным». Универсальных, конечно, нет — все зависит от ваших целей.

Спальню и рабочий кабинет стоит обустраивать по-разному. Главное понимать, как разные аспекты интерьера влияют на продуктивность и настроение.

— Избегайте острых углов

Ученые из Гарварда выяснили, что мы чувствуем себя комфорнее в окружении предметов с закругленными очертаниями. Исследователи установили, что когда мы смотрим на предметы с острыми углами, активируется миндалевидное тело, ответственное в том числе за страх. Из-за этого он предположил, что в «острых» предметах мы инстинктивно чувствуем угрозу, и поэтому предпочитаем их избегать.

— Красное — для концентрации, желтое — для общения, синее — для креатива

Это не фэншуй, а научно доказанные факты.

В окружении красных вещей и предметов мы лучше запоминаем слова и обращаем больше внимания на детали. Если вам, к примеру, надо вычитать текст или сверить цифры в годовом отчете, лучше поставить на стол что-нибудь красное или вообще найти комнату с красными стенами.

Красный и желтый, — «социальные» цвета. В помещениях, где их много, людям проще общаться друг с другом. В окружении синего лучше работает воображение, поэтому креативить и устраивать брейнсторминг в идеале стоит в помещении с синими стенами или предметами мебели.

И конечно, синий цвет также может оказывать успокаивающее воздействие.

— Легкий бардак — это нормально

Несмотря на то что минимализм в моде, не стоит им чрезмерно увлекаться, если вы хотите, чтобы помещение оставалось комфортным для жизни. Легкое нагромождение предметов в комнате делает ее более запоминающейся и уютной.

— Высокий потолок — для креатива, низкий — для концентрации

Высота потолков тоже может влиять на работу мозга. В помещениях с высокими потолками проще думается и лучше работает абстрактное мышление, а в помещениях с низкими потолками легче сконцентрироваться на деталях.

— Почаще переставляйте мебель

Несмотря на то что мы чувствуем себя комфортно в собственном доме во многом потому, что нам там все привычно и знакомо, легкие перемены, скорее всего, благотворно скажутся на вашем самочувствии. Конечно, радикальный ремонт каждые полгода делать не надо, но поменять местами кровать и стол вполне можно.

Источник: https://knife.media/architecture-influence/

Что такое созерцание: разные смыслы и трактовка способа познавательной деятельности

Что такое живое созерцание

Слово «созерцание» получило множество значений, которые имеют как сходство, так и различие в трактовке. Толкование слова можно найти в словарях, в философских трудах, религиозных текстах, и в каждом объяснении есть свой смысл, свое особое видение.

Что говорят словари

Владимир Иванович Даль в своем толковом словаре дает следующее определение: «Созерцание — это такое действие, которое при наблюдении предмета заставляет вникать в его суть разумом, что позволяет увидеть глубже его природу.

Действие направлено внутрь себя, на изучение и размышление о предмете или явлении». Более краткое трактование можно прочитать в словаре Т. Ф. Ефремовой: «Первый этап познания, основанный на чувственном восприятии окружающей действительности.

Инертное погружение в себя, свое сознание, мечтательность».

Трактование понятия в философии

Философы и мыслители в разное время давали свою оценку термину, принимая во внимание интеллект, духовность и практическое отношение к понятию.

Кант

Иммануил Кант, рассуждая о значении слова «созерцать», указывал на противоположность наблюдения теоретического, восприятию на уровне чувств. То есть в его понимании действие основано на интуитивном опыте, а не на умственных заключениях.

Важно!Созерцание, скорее, чувственная форма восприятия действительности, нежели сознательный анализ. Если мы не принимаем объект на уровне ощущений, знание о нем будет лишено смысла.

Пространство и время — это данность бытия, не требующая логики, равно как и наблюдение предмета или явления в пространстве или временном отрезке.

Гете

Для Гете созерцательность — это, прежде всего, сосредоточенность на явлении, которое сродни медитации. Все, что мы замечаем, взаимосвязано между собой с природой и мирозданием.

Погружение в наблюдение позволяет смотреть сквозь предмет, отыскивая его глубинный смысл, отрицая при этом имеющиеся ярлыки. Узнайте что происходит с мозгом во время медитации.

Это исключительно собственный опыт познания мира и природы, который в итоге приводит к самопознанию и самосовершенствованию.

Гештальтпсихология

Данное течение психологии, основателями которого являются Вертгеймер, Коффка и Келер, объясняют созерцание сознательным и эмоциональным восприятием образа в целом, без разделения на отдельные элементы и изучение его свойств.

Наблюдение собирает в одно целое и форму, и содержание предмета. Сегодня в гештальт-терапии используются упражнения для концентрации внимания, это сродни самосозерцанию в медитативной практике йоги.

Путем ведения внутреннего диалога человек сосредотачивается на одной мысли, воспоминании, предмете, добиваясь полной концентрации внимания, не рассеиваясь на ассоциативные мысли.

Гегель

Немецкий философ Гегель считал умственное созерцание антиподом мышлению разума, но признавал рассудочное мышление как основу наблюдения и познания объекта.

Называя созерцание представлением о природе объекта, Гегель считал, что, представляя объект или явление, человек растворяется в нем, перенося свое чувственное восприятие внутрь себя.

Выходя (мысленно) за рамки пространства и времени, наблюдающий четче прослеживает связь между эмоционально-чувственным отношением к объекту и разумным его пониманием.

Маркс

Рассмотрим, что значит созерцать, согласно Марксу. С точки зрения Маркса, это способность представлять и удерживать в памяти чувственный образ, однако поскольку реальность (с точки зрения социалиста-коммуниста) вещь общественная, то и представление о предмете воспринимается сквозь призму общественной памяти.

Понять это проще на примере: я вижу и слышу то, что видят и слышат другие наблюдающие индивиды, обмениваюсь с ними представлением и размышлением о вещи или событии.

Важно!Маркс не связывает понятие с психологией или философией, данное определение для него — это общественно-историческое познание действительности посредством не одной лишь чувственности, но и логики, и практической деятельности.

Гуссерль

Гуссерль считал, что созерцание не ограничивается одним лишь опытом, оно основывается на работе сознания и подсознания, то есть на интуитивном понимании явления. Данное понятие воспринимается как данность, не рассуждая. Чувственное восприятие окружающего мира стоит в основе познания. Постижение сущности, не иллюзии — это, прежде всего, работа ума, а не воображения.

Созерцание в религии

Многие мировые религии объясняют те или иные явления и события с точки зрения философского/духовного восприятия.

Православие

В православии созерцание — это особое состояние души, позволяющее осознать свою сущность, как Божьего творения, в котором вера преобладает над чувствами. Это ощущение и понимание божественной благодати вне времени и пространства, духовная сосредоточенность на осмыслении деяний Творца.

Это мысли, которые приводят к добродетели, деятельности, направленной на добро. Нравственная чистота, соблюдение заповедей, чтение молитв и посещение храмов — все это созерцательная сторона веры. Однако размышления должны подтверждаться деяниями.

Известный богослов Владимир Лосский сказал: «Деятельная жизнь — делание — состоит в очищении сердца, и это — деятельность сознательная, так как ею руководит ум, созерцательная способность, которая входит в сердце, соединяется с сердцем, собирая и сосредотачивая в благодати все человеческое существо».

Буддизм

Буддисты отождествляют понятие с духовным знанием, желанием узнать сущность окружающего мира и самого себя в нем. Обычно погружение в наблюдение осуществляется с помощью медитации, при этом практик полностью растворяется в объекте наблюдения, подчиняя себе поток мыслей, контролируя свое сознание.

Это постижение мудрости бытия, не замутненное мирским, сосредоточенность на переосмыслении истины и понимании природы всего сущего.

Созерцающий человек в буддизме может практиковать два вида медитации:

  • познание и восприятие материального;
  • погружение в духовное, метафизическое.

Подытожим: термин имеет много значений, в каждом из них можно найти наиболее точное определение, подходящее конкретному человеку, согласно убеждениям, вере, образованию.

Общее у вышеперечисленных объяснений одно — так или иначе, это познавательная деятельность, осознанное отношение и представление какого-либо явления или вещи.

Источник: https://lifegid.com/bok/1913-sozercanie-odno-slovo-raznye-znacheniya.html

Все о медицине
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: