Что такое импрессивная речь у детей

Содержание
  1. Лечение задержки речевого развития в Саратове, России. Речь у детей, отставание развития, зрр
  2. Виды речи, импрессивная речь, экспрессивная речь
  3. Периоды развития речи – доречевой период, период понимания, активного использования слов, период фразовой речи 
  4. Подготовительный период развития речи делится на 4 этапа
  5. Период понимания речи
  6. Период фразовой речи
  7. Лечение речевых расстройств, логопатии
  8. Задержка речевого развития, зрр у детей, отставание речевого развития: причины, симптомы и признаки
  9. Лечение задержки речевого развития в Саратове, России
  10. Как лечить задержку речевого развития у детей, зрр у ребенка! Темповая задержка речевого развития
  11. Импрессивная речь в логопедии: отклонения, диагностика и развитие
  12. Последствия расстройства
  13. Коррекция состояния
  14. Related posts:
  15. Экспрессивная речь – становление в детском возрасте, коррекция
  16. Что такое экспрессивная речь
  17. Расстройство экспрессивной речи
  18. Что провоцирует расстройство экспрессивной речи
  19. Симптомы расстройства экспрессивной речи
  20. Влияние задержки экспрессивной речи на становление Коммуникации в раннем возрасте
  21. Психологическая диагностика дошкольников с задержкой экспрессивной речи
  22. Методы лечения и коррекции
  23. Этапы развития собственной экспрессивной речи ребенка
  24. Обследование импрессивной речи
  25. 1. Понимание предлогов (перед, около, в, из, на с, за, из-за, под, из-под).
  26. 3. Понимание рода глаголов в прошедшем времени.
  27. 4. Понимание числа глаголов и существительных.
  28. 5. Понимание соотношения между членами предложения.
  29. 6. Понимание значений глаголов с приставками.
  30. 7. Понимание рассказа.
  31. Уровни понимания речи:
  32. Импрессивная речь в логопедии
  33. Этиология и характер отклонения

Лечение задержки речевого развития в Саратове, России. Речь у детей, отставание развития, зрр

Что такое импрессивная речь у детей

Речь — это форма общения людей с помощью звуковых и зрительных знаков, высшая корковая функция, возникающая в процессе трудовой деятельности. Формирование речи происходит путем взаимодействия механизмов восприятия речи и ее воспроизведения.

Виды речи, импрессивная речь, экспрессивная речь

Различают 2 основных вида речи: импрессивную и экспрессивную. Импрессивная речь (процесс понимания) включает понимание устной речи и чтения.

Экспрессивная речь (процесс высказывания) начинается с намерения или мысли, которые переходят во внутреннюю речь и затем перекодируются в словесную форму и находят воплощение в речевом высказывании.

В осуществлении речевой функции в целом принимают участие различные отделы коры большого мозга доминантного и недоминантного полушарий, однако роль каждого из них различна, что особенно четко проявляется при различных речевых расстройствах.

Периоды развития речи – доречевой период, период понимания, активного использования слов, период фразовой речи 

Процесс развития речи подразделяется на подготовительный период – ранний доречевой период (крик, гуление, лепет), период понимания и активного использования отдельных слов и небольших предложений, период овладения фразовой речью.

Подготовительный период развития речи делится на 4 этапа

Первый этап — безусловно-рефлекторный, протекает в первые 2 месяца жизни. Важное значение при этом играет крик ребенка, который отражает неблагополучие различных органов, поэтому носит сигнальный характер и стимулирует функциональную активность слуховых зон коры головного мозга.

Крик ребенка вызывает ответные реакции у взрослых в зависимости от конкретной ситуации. На второй неделе неонатального периода ребенок должен кратковременно фиксировать взгляд на ярких предметах, а в полтора месяца следить за ними и поворачивать голову в сторону источника звука.

Второй этап характеризуется возникновением простого элементарного гуления, протекает со второго до третьего месяцев жизни. Ребенок в ответ на положительные раздражители произносит гласные звуки (ы-ы-ы; а-а-а; э-э-э), сочетания гласных и согласных звуков (гу-у; ге-е).

Все звуки произносятся на выдохе и требуют большого мышечного напряжения, что способствует тренировке дыхания.

Третий этап характеризуется истинным гулением, идет с третьего до пятого месяцев жизни.

Дифференцирование и свобода движений в этот период жизни ребенка позволяет ему длительно всматриваться в окружающие предметы, свободно поворачивать голову на источник звука.

Он как бы прислушивается к собственным звукам, воспринимает их акустически и кинестически. Звуки произносятся ребенком более протяжно и с большим разнообразием.

Четвертый этап характеризуется лепетом, начинается с пятимесячного возраста. Ребенок произносит сочетания гласных и согласных звуков в виде коротких цепочек (па-па, ма-ма, ба-ба), подражает не только собственным звукам, но и звукам взрослого, тренирует слух и артикуляционные органы. Лепет нормально развивающегося ребенка переходит в речь.

Период понимания речи

Период понимания речи начинается с 9 месяцев. Малыш использует слова-предложения, которые приобретают смысл и становятся компонентом мышления, а также звукоподражательные слова, например ав-ав, мяу. К концу первого года жизни ребенка формируется его словарный запас, который к этому времени насчитывает около 10 слов.

Обычно отмечается удвоение одного и того же слога с ударением на первом (па-па, ма-ма, ба-ба, дя-дя и др.) При попытке произнести разнослоговые слова дети заменяют звуки, опускают некоторые из них или смешивают, что объясняется недостаточностью слухового восприятия и несформированностью артикуляционных укладов.

К этому времени дети произносят фонемы, которые слышат в речи взрослых и в своих звуках лепета и гуления.

Период фразовой речи

На втором году жизни дети произносят до 300 слов. В их речи появляются существительные в косвенных падежах, во множественном числе, глаголы повелительного наклонения, личные местоимения, наречия.

В возрасте от двух до трех лет дети правильно пользуются словами, обозначающими предметы домашнего обихода, употребляют их по назначению, называют различных животных, знают особенности их поведения.

В предложениях усваиваются падежные окончания существительных, прилагательных, употребляются предлоги, служебные слова, союзы, наречия. На третьем году жизни отрабатывается правильное произношение фонем, особенно шипящих, свистящих, звуков “р”, “л”.

На четвертом, пятом годах — совершенствуется формирование функциональной речевой системы, дети произносят длинные фразы, монологи, применяют условную форму придаточных предложений. Успешно учатся читать и читают, овладевают письмом. Начиная с трех лет, совершенствуется грамматическая структура речи и обогащается словарный запас.

Лечение речевых расстройств, логопатии

Речевые расстройства называют логопатиями. Они возникают при патологических процессах, поражающих периферический, проводниковый или центральный аппараты восприятия или воспроизведения речи. Выделяют различные заболевания речи.

Центральные нарушения уже сформированной речи (афазия), недоразвитие или поражение коркового аппарата речи еще в доречевом периоде (алалия, или детская афазия), дизартрия, задержка речевого развития, общее недоразвитие речи, различные виды нарушения звукопроизношения вследствие анатомического дефекта или незрелости артикуляционного аппарата, невротическое и неврозоподобное заикание, а также разнообразные нарушения при психических болезнях. Сарклиник проводит терапию речевых расстройств у детей и подростков в Саратове.  

Задержка речевого развития, зрр у детей, отставание речевого развития: причины, симптомы и признаки

Задержка речевого развития, отставание речевого развития   – это отставание развития речи от возрастного уровня. Она может наблюдаться у недоношенных, соматически ослабленных детей, а также при недостатке питания и сна в первые месяцы жизни ребенка.

Причинами зрр являются внутриутробная гипоксия, перинатальная энцефалопатия, кесарево сечение, обвитие пуповины, резус конфликт, недостаточность маточно-плацентарного кровообращения, внутриутробные инфекции, родовые травмы, вакуум экстракция плода, стимуляция родовой деятельности, слабость родовой деятельности, гестозы первой и второй половин беременности, плохая экология, недоношенность или переношенность, тяжелые соматические болезни матери. Какие существуют симптомы и признаки задержки развития речи у детей? Какая клиника ЗРР? У таких детей лепет и первые слова появляются в более поздние сроки, медленно увеличивается активный словарь, позже формируется фразовая речь, во рту как будто “каша”. Если речи нет совсем, то нужно проводить дифференциальную диагностику для установления правильного диагноза. Возрастные нормы по количеству произносимых слов.

Лечение задержки речевого развития в Саратове, России

Сарклиник применяет новые комплексные методы лечения речевых расстройств и отставания, задержки речевого развития у детей и подростков, дошкольников и младших школьников. Лечение нарушений речи включает в себя комплекс мероприятий в зависимости от причины их возникновения и характера речевых расстройств.

В результате лечения задержки речевого развития, зрр восстанавливается работа периферического (рецепторного) и центрального (коркового) аппаратов речи, улучшается функционирование слухового и зрительного анализаторов, нормализуются процессы возбуждения и торможения в центральной нервной системе, происходит коррекция неврологических нарушений у детей.

Эффективность комплексного лечения, которое может включать в себя различные рефлексотерапевтические, акупунктурные, микроакупунктурные, нетрадиционные методики, специальный массаж и другие методы, достигает 87%.

Лечение задержки речевого развития в Саратове, лечение отставания речевого развития в центре Сарклиник проводится амбулаторно и индивидуально. Все методики безопасны.

Сарклиник работает много лет, за это время от речевых расстройств, нарушений речи, задержки психоречевого развития, зрр и отставания в речевом развитии вылечились сотни пациентов в возрасте от 6 месяцев до 20 лет. Сарклиник знает, как улучшить речь в России, как улучшить разговорную речь, дикцию речи, качество речи.

Лечится тяжелая и средняя, легкая и очень грубая задержка развития, нарушения письменной речи, нарушения устной речи, нарушения формирования речи, системные нарушения норм речи, понимания и восприятия речи, произносительной стороны речи, грамматического строя речи, лексико грамматические нарушения. Сарклиник лечит тяжелые нарушения речи у детей. Дети с тяжелыми нарушениями речи нуждаются в комплексном лечении.

В результате комплексной терапии улучшается звукопроизношение и дикция, увеличивается словарный запас, активизируется работа центра Брока и центра Вернике.

Как лечить задержку речевого развития у детей, зрр у ребенка! Темповая задержка речевого развития

Также поводится лечение в России следующих нарушений: диагноз зрр, зпр, задержка психо речевого развития, задержка речевого и психического развития. Темповая задержка речевого развития успешно лечится в Сарклиник. На сайте sarclinic.

ru Вы можете бесплатно задать вопрос доктору о том, есть ли задержка психомоторного и речевого развития у Вашего ребенка.

На первой консультации врач расскажет Вам о том, как проводится диагностика и лечение, коррекция и реабилитация, упражнения и процедуры, занятия, нужны ли препараты и лекарства, уколы и таблетки.

Приходите, и Сарклиник поможет Вам! Сарклиник знает, как лечить и вылечить задержку речевого развития, отставание речевого развития, зрр, зпр, зпрр!

Проводится лечение задержки психомоторного развития у детей, алалии, дислалии. Если Ваш ребенок плохо говорит, обращайтесь как можно раньше к врачу для диагностики и ранней терапии проблем с речью. В этом случае можно добиться максимальных положительных результатов.

Запись на консультации. Имеются противопоказания. Необходима консультация специалиста.Отзывы

sarclinic (©), фото 1: (©) Scorpionka | Dreamstime.com \ Dreamstock.ru, фото 2: (©) Poznyakov | Dreamstime.com \ Dreamstock.ru, фото 3: (©) Pechennikova V V | Sarclinic.com \ Sarclinic.ru, фото 4: (©) Len44ik | Dreamstime.com \ Dreamstock.ru. Дети, люди, изображенные на фото, – модели, не страдают от описанных заболеваний и/или все совпадения исключены.

Дислалия у детей, характеристика, формы, коррекция, лечение

Энурез, лечение энуреза, как лечить ночной энурез в Саратове, России

Задержка, нарушение психического развития ребенка, дети с задержкой психического развития

Головная боль у детей, лечение, как избавиться, как снять

Бруксизм, скрежетание зубами во время сна, одонтеризм: симптомы и лечение

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены символом *

Источник: https://sarclinic.ru/osnovnye-napravleniya/90-detskie-zabolevaniya/73-narusheniya-rechi-zaderzhka-rechevogo-razvitiya

Импрессивная речь в логопедии: отклонения, диагностика и развитие

Что такое импрессивная речь у детей

Тесно связаны между собой понятия восприятия и понимания речи. В первом случае это означает, как человек слышит и воспроизводит отдельные звуки. При этом он может не понимать значения сказанного. Например, прочитав непонятную фразу, вы ее воспримите частично, а после уточнения значения отдельных слов придет понимание. То есть, в речи первично восприятие с помощью слуха или зрения.

Причины нарушения импрессивной речи:

  • инверсия (перестановка подлежащих и сказуемых в предложении);
  • неумение изменять формы слов;
  • нераспознавание речевых звуков.

Как происходит понимание речи в различные периоды жизни видно из приведенной таблицы.

Умения и навыкиВозраст ребенка
Ребенок уже реагирует на голос родителей1-1,5 мес.
Активная реакция при обращении взрослых (улыбка, махи руками, ногами)3 мес.
Отличает перемены интонации и реагирует соответственно4 мес.
При обращении к нему возникает ответное гуление5 мес.
Узнает свое имя6 мес.
Воспринимает просьбы, сопровождаемые жестами7 мес.
Знает названия частей лица7,5 мес.
Понимает просьбы без подкрепления жестами8,5 мес.
Может найти известные уже предметы в комнате9-10 мес.
Начинает ориентироваться по простым картинкам в книге10-11 мес.
Знает значение слова «нельзя»11 мес.
Понимает фразы типа: «подойди», «пойдем кушать». Может показать минимум два цвета.1 г.
Отвечает на вопросы в книжках по картинкам2 г.
Воспринимает небольшие рассказы и сказки. Малыш может понимать характеристики знакомых предметов, значения слов больно, громко и т. д.2 г. 5 мес.
Знакомится с антонимами3 г
Поддерживает диалог, отвечая на вопросы3 г. 5 мес.
Воспринимает речь в общепринятом виде, фразы с 10 и более словами4 г. 5-6 мес.
Может ответить на вопросы: что такое дружба или страх, радость5-6 лет

Еще один признак восприятия речи в логопедии – ориентация в быстром темпе разговора, анализ информации. В этом помогают паузы, но при быстром темпе могут образовываться новые слова из-за слияния фонем. В письменной речи важным моментом является соотношение между собой слов, изменение их форм в словосочетаниях.

Последствия расстройства

Импрессивная речь в своем развитии проходит несколько этапов: от восприятия чужой до составления собственных высказываний. Чтобы понимать фразы, нужно знать грамматическую основу слова и его значение.

Этапы развития рецептивной речи:

  • I − понимание интонации взрослых;
  • II – оценка ситуации в повторяющихся условиях;
  • III – ребенок называет предметы, события и действия;
  • IV – завершающий, на котором малыш выполняет просьбы взрослых.

Нарушения рецептивной речи вызывают отставание в развитии экспрессивной. Общее недоразвитие речи (ОНР) приводит к проблемам фонематического и грамматического характера, скудности словарного запаса.

Также отмечаются снижение интеллекта, слабохарактерность. На фоне патологических процессов ослабевает мышечный тонус, ухудшается статическая координация и выносливость.

Детям дошкольного возраста свойственна неуклюжесть, неловкость, недостаточность мимики, нарушение координации движений.

Пациент не способен различать звуки, в результате речь получается скомканной и нечленораздельной. При нарушениях легкой тяжести возможна замена звуков на похожие, что называется литеральной парафазией. Проверяют это быстрым чтением вслух, так значительно увеличивается количество оговорок. В случае тяжелого течения человек вообще не способен понять, что ему говорят.

В. П. Глухов в процессе исследования выявил у детей с ОНР инертность, быструю истощаемость комбинаторных функций, слабое пространственное воображение.

При вовлечении в игровой процесс у них снижены наблюдательность, мотивация и самоконтроль. Из-за неуверенности в себе они замкнуты, агрессивны, обидчивы, что затрудняет их адаптацию в социуме.

Сложнее всего им воспринимать информацию зрительно в связи с расстройствами внимания и памяти.

Условия для организации рецептивной речи:

  • умение распознавать звуки;
  • понимание слова и значения фраз;
  • формирование коммуникативных навыков и лексики с помощью подражания и восклицания;
  • обучение семантике слова и грамматике;
  • обучение ребенка диалогу.

Коррекция состояния

Диагностикой и развитием импрессивной речи занимаются сурдолог, невролог, дефектолог и логопед. Необходимо убедиться в отсутствии патологии со стороны органов слуха. Обследование головного мозга проводят с помощью МРТ-диагностики, ЭЭГ, УЗИ сосудов.

Что могут обнаружить:

  • тугоухость;
  • кровоизлияние в головной мозг;
  • кисты;
  • гидроцефалию;
  • эписиндром.

При отсутствии физических отклонений ребенка направляют к психиатру. Помощь дефектолога потребуется в любом случае. Расширять знания ребенка об окружающем мире должны взрослые через свои поступки, в игровой форме. В разговоре нужно показывать связь названия слова с его конкретным действием.

Например, части тела – одежда, еда – кормление. До 1,5 лет с детьми говорят о том, что они видят в конкретный момент.

После двух расширяют смысловое значение, обсуждая с ними предметы и действия, которые происходили раньше. Так малыш учится сравнению и обобщению. Кроме этого, нужно поощрять его называть предметы.

Хорошо способствует развитию активной речи подражание и повторение: «топ-топ», «куп-куп». Или: «Дождик кап-кап. Скажи: кап-кап».

Чем старше становится ребенок, тем богаче должен быть его словарный запас. Кроме демонстрации действий на игрушках, можно показывать живых животных, наблюдать за рыбками в аквариуме, учить короткие стихотворения и т. д.

Чтобы малышу было интересно и комфортно, интонация голоса должна быть выразительной, родители должны поощрять его маленькие победы. На занятиях с логопедом детям показывают сначала один, затем два-три предмета. Игрушки подбираются похожие на те, что дома.

Примеры упражнений в логопедии:

  • разделение предметов по признакам;
  • действия со знакомыми игрушками;
  • подражание звуками;
  • обучение эмоциональности;
  • введение в речь глаголов для описания действий;
  • использование уменьшительно-ласкательной формы слова;
  • отработка вопросительной, побудительной интонации.

Например, ребенку предлагают уложить спать куклу. Это упражнение развивает внимание, слух, учит подражанию звуков. Или за ширмой прячут знакомые игрушки, которые малыш должен угадать по воспроизводимому звуку, а затем тактильно их определить.

Логопедическая работа может применяться в любом возрасте и вне зависимости от имеющегося диагноза задержки речевого развития. Чем раньше начинается коррекционная работа, тем легче справиться с патологическими нарушениями и адаптировать ребенка к социуму.

Источник: https://doktor-onkolog.ru/rech-eto-v-logopedii/

Экспрессивная речь – становление в детском возрасте, коррекция

Что такое импрессивная речь у детей

Правильное развитие речевого аппарата является одной из основ гармоничного становления личности. Экспрессивная речь представляет собой умение выстаивать правильные ассоциации между значениями слов и производимыми звуками.

Поэтому любые искажения четкости, ритма или выпадение отдельных слогов предупреждают о патологических процессах, требующих диагностики.

Что такое экспрессивная речь

Термин означает словесную форму, выраженную вслух, окрашенную эмоционально. У детей такая способность формируется в результате подражания действиям взрослых: вначале возникает идея, затем внутреннее высказывание, а после — озвучивание.

Слуховой анализатор и зона Вернике отвечают за понимание письменной и устной речи, правильное восприятие звуковых сигналов, словообразование.

В раннем периоде детства требуется поощрять и стимулировать желание детей говорить, не приспосабливаясь к невнятному произношению.

Социальная адаптация с развитием эмоционального интеллекта происходят за счет регулярных вербальных контактов, поэтому ребенку полезно слушать четкую дикцию взрослых и практиковаться самостоятельно.

Расстройство экспрессивной речи

При данном заболевании слабо развита артикуляция, нет четкого понимания, как использовать речевой аппарат для сотворения звуков, страдают все виды речевой деятельности.

Вначале может наблюдаться нормальное усвоение новых слов, но затем прогресс останавливается, исчезает способность адекватно комбинировать грамматические средства.

Интерес к познанию и интеллект детей с моторной алалией обычно не нарушены, предметно-практические способности развиты в полной мере.

Поэтому первую тревогу у родителей вызывает молчание ребенка при понимании ним ситуации и логичной реакции на вербальное обращение.

Подчас определения диагноза следует исключить сопутствующие болезни — неправильное развитие аппарата артикуляции иногда сочетается со структурными изменениями мозговых тканей.

Тогда ЭЭГ регистрирует эпилептиформную активность или замедленную работу участков мозга, регулирующих мышцы ого аппарата — центры Вернике и Брока.

Что провоцирует расстройство экспрессивной речи

Мозговая организация детей 3-х летнего возраста имеет хорошо сформированный моторный речевой центр, если в этот период ребенок пережил эмоциональную травму или переболел, может наступить ухудшение усвоения лексических форм и конструкций.

В информационных источниках нету точно сформулированных причин заболевания, но его возникновению способствуют некоторые факторы:

  • генетическая обусловленность, сильный стресс, пережитый на первом триместре беременности;
  • родовая гипоксия, травмы черепа подчас родов;
  • энцефалит, менингит, другие опасные инфекционно-воспалительные заболевания;
  • интоксикация алкоголем, ядовитыми веществами, что выделяются при сгорании токсических отходов — техногенные катастрофы.

Неблагоприятное социальное окружение, гиповитаминоз витаминов группы В, отсутствие диалогового общения негативно сказываются на умственном, речевом развитии.

Поэтому организация разностороннего ухода играет важную роль в период восстановления функций речевого аппарата.

Симптомы расстройства экспрессивной речи

Отличительно других расстройств, у алаликов есть физиологические условия для правильной артикуляции, но они искажают, путают звуки, не различая их.

Также у детей может страдать импрессивная речь — понимание прочитанного текста или чужого высказывания вслух. Частые признаки выявленной проблемы:

  • яркая или сниженная экспрессивная окраска упрощенных высказываний, замена слов жестами, мимикой или отдельными звуками;
  • повышенное слюноотделение;
  • плохое понимание взаимосвязи объектов, поступков людей;
  • молчаливость во время игры, беззвучный плач;
  • синдром дефицита внимания, повышенная двигательная активность;
  • сокращение, искажение слов, облегчающее их произношение;
  • нежелание выследить движущийся объект глазами, а поиск источника звука на слух;
  • отсутствие выразительности звуков, запутанность в пересказе событий.

В запущенной стадии может наблюдаться пониженная ориентация на местности, нарушенное восприятие соотношения предметов в пространстве.

Однако периодически наблюдается спонтанное устранение проблемы без существенного вмешательства, когда детей отдавали в детский сад.

В группе их активная коммуникация поощрялась, была залогом достижения личных потребностей.

Влияние задержки экспрессивной речи на становление Коммуникации в раннем возрасте

Дети с поздним развитием самостоятельной речи в силу физиологических причин с детства не приученные логично мыслить. Без логопедических занятий в школьном возрасте они будут допускать грубые синтаксические ошибки при письме под диктовку.

Также могут возникнуть проблемы с адекватной интерпретацией абстрактных образов, понятий, что затруднит выстраивание межличностных отношений.

После появления первых признаков самостоятельного мышления, малышам следует стимулировать познавательный интерес, непрестанно расширять их словарный запас.

При проблемах вербальной экспрессии рекомендуется играть вместе в сюжетно-ролевые игры, разучивать основные фразы ежедневного этикета, чтобы общение со сверстниками было психологически комфортным.

Психологическая диагностика дошкольников с задержкой экспрессивной речи

Комплексные исследования помогают исключить глухоту и уровень речевого развития, нужна диагностика состояний, требующих дополнительных терапевтических мер.

К таким дефектам относится аутизм, умственная отсталость, гиперактивность, депрессивные, тревожные или другие или другие отклонения психики. Определить степень выраженности проблемы помогают такие методы:

  • демонстрация предметов с пожеланием сказать их название;
  • ведение диалога с переходом от легких тем к более сложным для оценки произношения, лексического запаса и его качества;
  • просьба рассказать, какое действие изображает картинка — обнаруживается умение составлять предложения разной сложности;
  • оценка произнесения звуковых групп бпм, зцс, чшщч, гкх;
  • проверка понимания указаний с градацией от простых к сложным: дотронуться к носу, указать карандшом на раскрытое окно.

Обычно расстройство экспрессивной речи у детей становится заметным в момент, когда словарный запас и способ коммуникации не соответствуют возрасту.

Учитывая, что дефекты лучше поддается коррекции в начальных стадиях, самостоятельные пробы исправить проблему могут навредить.

Информативным показателем хорошего развития есть указательный жест пальцем, если он не появляется  к 1,5 году, следует пройти обследование у детского невролога.

Методы лечения и коррекции

Прогресс от занятий с логопедом-дефектологом зависит от степени дисфункции и того, какие виды речевых навыков ребенка больше нуждаются в коррекции — чтение, говорение или письмо. Внятное произношение осмысленных фраз может развиться к 3-4 годам, если расстройство диагностировано в возрасте 1-2 лет.

Основная задача коррекционной терапии заключается в выработке правильных речевых стереотипов, стимулировании словотворчества. Меры, которые помогают связно выражать мысли вслух, адаптируют ребенка в социальной среде:

  1. Речевая гимнастика, тренировки реберно-диафрагмального дыхания. Обучение, как координировать дыхательные движения с одновременным произношением звуков.
  2. Повышение эффективности мелкой моторики пальцев рук: раскрашивание, игры с конструктором.
  3. Создание благоприятного эмоционального фона, устранение и предупреждение негативных стрессовых переживаний.
  4. Приобретение и закрепление навыков анализа событий, предметов — составление визуальных, пространственно-временных характеристик.
  5. Тренировка кратковременной и длительной памяти, развитие концентрации внимания, составления цепочек причинно-следственных связей.

Развитие экспрессивной речи происходит при систематическом пополнении запаса лексики с внедрением выученных слов в диалог, формировании целостных высказываний.

Видимые результаты дает полисенсорный способ ведения тренингов, пробуждающий главные виды восприятия: зрительное, тактильное, слуховое, вкусовое и обонятельное.

Задача взрослого собеседника — найти положительные эмоциональные триггеры, побуждающие алалика активно участвовать в диалоге по личной инициативе.

Этапы развития собственной экспрессивной речи ребенка

Период крика наступает с рождением, в это время плач имеет важные диагностические характеристики, обнаруживая отклонения психического или физического развития.

Мелодичное гуление появляется к 5-му месяцу, а в возрасте 7-8 месяцев дети переходят в фазу лепета, пробуют произносить губные согласные. В 1-1,5 года имеется запас из 6-8 коротких слов, уже обладающих экспрессивностью, начинается процесс словотворчества.

Этапы развития индивидуальны для каждого ребенка, но отсутствие произношения элементарных фраз в 2,5 года не считается нормой и требуется консультация специалиста.

Постановку диагноза предваряют подробные тесты проверки слуха, состояния нервной системы, дополненные подробным собеседованием и амбулаторным наблюдением в течение всего периода корректирующих занятий.

Источник: https://logoprav.ru/o-rechi/ekspressivnaya-rech

Обследование импрессивной речи

Что такое импрессивная речь у детей

Обследование импрессивной речи начинается с пониманием ребенка предлогов, падежных окончаний существительных, рода глагола в прошедшим времени, числа глаголов и существительных, соотношения между членами предложения, значений глаголов с приставками и пониманием рассказа. Далее схема на обследование импрессивной речи.

1. Понимание предлогов (перед, около, в, из, на с, за, из-за, под, из-под).

Оборудование: знакомые игрушки.

Методика обследования: ребенку предлагают выполнить следующие действия: «Спрячь кубик под (за, в) коробку». «Достань кубик из-под (из-за, из) коробки». «Поставь кубик на коробку, перед коробкой, около коробки». «Поиграй с мишкой» и др.

Фиксируется: выполнение действий в соответствии со словесной инструкцией.

2. Понимание падежных окончаний существительных.

Методика обследования: взрослый предлагает ребенку выполнить действия в соответствии с инструкцией: «Покажи карандашом ручку». «Покажи карандаш ручкой». «Покажи дочку мамы». «Покажи маму дочки»

Фиксируется: понимание инструкции, выполнение действий в соответствии со словесной инструкцией.

3. Понимание рода глаголов в прошедшем времени.

Оборудование: сюжетные картинки.

Методика обследования: взрослый предлагает ребенку показать на картинке действующее лицо в соответствии с инструкцией.-Покажи, где Женя поймал рыбку:-Покажи, где Женя поймала рыбку.

Фиксируется: понимания рода глаголов в прошедшем времени

4. Понимание числа глаголов и существительных.

Оборудование: сюжетные картинки.

Методика обследования: взрослый предлагает ребенку показать картинки в соответствии с инструкцией.- Покажи, где сидит аист.- Покажи, где сидят аисты.

Фиксируется: понимание числа глаголов и существительных.

5. Понимание соотношения между членами предложения.

Методика обследования: взрослый предлагает ребенку показать на картинке, чем мальчик ловит рыбу, кто ловит рыбу, кого ловит мальчик, кого ловит девочка, чем она ловит бабочку, кто ловит бабочку.

Фиксируется: понимание соотношения между членами предложения.

6. Понимание значений глаголов с приставками.

Методика обследования: взрослый предлагает  ребенку выслушать слова и объяснить значения слов:Вылетает, подлетает, залетает;играл, выиграл, проиграл;выезжает, въезжает, объезжает, отъезжает.

Фиксируется: понимание детьми смысловых оттенков значений глаголов, зависящих от разных приставок

7. Понимание рассказа.

Методика обследования: взрослый предлагает ребенку послушать рассказ и ответить на вопросы.

Запасливый еж

В лесу жил еж. Ночью он приходил в сад. В саду еж находил целые яблоки. Яблоки он накалывал на иголки. Еж относил яблоки в свою нору. Так он заготавливал корм на зиму.

— Кто жил в лесу? — Что он делал с яблоками? — Куда еж относил яблоки? — Что он заготавливал на зиму?

 Собака Лайка и её щенки

У охотника была собака Лайка, хорошая помощница на охоте. Уши у неё длинные, хвост короткий. У Лайки было четверо щенков. Один щенок все время ест и спит. Из него лентяй получится. Другой щенок злой.

Рычит и со всеми драться лезет. Третий щенок тоже лезет ко всем. Только он не дерётся, а лижется. Последний щенок любит всё искать: нюхает, нюхает — и находит то, что спрятано.

Настоящим охотником будет!

— О ком рассказ?- Какая была Лайка?- Сколько щенков было у Лайки? — Почему одного щенка называли лентяем?- Каким был другой щенок?- Что любил делать третий щенок?- Почему последний щенок будет охотником?

Фиксируется: понимание детьми смысла рассказа, способность отвечать на вопросы по содержанию.

Уровни понимания речи:

  • нулевой (ребёнок с сохранным слухом не воспринимает речи окружающих; иногда реагирует на своё имя, реже на интонации запрета или поощрения);
  • ситуативный (понимает просьбы, связанные с обиходным предметным миром; знает имена близких, названия игрушек; может показать части тела; но не различает на картинке изображения предметов, хорошо знакомых ему в быту);
  • номинативный (правильно называет нарисованные предметы, затрудняется в назывании изображённых на сюжетной картинке действий совершенно не понимает вопросов косвенных падежей);
  • предикативный (знает много названий действий, легко ориентируется в вопросах косвенных падежей, различает значение нескольких простых предлогов; не различает грамматических форм слов (род, число, время, вид глагола));
  • расчлененный (различает изменения значений, вносимых отдельными частями слова (улетел — прилетел, стол – столик – столы)).

Источник: https://govorynchik.ru/diagn/impresrech/

Импрессивная речь в логопедии

Что такое импрессивная речь у детей

Речь подразделяется на экспрессивную (активную) и импрессивную (пассивную). В норме дети владеют двумя ее видами, именно понимание устной или письменной речи является пассивной формой и предшествует возникновению активного общения.

Например, при глухоте она присутствует и основывается на получении информации с помощью органа зрения. Слепые люди владеют письменной рецептивной речью через тактильные ощущения. Импрессивная речь у детей может быть устной и письменной.

Речевая деятельность состоит из восприятия звукового состава слова, его грамматической формы, понимания интонации и других средств языка. Она начинается с различия чужой и своей речи. Этот процесс происходит с помощью фонематического слуха.

При этом важно уметь различать звуки, как твердые, так и мягкие; обособленно от других и при слитном произношении. Полностью формирование фонематического слуха заканчивается в 4,5-5,5 лет. В противном случае речь идет о задержке развития.

Этиология и характер отклонения

Тесно связаны между собой понятия восприятия и понимания речи. В первом случае это означает, как человек слышит и воспроизводит отдельные звуки. При этом он может не понимать значения сказанного. Например, прочитав непонятную фразу, вы ее воспримите частично, а после уточнения значения отдельных слов придет понимание. То есть, в речи первично восприятие с помощью слуха или зрения.

Причины нарушения импрессивной речи:

  • инверсия (перестановка подлежащих и сказуемых в предложении);
  • неумение изменять формы слов;
  • нераспознавание речевых звуков.

Как происходит понимание речи в различные периоды жизни видно из приведенной таблицы.

Умения и навыкиВозраст ребенка
Ребенок уже реагирует на голос родителей1-1,5 мес.
Активная реакция при обращении взрослых (улыбка, махи руками, ногами)3 мес.
Отличает перемены интонации и реагирует соответственно4 мес.
При обращении к нему возникает ответное гуление5 мес.
Узнает свое имя6 мес.
Воспринимает просьбы, сопровождаемые жестами7 мес.
Знает названия частей лица7,5 мес.
Понимает просьбы без подкрепления жестами8,5 мес.
Может найти известные уже предметы в комнате9-10 мес.
Начинает ориентироваться по простым картинкам в книге10-11 мес.
Знает значение слова «нельзя»11 мес.
Понимает фразы типа: «подойди», «пойдем кушать». Может показать минимум два цвета.1 г.
Отвечает на вопросы в книжках по картинкам2 г.
Воспринимает небольшие рассказы и сказки. Малыш может понимать характеристики знакомых предметов, значения слов больно, громко и т. д.2 г. 5 мес.
Знакомится с антонимами3 г
Поддерживает диалог, отвечая на вопросы3 г. 5 мес.
Воспринимает речь в общепринятом виде, фразы с 10 и более словами4 г. 5-6 мес.
Может ответить на вопросы: что такое дружба или страх, радость5-6 лет

Еще один признак восприятия речи в логопедии – ориентация в быстром темпе разговора, анализ информации. В этом помогают паузы, но при быстром темпе могут образовываться новые слова из-за слияния фонем.

В письменной речи важным моментом является соотношение между собой слов, изменение их форм в словосочетаниях. Если падеж будет неправильным, невозможно понять смысл фразы. Устным средством импрессивной речи является интонация.

Естественно, сложнее воспринимаются предложения с однородными членами, деепричастными оборотами.

Совет родителям: пока у ребенка пассивная речь не сформирована до конца, используйте для общения короткие и понятные фразы из 7-8 слов. Запреты или похвала также должны быть лаконичными.

Все о медицине
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: