Что такое атипичный аутизм у детей

Содержание
  1. Атипичный аутизм у детей
  2. Атипичный аутизм – признаки и симптомы
  3. Атипичный аутизм с умственной отсталостью
  4. Атипичный аутизм без умственной отсталости
  5. Лечение
  6. Отзывы родителей детей с атипичным аутизмом
  7. — Атипичный аутизм, занятие
  8. Атипичный аутизм у детей что это – причины, признаки, симптомы методы лечения
  9. Причины патологии
  10. Формы патологии
  11. Отличия классической формы и атипичной
  12. Особенности и симптоматика заболевания
  13. Атипичный аутизм у детей, чем отличается от обычного – Мама Света
  14. Атипичный аутизм, симптомы
  15. Причины возникновения атипичного аутизма
  16. Атипичный аутизм с умственной отсталостью и без нее
  17. Чем отличается атипичный аутизм от обычного
  18. Атипичный аутизм – причины, симптомы, диагностика и лечение
  19. В каком возрасте диагностируют аутизм
  20. К какому врачу обратиться
  21. Симптомы болезни
  22. Метод Томатис для лечения атипичного аутизма у детей
  23. Атипичный аутизм. Программы диагностики и лечения в Москве
  24. Отличительные особенности атипичного аутизма:
  25. Диагностика и лечение
  26. Наши программы:

Атипичный аутизм у детей

Что такое атипичный аутизм у детей

Появившись сравнительно недавно, понятие «аутизм» все чаще звучит как медицинский диагноз.

Быстрое распространение этой, совершенно особой болезни кто-то связывает с развитием медицинских технологий в репродуктивной сфере, кто-то с возрастом родителей, кто-то с загрязнением окружающей среды. На самом деле точно никто не знает, почему у ребенка аутизм.

А уж если аутизм атипичный, то здесь и вовсе темный лес. Что такое «атипичный аутизм»? Как он отличается от «типичного»? И что делать родителям ребенка с таким диагнозом?

Атипичный аутизм – признаки и симптомы

Диагностика детского аутизма имеет вполне четкие разработанные критерии. Понятие «атипичный аутизм» означает, что у ребенка есть расстройства аутистического спектра, но либо они проявились позже 3 лет, либо присутствуют частично.

Классический вид аутизма у детей ярко выражен уже на первом году жизни. Такой малыш не гулит, не реагирует на присутствие значимого взрослого, отсутствует реакция на игрушки.

Диагностировать атипичный аутизм сложнее, чем классический, поскольку здесь признаки более размыты и даже близкие люди многие его проявления до определенного момента могут списывать на особенности темперамента или развития.
Признаки атипичного аутизма у детей:

  • Нарушение взаимодействия, эмоциональная отстраненность. Ребенок не проявляет инициативы в общении, не смотрит на собеседника, не отзывается на имя или обращение. В отношении близких людей безразличен. К посторонним не проявляет интереса.
  • Нарушение речи. Говорит штампами, повторяет последние услышанные слова, говорит нечто, что не относится к текущей ситуации.
  • Отсутствие воображения, ролевых игр, отсутствие необходимости в общении.
  • Трудности в привитии навыков самообслуживания.
  • Повторяющиеся действия. У ребенка есть определенный ритуал, к которому он прибегает во время дискомфорта, вместо игр, для постоянного времяпрепровождения. Режим дня устоявшийся. Любое нарушение вызывает дискомфорт, агрессию, истерику.

Следует понимать, что описать все возможные симптомы атипичного аутизма настолько же не реально, как подогнать всех больных под определенный критерий. Вышеописанные признаки могут сочетаться в самых разных комбинациях и присутствовать не полностью. Их выраженность может быть разной. Иногда ошибки в диагностике выходят за рамки психологических патологий.

Например. Девочке до 4 лет ставили диагноз ДЦП. Походка ее была крайне шаткой. Создавалось впечатление, что ребенок не владеет своим телом.

При диагностике у специалистов выяснилось, что девочка страдает нарушением восприятия пространства, пониженной сенсорной чувствительностью, отсутствием эмоционального контакта с людьми. Говоря проще, ее мозг неверно оценивал расстояние до предметов, пола.

Она ходила как моряк, игнорируя препятствия в виде мебели или людей. При этом навыки самообслуживания были в норме, отставание когнитивного развития незначительно. Диагностирован атипичный аутизм.

Статья в тему: Аутизм у девочек — как проявляется

Атипичный аутизм с умственной отсталостью

Для людей, страдающих расстройством аутистического спектра, оценка их умственного развития представляет определенную трудность. Умственная отсталость диагностируется путем проверки умений, знаний, навыков прохождением тестов. Ребенок с атипичным аутизмом не всегда способен показать свои знания, поскольку испытывает трудности с речью и общением.

Примером ошибки диагностики умственной отсталости при аутизме является Соня Шаталова. Девочка, считавшаяся ребенком с глубокой умственной отсталостью, которая не говорит и до сих пор, с 8 лет пишет замечательные стихи, анализирует события, является автором глубоких афоризмов.

Чаще бывает, что диагноз «умственная отсталость» ставится раньше, чем выявляются нарушения аутистического спектра. Интересна теория о том, что число аутистов в современном мире и в прошлом веке примерно равно. Разница заключается в принципах диагностики.

Раньше, до появления понятия «аутизм», таки больным ставили шизофрению, олигофрению, дебильность и другие диагнозы, связанные с нарушением психики, развития и органического поражения мозга.

Диагноз «детский аутизм» еще 30 лет назад звучал как «ранняя детская шизофрения».

Статья в тему: Отличие аутизма от шизофрении

Атипичный аутизм без умственной отсталости

Проявления атипичного аутизма без умственной отсталости на начальном этапе легко спутать с особенностями личности. Такие дети:

  • Подолгу сидят одни, без видимых занятий или повторяют что-то одно. Могут раскачиваться, стучать, что-то петь.
  • Не нуждаются в одобрении, не реагируют на наказание, просьбы, оклик по имени.
  • Говорят мало, часто отдельными словами. О себе говорят в третьем лице, называя по имени.
  • Производят впечатление непослушных, неуправляемых детей.
  • Не контактируют с ровесниками, посторонними взрослыми. На попытки посторонних заговорить с ними реагируют бегством, агрессией, истерикой или остаются равнодушными.
  • Не смотрят в лицо собеседнику. Могут обращаться, стоя спиной.

В целом, нарушение поведения выражается в крайней эмоциональной холодности, отстраненности от людей и событий. Чрезвычайно дорожат определенными вещами, порядком, устоявшимся режимом дня.

Диагностика отклонений аутистического спектра зависит от наблюдательности и чуткости родителей. От близких зависит и прогнозы будущей жизни, степень социальной адаптации особенного ребенка.

Лечение

Лечение психолого-педагогическое. Медикаментозное лечение аутизма назначается при выраженном умственном отставании, асоциальном поведении или поведении саморазрушающем. Терапия антипсихотическими препаратами назначается индивидуально, после комплексного обследования.

В социализации и обучении хорошие результаты дают:

  • обучающие групповые и индивидуальные методики под руководством педагога-психолога;
  • посещение реабилитационных центров;

Статья в тему: Медицинские центры лечения аутизма

  • иппотерапия;
  • систематические домашние занятия.

Следует понимать, что без психолого-педагогического сопровождения семей с особенными детьми, реабилитация ребенка и родителей имеет крайне мало шансов.

Прогнозы. Общение семей, у которых есть похожие проблемы, дают родителям кроме необходимых знаний, осознание того, что они такие не одни, что в случившемся нет их вины, что не стоит стыдиться ребенка и прятать его от окружающих.

При атипичном аутизме с умственной отсталостью прогнозы делать сложно. Здесь следует сосредоточиться на обучении ребенка навыкам самообслуживания и максимально возможной социализации.

Прогнозы развития при аутизме с сохранным интеллектом благоприятные при упорной реабилитации. Без целенаправленной работы велика вероятность регресса даже существующих навыков.

Реабилитационные центры, общественные организации, добровольные объединения родителей есть во всех регионах страны. Просто узнайте где ближайший и обратитесь туда.

Отзывы родителей детей с атипичным аутизмом

invamama.ru

Форум на сайте обсуждает детско-родительские отношения с ребенком у которого атипичный аутизм. Кратко:

Обязательно следует заботиться о собственном восстановлении, о своей личной и внутренней жизни.Ребенок с атипичным аутизмом сильно выравнивается с возрастом и к подростковому периоду меньше отличается от сверстников, чем в детстве.

При агрессивном поведении нужна медикаментозная терапия, бояться ее не следует.

baby.ru

Форум обсуждает маленьких (4-5 лет) детей с атипичным аутизмом. Родители делятся опытом того, как последующий здоровый ребенок положительно влияет на социализацию атипичного аутиста. Однако есть примеры и обратного влияния при задержке умственного развития, когда здоровый ребенок копирует поведение больного. Вывод: все индивидуально и нужно наблюдать за поведением и общением детей.

logoped-forum.ru

Обсуждение микротоковой рефлексотерапии как метода лечения атипичного аутизма. Отзывы положительные. Родители утверждают что курс лечения положительно влияет на коррекцию поведения и способность усваивать знания. Отмечают важность работы с ребенком, его обучения.

— Атипичный аутизм, занятие

Источник: https://autizmy-net.ru/atipichnyj-autizm/

Атипичный аутизм у детей что это – причины, признаки, симптомы методы лечения

Что такое атипичный аутизм у детей

Нередки случаи, когда у маленьких детей диагностируют психические расстройства. Одним из таких является аутизм. Родиться и развиваться на протяжении нескольких лет малыш может вполне нормально, но затем, в дошкольном возрасте проявляются признаки аутизма.

Помимо классического вида недуга существует еще атипичный аутизм, что по своей симптоматике имеет некие отличия. Для атипичной формы характерен высокий уровень интеллекта, умение общаться со сверстниками и адаптироваться в обществе.

Однако, если более внимательно понаблюдать за поведением такого ребенка можно заметить некоторые странности.

Атипичный аутизм у детей

Причины патологии

Объясняется такое явление, как атипичный аутизм в основном, структурным поражением головного мозга. Предпосылками к подобному нарушению являются некоторые факторы.

Фактор рискаКраткая характеристика
НаследственностьУ маленьких больных при диагностировании недуга всегда выявляются родственники, имеющие диагноз аутизм либо с психическими нарушениями, которые предрасполагают к развитию патологии. А в конце 90-х прошлого века ученые подтвердили присутствие определенного гена, что имеет непосредственно отношение к недугу. Присутствие такого гена не всегда приводит к развитию патологии, но повышает риск возникновения при воздействии вторичных факторов
Проблемная беременностьЕсли у женщины отмечались проблемные роды либо же были другие осложнения беременности, то высока вероятность того, что ребенок родится одной из форм аутизма. В группу риска попадают женщины, у которых наблюдались такие осложнения: маточное кровотечение;беременность с преждевременным родоразрешением;развитие внутриутробной инфекции
ЗаболеванияОчень часто аутизм развивается, как вторичный недуг на фоне какого-либо заболевания. Атипичная форма может развиваться, если выявлен синдром хрупкой Х-хромосомы, эпилепсии и других подобных патологий

Причины возникновения аутизмаПричины возникновения аутизма. Часть 2

Справка! Если рассматривать данные статистики, то мальчики подвергаются риску заболеваемости в два раза, а то и в пять раз чаще, нежели девочки, несмотря на то, что с 10 тысяч малышей, только у двоих диагностируется атипичная форма психического расстройства.

Формы патологии

Атипичный аутизм имеет несколько форм выраженности согласно основным симптомам:

  1. Если у ребенка присутствует умственная отсталость (может диагностироваться с аутистическими характеристиками).
  2. У ребенка отсутствует умственная отсталость, уровень интеллекта находиться в норме (включительно и атипичное проявление психозов).

Это важно! Родители должны понимать, что независимо, какая форма атипичного аутизма будет установлена у ребенка, устранить данную патологию полностью невозможно.

Что такое атипичный аутизм

Отличия классической формы и атипичной

Существует несколько показателей, что отличают две формы аутизма:

  • атипичная форма характерна замкнутостью и одиночеством, напротив, классический аутизм проявляется в желании находиться в обществе, но с отсутствием знаний построения правильных взаимоотношений;
  • классический аутизм строится на общении больше невербальной коммуникацией, в то время, как больные атипичной формой исключают понимание жестов и эмоций;
  • характерно, что обычная форма аутизма сопровождается интеллектуальным недоразвитием, а атипичная отличается присоединением атипичных симптомов.

Рекомендации! В зависимости от того, какая форма патологического состояния выявлена у ребенка, будет основываться терапевтический курс с индивидуальными дополнительными занятиями.

Особенности и симптоматика заболевания

Описание аутизма

Патологический процесс затрагивает три сферы развития малыша:

  1. Социальная адаптация.
  2. Развитие правильной речи.
  3. Творческая сторона мышления.

Основная черта, что характеризует атипичную форму патологии, касается непосредственно плана взаимодействия в социуме. Для данной черты существует два ярких примера:

  1. Полное отсутствие желания общаться с окружающими людьми.
  2. Активное стремление к общению, но с безуспешной коммуникацией из-за некоторых психических особенностей.

Атипичное психическое расстройство в первую очередь сказывается на речевом развитии, поэтому очень часто окружающим трудно понять речь больного, атипичной формой аутизма.

Источник: https://med-explorer.ru/psixologiya/atipichnyj-autizm-u-detej.html

Атипичный аутизм у детей, чем отличается от обычного – Мама Света

Что такое атипичный аутизм у детей

Расстройство аутистического спектра (РАС) включает в себя несколько видов аутизма с разной степенью интенсивности проявления специфических симптомов. Синдром Каннера считается классическим видом и диагностируется чаще остальных, также существует легкая форма – синдром Аспергера (наиболее благоприятные течение и прогнозы).

Еще одним видом аутизма является синдром Ретта (злокачественное течение, прогнозы всегда неблагоприятные). Существует атипичный аутизм у детей, который может проявляться как в облегченной форме, так и в более тяжелой, нежели синдром Каннера.

Все эти термины в любом случае описывают одно и то же расстройство, проявления одного и того же нарушения.

Атипичный аутизм в большинстве случаев определяется позже 3 лет, так как симптоматика бывает сглаженной или неполной. Гораздо реже родители замечают признаки атипичного аутизма  у ребенка до 3 лет, но даже при этом они не дают полноценную картину, как при классическом течении болезни.

Этим данное психоневрологическое нарушение как раз и отличается от обычного аутизма. Ребенок при этом может иметь высокий уровень интеллекта или же, напротив, оказаться умственно отсталым.

Атипичный аутизм у детей часто встречается в качестве дополнительного нарушения развития при других отклонениях, например, при Синдроме Дауна, Мартина-Белла и т.д.

Данное расстройство аутистического спектра имеет код по МКБ-10: F84.11 при атипичном аутизме в сопровождении умственной отсталости и F84.12 при ее отсутствии. В общем разделе он числится под кодом F84.1.

Ему также характерны нарушения социальной адаптации, отклонения в коммуникации со сверстниками и взрослыми, речевые патологии, сенсорные особенности восприятия информации извне и т.д. Какие-то симптомы могут отсутствовать, что часто приводит к не всегда корректной постановке диагноза и подбору методов реабилитации. Но давайте обо всем по порядку.

Атипичный аутизм, симптомы

Сегодня большинство врачей и ученых считают, что любая форма аутизма – это расстройство общего (всестороннего) развития, которое отражается на всех жизненно важных функциях. При атипичном аутизме у детей симптомы проявляются чуть позже, чаще после 3 лет, в то время как при синдроме Каннера отличие детей от нормотипичных бросается внимательным родителям в глаза уже на первом году жизни.

При атипичном аутизме вы можете наблюдать следующие признаки ненормального развития ребенка.

  • Нарушения социального взаимодействия и адаптации. Отмечается либо стандартная отстраненность от людей и общения с ними, либо необычный интерес. Ребенок при этом стремится к контактам, но не совсем привычными способами.
  • Расстройства речи. Они могут быть ярко выражены вплоть до неспособности к обучению родному языку. Чаще речь присутствует, но ее развитие идет по дефектному пути, как и у обычных аутистов. Многие дети застревают на этапе эхолалий.
  • Использует ли атипичный аутист жестовую речь и другие виды коммуникации в общении? Не всегда. Как ни странно, им сложнее дается обучение альтернативной коммуникации, нежели обычному аутисту.
  • Сенсорные отклонения. Они проявляются странностями в восприятии стимулов извне, например, дети могут негативно реагировать на прикосновения к коже, требовать однообразной еды, придерживаться привычных маршрутов, отказываться от новой одежды или нарядов из конкретных материалов, не использовать ремни безопасности в машине или не носить часы на руке и т.д. Отказ доходит до истерики, если взрослый настаивает на выполнении своих требований. Чувствительность может быть повышенной или пониженной. Тогда дети либо избегают каких-то ощущений, либо намеренно к ним стремятся.
  • Стимминг. Он присутствует при всех типах аутизма, и атипичная его форма не исключение. Маленькие аутятя совершают странные движения конечностями и телом, необычно стимулируют слуховой и зрительный анализаторы (предпочитают странные звуки, блики солнца, бегущие строки из рекламы, игру света и теней и т.д.). Стимминг может выражаться даже в игре.
  • Кстати, игра у детей с атипичным аутизмом тоже отличается. Она однообразна и нефункциональна. В ней просматривается отсутствие воображения и плоскость мышления.
  • Плоское, линейное мышление отмечается не только в игре, но и вообще по жизни. Детям не доступны абстракции, юмор, временные понятия и переносный смысл.
  • Познавательный интерес ограничен. Наблюдается узость интересов и их зацикленность на одной или нескольких темах.
  • Эмоционально-волевая сфера расшатана. Ребенок с атипичным аутизмом не обладает необходимой оценкой своего поведения, вследствие чего не может его контролировать. Случаются вспышки агрессии, поступки выглядят импульсивными. Поведение, как правило, достаточно шаблонно и предсказуемо в определенных ситуациях и совершенно непредсказуемо в новых. Управлять эмоциями ребенок не может. На этом фоне вполне возможна аутоагрессия, хотя в данном варианте она встречается реже. Остается необычная реакция на раздражители, которые у обычных детей не вызывают негативных эмоций.
  • Нарушения моторики и координации присутствуют, но меньше, чем при классическом аутизме.
  • Инициатива и самостоятельность могут находиться на сносном уровне, т.е. в быту малыш учится обслуживать себя сам и даже проявляет желание это делать.

При отсутствии некоторых симптомов сложно диагностировать аутизм, потому врачи и педагоги часто путают атипичную его форму с шизофренией, алалией, умственной отсталостью, детским дезинтегративным расстройством, эпилептической энцефалопатией и другими патологиями органического и псевдоорганического характера.

Как правило, тремя основными диагностическими критериями аутизма считаются социализация, коммуникация, речь. При атипичном аутизме у детей в большинстве случаев отсутствует один из пунктов. Начало яркого проявления признаков болезни – 3-5 лет.

В школьном возрасте дети сложнее овладевают письмом, чтением, навыками счета. Чаще наблюдается любовь к какому-то одному предмету, виду деятельности (математика, музыка, рисование, история). При умственной отсталости даже основные навыки могут остаться несформированными.

Причины возникновения атипичного аутизма

До сих пор нет единого мнения о причинах возникновения аутизма любого типа. Теорий несколько, и каждая из них имеет научно подтвержденную базу. Это дает право называть и атипичный аутизм, и весь спектр нарушением всестороннего развития. Считается, что на возникновение РАС влияют несколько неблагоприятных факторов, «удачно» сложившихся воедино.

Генетические нарушения. Эта теория предполагает, что аутизм передается по наследству. С каждым поколением его признаки усиливаются. Также ученые заметили, что при разных генетических нарушениях параллельно проявляется аутизм, например, при синдроме Дауна, Ангельмана, Коэна и т.д.

Внутриутробные патологии. Различные заболевания и травмы матери во время гестации могут негативно повлиять на развитие мозга плода. Есть мнение, что к аутизму приводит повреждение или недоразвитие левого полушария и мозжечка, отчего страдает восприятия/переработка информации и ее отбор из окружающей среды.

Психотравмирующие ситуации в раннем детстве, неблагополучное влияние среды. Об этих факторах можно судить лишь как о дополнительных. Они наносят удар по уже имеющейся (заложенной) почве на уровне предрасположенности самого ребенка. Ключевого влияния на развитие РАС они не имеют.

Прививки. Это очень щепетильная тема, потому что есть всегда два противоборствующих лагеря.

Но по жалобам многих мам детей с аутизмом можно сказать, что прививки служат «запускающим» механизмом тех особенностей, которые уже были заложены в ребенке.

Такое же влияние может оказать инфекционная (вирусная) болезнь и ее последствия, например, грипп, менингит, гнойная ангина и т.д.

К сожалению, современная наука пока не в состоянии ответить точно, что является причиной аутизма, атипичного или классического.

Атипичный аутизм с умственной отсталостью и без нее

Условно атипичный аутизм у детей можно поделить на патологию с умственной отсталостью и без нее. При атипичном аутизме вкупе с УО мы имеем менее положительную картину развития событий в дальнейшем. Обучение будет затруднено, как и интеграция в общество. Это слабо функциональная группа аутистов. Им свойственно более яркое проявление симптомов классического РАС.

Как правило, у таких детей наблюдается слабая тенденция к набору лексики, примитивность мышления, плохая имитация, слабая память, расстройство внимания, отсутствие навыков самообслуживания, сложности в контакте даже с близкими людьми, стереотипии, страхи, агрессия. Чем сильнее нарушения интеллекта, тем ярче симптоматика. По сути, именно ментальные отклонения здесь и выходят вперед. Динамика слабоположительная или отрицательная.

Атипичный аутизм без умственной отсталости отличается более высокой функциональностью. Речевые и когнитивные нарушения минимальны, как и поведенческие проблемы. Очень часто мышление нарушено не сильно или находится на границе нормы, но на первый план больше выступают эмоциональные реакции и слабая волевая регуляция. Не исключена негативная реакция на социум и общение.

Нередко при атипичном аутизме у детей наблюдается резкий переход от «нормального» состояния к необычному, т.е. до 3-4 лет ребенок вел себя достаточно адекватно, и странности были не столь явными, а после, буквально за месяц-два, происходят резкие перемены.

Ребенок может истерить на ровном месте, отказываться от привычной еды и одежды, появляются замкнутость, агрессия, импульсивность, тревожность, портится сон. Он отказывается поддерживать привычные контакты, хуже ведет себя в саду. Многие мамы отмечали, что даже выражение лица менялось – оно становилось амимичным.

Такая цепочка событий происходила у детей с атипичным аутизмом без УО.

Чем отличается атипичный аутизм от обычного

Обычно главным отличием считается начало первых проявлений. При классическом аутизме уже в первый год бросается в глаза отстраненность ребенка, отсутствие яркой реакции даже на близких и маму.

Могут наблюдаться странности в развитии моторики: неуклюжесть, отставание в формировании умений, отсутствие интереса к игрушкам. Иногда все это можно увидеть после года, если была провокация (болезнь, стресс, прививка).

При атипичном аутизме дебют происходит позже – после 3 лет.

Как я уже сказала, при классике присутствует триада нарушений, чего нет при втором варианте. У кого-то нарушена коммуникация, но поведение вполне соответствует норме. У других дефектна речь, но вполне адекватно развивается сфера социализации.

Третьи не страдают стереотипиями, но не способны к волевым усилиям. В этом вопросе нет единой схемы, грани очень расширены. Атипичным аутистам плохо даются навыки альтернативной речи, в то время как при синдроме Каннера обучение им идет успешно.

В общем, в большинстве случаев атипичный аутизм имеет менее выраженные черты, чем обычный. Такие дети, при отсутствии сопутствующей умственной недостаточности, могут обучаться в классах коррекции и даже в обычных школах.

Наиболее благоприятные прогнозы получают дети, чьи родители обратились за помощью в раннем дошкольном возрасте.

Некоторые симптомы могут оставаться с человеком на всю жизнь, но при должной коррекции он максимально адаптируется к условиям нашего социума.

Считается, что наиболее продуктивной при аутизме является ABA-терапия. Хорошие результаты дают курсы микротоковой рефлексотерапии, Tomatis, уроки нейрокоррекции (двигательной, дыхательной), занятия с сенсорным педагогом, психологом и дефектологом. При атипичном развитии речи нужно заниматься с логопедом. Комплексный подход повышает шансы на успех!

Если какие-то термины вам не знакомы, используйте словарь научных терминов и узнавайте больше полезной информации!

Источник: https://mamasveta.com/atipichnyj-autizm-u-detej-chem-otlichaetsya-ot-obychnogo.html

Атипичный аутизм – причины, симптомы, диагностика и лечение

Что такое атипичный аутизм у детей

  1. Причины возникновения атипичного аутизма
  2. Формы атипичного аутизма у ребенка
  3. Симптомы проявления атипичного аутизма у детей
  4. Чем отличается атипичный аутизм от обычного
  5. Какие осложнения могут быть вызваны детским атипичным аутизмом
  6. Диагностика атипичного аутизма
  7. Лечение атипичного аутизма у детей и подростков

Атипичным аутизмом (АА) или неспецифическим первазивным расстройством развития в психиатрической практике принято называть психоневрологическую патологию, связанную с нарушением мозговых структур и относящуюся к группе расстройств аутистического спектра (РАС).
Первые симптомы АА могут начать проявляться гораздо позже, чем симптомы «классического» аутизма и/или быть менее выраженными. Однако это не означает, что атипичный аутизм всегда протекает легче, чем обычный: нередки случаи, когда при АА некоторые аутистические проявления носят более тяжелый характер по сравнению с обычным аутизмом. «Атипичный» ребенок-аутист может обладать как высоким уровнем интеллекта и социализации, так и очень низким, вплоть до серьезных нарушений восприятия реальности, тяжелых речевых расстройств и умственной отсталости.

Достаточно часто атипичный аутизм у детей диагностируется в подростковом или даже юношеском возрасте, когда патологические особенности начинают проявляться уже слишком явно.

Поэтому задача родителей – своевременно выявить даже минимальные отклонения поведения и развития малыша от нормы, чтобы оказать «скорую помощь» и не допустить развития тяжелой формы заболевания, с трудом поддающейся терапии.

В каком возрасте диагностируют аутизм

Средний возраст ребенка, когда родителей уведомляют о диагнозе, — от трех до четырех лет. На самом деле факт аутичности ребенка заметен гораздо раньше — уже в год можно с определенностью сказать о наличии либо отсутствии аутичных черт.

Внимательные родители насторожены уже тем фактом, что в год малыш не произносит простейшие слова, хотя по неврологическим нормам развития должен уже произносить. Оптимально, если малыш попадет к психологу и начнет постоянные занятия с дефектологом в возрасте около двух лет.
Чем раньше родители обратятся за консультацией по тем аспектам, которые их беспокоят в поведении ребенка, тем лучше.

Современные психологи используют при диагностике тест АТЕК, который поможет выявить степени аутичности и спрогнозировать дальнейшее развитие ребенка.

https://www..com/watch?v=0jukIMSMTGY

Увы, почти все мамы с недоверием относятся к детской психиатрии, и им попросту страшно вести ребенка на прием. Они беспокоятся, что услышат неприятный диагноз, будут выписаны психотропные лекарственные средства. Такой подход к здоровью недопустим — каждый месяц просрочки диагностирования важен, так как ребенок не получает адекватной терапии и не посещает необходимые для него занятия.

К какому врачу обратиться

Вот симптомы атипичного аутизма у детей, которые заметны буквально с полутора лет. Они следующие:

  • ребенок не тянет руки к матери, чтобы обнять ее за шею, когда она держит его на руках;
  • у малыша отсутствует простейшая фразовая речь;
  • он неохотно отвечает улыбкой на улыбку;
  • с ним сложно или вовсе невозможно вступить в эмоциональный контакт;
  • малыш не замечает сверстников или не разговаривает с ними;
  • ему не нравятся игры с животными — чаще всего он попросту не замечает пушистых друзей;
  • никак не может приучиться ходить на горшок;
  • отсутствует простейшая имитация жестов и артикуляции.

Важно вовремя определить симптомы атипичного аутизма у детей, лечение будет напрямую зависеть от их интенсивности и выраженности. Чаще всего план реабилитационных мероприятий указывается в ИПР. Это документ, который выдается комиссией МСЭК при проведении освидетельствования для установления инвалидности.

Когда чаша терпения родителей переполнена, и они уже не сомневаются, что с их ребенком что-то не так, они решают записаться на прием к невропатологу. На самом деле этот врач не занимается проблемой атипичного аутизма у детей. Но родителям часто слишком страшно обращаться на прием к психиатру в психоневрологический диспансер, они не желают ставить на малыше клеймо психического заболевания.

Чем дольше они не решаются обратиться к психиатру, тем хуже. Детям после диагностики предлагают множество бесплатных занятий, свои услуги предлагают социальные реабилитационные центры ментального развития. Группа «Особый ребенок» (атипичный аутизм также входит в список диагнозов, которыми они занимаются) подскажет оптимальный путь для получения инвалидности и методики реабилитации ребенка.

Симптомы, свидетельствующие о наличии изучаемого заболевания, можно классифицировать на несколько основных групп.

  1. Социальные нарушения. Симптомы этой группы могут различаться по тяжести и иметь разную степень выраженности. Некоторые пациенты не проявляют абсолютно никакого интереса к взаимодействию с другими представителями социума, некоторые хотят общаться, но не имеют для этого необходимых навыков.
  2. Языковые нарушения. Больные с изучаемой патологией имеют определенные трудности с овладением языком и пониманием того, что говорят другие люди. Словарный запас аутистов крайне мал и при любых обстоятельствах не отвечает их возрасту. Устную и письменную речь они понимают исключительно в прямом значении. Помимо этого, для них не характерны сопереживание и понимание чувств других людей.
  3. Трудности с выражением эмоций. Больные не способны воспринимать невербальные сигналы, из-за чего окружающие считают таких людей безэмоциональными и равнодушными ко всему происходящему.
  4. Упрямство, раздражительность, отсутствие гибкости мышления. Больные не способны нормально воспринимать любые нарушения привычного уклада их жизни. Даже незначительные изменения привычного уклада приводят к целой буре эмоции. Раздражение также вызывают шум и яркий свет.

Симптомы болезни

Когда дети болеют атипичным аутизмом, у них отсутствует мышление, воображение, плохо развиты языковые навыки, присутствуют сложности с социальной коммуникацией.

Также следует еще сказать о сенсорных нарушениях. Ребенок просто не может обрабатывать и правильно реагировать на ту информацию, которая поступает.

У некоторых больных заметны склонность к непонятной стереотипии, предпочтение странных цветов.

Каждый случай индивидуален. У пациентов с атипичным аутизмом симптомы бывают разными, они создают определенные комбинации. Ребенок, у которого диагностировали это заболевание:

  1. Имеет нарушенные навыки общения. Он не может создавать и поддерживать зрительный контакт с другими людьми.
  2. Не особо хочет завязывать дружеские отношения либо имеет с этим сложности.
  3. Теряет языковые навыки, которые были приобретены ранее либо обладает слишком малым словарным запасом для своего возраста.
  4. Испытывает сложности, когда общается с людьми.
  5. Обладает слабыми речевыми навыками.
  6. Не способен фантазировать, принимать участие в ролевых играх.
  7. Не понимает, что слова имеют разные смысловые оттенки, воспринимает речь окружающих буквально.
  8. Не воспринимает невербальный язык. Не может понять эмоции окружающих его людей.
  9. Привыкает к рутинному образу жизни. Не любит, когда в распорядок вносятся какие-то изменения.
  10. Играет в непонятные игры. Такие пациенты могут на протяжении длительного времени просто подбрасывать какой-то предмет.
  11. Сложно обрабатывает полученную информацию. У таких больных может быть не совсем стандартная реакция на определенные цвета, образы, вкусы, звуки, запахи.

У людей, страдающих атипичным аутизмом, симптомы могут создавать разные комбинации. Один из больных, например, имеет огромное желание завести друга, но ему очень тяжело общаться с людьми.

Кроме того, он не совсем понятно реагирует на некоторые ситуации. Другой больной понимает, каким образом должен быть обустроен процесс общения, но он хочет быть один. Его круг интересов имеет определенные ограничения.

Особенно это касается областей, где необходимо взаимодействовать с другими людьми.

У детей, страдающих атипичным аутизмом без умственной отсталости, симптомы проявляются по-разному. Если речь идет о мягкой форме заболевания, то ее очень сложно вовремя опознать.

Метод Томатис для лечения атипичного аутизма у детей

Диагностирование изучаемой патологии сводится к изучению текущих способностей пациента и последующему за ним наблюдению.

Если у специалиста возникают основания полагать, что ребенок болен, однако имеющиеся у него симптомы не сходятся с привычной картиной расстройств аутической группы ввиду неполного соответствия характерных критериев, в большинстве случаев ставится именно такой диагноз как атипичный аутизм.

С этого момента возникает целый ряд важных вопросов. Так, специальная программа лечения для подобных детей отсутствует. Обычно все действия направляются на максимальное минимизирование выраженности характерных симптомов.

«Прямых» же методов лечения на текущий момент нет. Успешность борьбы с проявлением недуга зависит от его формы, особенностей течения и тяжести.

При условии успешного подавления проявлений расстройства, отмечается заметное улучшение состояния больных.

В отдельных ситуациях наибольшую эффективность проявляют методы индивидуальной терапии, которой приходится уделять внимание в течение существенной части дня. Наряду с этим, больным детям надо меньше взаимодействовать с обществом, т.к. это тоже позволяет уменьшить интенсивность выраженности характерных симптомов.

В некоторых случаях приходится проходить длительный путь проб и ошибок, на протяжении которого специалист пытается применять различные методики, стараясь добиться улучшения. И даже если признаки патологии имеют не слишком сильную выраженность, лечение приходится проводить на протяжении длительного периода до момента наступления ощутимых улучшений.

Источник: https://McWrach.ru/drugoe/atipichnyj-autizm-u-detej-simptomy.html

Атипичный аутизм. Программы диагностики и лечения в Москве

Что такое атипичный аутизм у детей

Также, как и классический синдром Каннера (РДА), атипичная форма аутизма характеризуется нарушением коммуникативных навыков ребенка, особенностями эмоциональной сферы, ограниченностью интересов и отставанием в развитии.

Но в отличии от классической формы аутизма атипичный аутизм может проявиться после трех лет и выражается частичным присутствием основных форм проявления – то есть имеет более «размытую» симптоматику и до определенного момента может вообще списываться на особенности темперамента или развития.

Такой характер «размытого», неярко выраженного проявления заболевания приводит к запоздалому диагностированию.

Отличительные особенности атипичного аутизма:

  • Возрастные нормы. Как уже было сказано выше, атипичный аутизм проявляется у детей в более старшем возрасте – предшкольном или школьном (чаще всего, начальном школьном, однако бывает и в подростковом).
  • Социализация.

    Поскольку речь в данном случае также идет об аутизме, дети, страдающие атипичной формой заболевания, также испытывают проблемы с коммуникабельностью, например, им свойственно отсутствие зрительного контакта во время диалога.

    Однако их десоциализация скорее выражена не неумением правильно выстроить взаимоотношения, а замкнутостью, потребностью пребывать в одиночестве, наедине с самим собой. Им присуще устойчивое отсутствие надобности в социальных контактах, в том числе и дружеских отношениях; они испытывают очевидные проблемы во взаимоотношениях с незнакомыми людьми.

  • Речевые навыки. Дети, страдающие атипичным расстройством психики, не столько испытывают трудности с объемом словарного запаса (усвоением новых речевых элементов и утратой заученных прежде фраз) и формулированием собственных мыслей, сколько с пониманием речи со стороны окружающих.

    Они понимают обращенную речь буквально: любой вербальный диалог воспринимается ими исключительно в прямом смысле без возможности различить смысловые и переносные значения. Им также присуще абсолютное непонимание невербальной формы общения.

  • Эмоциональная сфера.

    Коммуникативные и речевые особенности детей с атипичной формой аутизма взаимосвязаны с особенностями их эмоциональной сферы.

    Сосредоточенность на своем внутреннем мире и неспособность воспринимать невербальные способы коммуникации лишают их как потребности, так и возможности выражать какие-либо эмоции, окружающие воспринимают их равнодушными, безразличными, неучастливыми к окружающей действительности.

    Им на самом деле проблематично испытывать переживания за других людей, они не умеют выражать собственные эмоции.

  • Поведение. Расстройство «атипичный аутизм» нередко характеризуется ограниченностью сферы мышления. Это выражается в приверженности к определенным привычкам и боязни любых перемен.

    Все новое ввергает детей, страдающих атипичным аутизмом, в панику. Они окружают себя знакомыми вещами и совершают только привычные, часто монотонные действия; проявляют странности в поведении и времяпрепровождении – часами могут раскладывать предметы, будучи при этом погруженными в себя и не реагируя на внешние раздражители. Однако им свойственна сверхчувствительность к внешним раздражителям, заставшим их врасплох (громкие звуки или яркие свет, запахи) – реакция может быть нестандартной: в виде раздражения, агрессии и даже бурного неприятия и эмоционального взрыва.

Все симптомы атипичного аутизма могут присутствовать в различных комбинациях и иметь разную степень выраженности.

Хотя общее развития детей находится на достаточно высоком уровне, атипичный аутизм может сопровождаться умственной отсталостью. Однако часто случается так, что диагноз «умственная отсталость» ставится преждевременно, еще до проявления черт атипичного аутизма, и в дальнейшем требует коррекции.

Таким образом, оценка умственного развития таких детей предоставляет определенную трудность и требует очень тщательного обследования и тестирования – ведь ребенок с атипичным аутизмом не всегда в достаточной степени способен продемонстрировать свои знания из-за трудностей и речевыми и коммуникативными навыками.

Диагностика и лечение

Из-за того, что атипичный аутизм не так очевиден, как классический, процесс постановки диагноза, к сожалению, часто бывает отсрочен, и поздно начатое лечение негативно сказывается на результате.

Диагностика атипичного аутизма требует проведения широкого набора клинических и психологических исследований. Родителям следует проконсультироваться относительно верной постановки диагноза одновременно у нескольких врачей: детского невролога, психиатра, психолога.

Крайне важен сбор подробного имеющегося анамнеза, а также данных по наблюдению за поведением ребенка, анализом адаптации его в социуме.

Необходимо провести функциональную диагностику, включая ЭЭГ и метод вызванных потенциалов с целью подтверждения нормального слухового восприятия (ребенок настолько абстрагируется от внешнего мира, что родители часто списывают особенности поведения на проблемы со слухом).

При отсутствии тщательной и комплексной диагностики, проведенной опытными узкопрофильными специалистами, возможность точной и безошибочной постановки диагноза просто отсутствует. При этом чем раньше заболевание будет диагностировано и начнется лечение, тем больше ребенок имеет шансов справиться со своими «особенностями» и вести полноценную жизнь во взрослом возрасте.

Наши программы:

Центр речевой неврологии «ДокторНейро» разработал комплексную Программу обследования детей с неустановленным диагнозом «аутизм».

После диагностического обследования и выявления точного диагноза мы рекомендуем родителям пройти курс лечения по Программе социальной адаптации детей с аутизмом “Открытый мир”.

Источник: http://www.doctorneiro.ru/deti/rac/atipichnyj-autizm

Все о медицине
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: