Что способствует формированию ответственности у детей ответы

Содержание
  1. Воспитание ответственности у детей
  2. Почему дети должны выполнять домашние обязанности?
  3. Какие обязанности уместны в том или ином возрасте
  4. Использование позитивного подкрепления
  5. Составление графика домашних обязанностей
  6. Изменение системы по мере взросления ребенка
  7. Формирование ответственности у подростков: советы психолога
  8. Ответственность глазами подростка
  9. Советы по воспитанию ответственности
  10. 1. Не навязывайте ребёнку свои цели  
  11. 2. Не путайте ответственность с послушанием
  12. 3. Не сравнивайте ни с кем подростка
  13. 4. Поощряйте самостоятельность
  14. 5. Подкрепляйте права обязанностями
  15. 6. Разграничивайте зоны ответственности
  16. 7. Готовьте подростка к трудностям
  17. 8. Демонстрируйте путь решения проблемы
  18. 9. Вводите санкции за безответственное поведение
  19. 10. Будьте примером
  20. Воспитание ответственности у детей: основные правила
  21. С какого возраста у детей можно воспитывать ответственность 
  22. Воспитание ответственности у детей: советы
  23. Воспитание ответственности у детей дошкольного возраста
  24. Воспитание ответственности у детей младшего школьного возраста
  25. Воспитание социальной ответственности у подростков
  26. Как воспитать у ребенка чувство ответственности
  27. Ответственность – что это?
  28. Формирование ответственности у детей
  29. Что такое «следствие»?
  30. Почему важно быть ответственным?
  31. Как воспитать в себе ответственность
  32. Пример 1: Кормление собаки
  33. Пример 2: Быть дома вовремя
  34. Пример 3: Безопасное использование Интернета
  35. Поговорки и пословицы про ответственность и безответственность
  36. Формирование ответственности у детей
  37. Ребенок ответственен за свои поступки
  38. Кто был Жан Пиаже?
  39. Ребенок — активная личность
  40. Возраст детей и ответственность
  41. Ставим посильные задачи для ребенка
  42. Слишком ответственные дети

Воспитание ответственности у детей

Что способствует формированию ответственности у детей ответы

Почему дети должны выполнять домашние обязанности?
Какие обязанности уместны в том или ином возрасте
Использование позитивного подкрепления
Составление графика домашних обязанностей
Изменение системы по мере взросления ребенка

Каждый хочет вырастить детей, которые превратятся в ответственных взрослых личностей, но это не произойдет само по себе. Необходимо обучать детей тому, что подразумевается под словом ответственность. Это можно делать различными способами, например, поручив ребенку воспитание домашних питомцев, самостоятельное выполнение домашней работы по школьным предметам или поддержание чистоты в комнате. Но существует еще один эффективный инструмент, о котором многие родители стали забывать в последнее время, – закрепление за ребенком определенных домашних обязанностей. Это отличный способ для воспитания в детях чувства ответственности даже в юном возрасте, так как есть множество действий, с которыми успешно справится даже ребенок.

Почему дети должны выполнять домашние обязанности?

Даже если вашему ребенку всего несколько лет, у него все равно должны быть незначительные домашние задачи. Таким образом, вы предоставляете ему возможность стать ответственным за какое-либо дело.

Когда вы начинаете уделять этому вопросу внимание еще с раннего возраста, ребенок знакомится с тем, что такое чувство выполненного долга. А подобный опыт полезен во многих отношениях.

Дети также смогут привыкнуть к выполнению обязательной рутины, что очень пригодится им в дальнейшем.

Работа по дому подготовит ребенка к взрослой жизни, когда ему придется заботиться уже о самом себе или собственной семье. Гораздо лучше, если он будет учиться домашним обязанностям постепенно по мере его взросления, чем пытаться впихнуть в себя все эти знания непосредственно в момент, когда покинет родительский дом и начнет самостоятельную жизнь.

Какие обязанности уместны в том или ином возрасте

Дел по дому очень много, поэтому легко можно найти задачу, соответствующую возрасту вашего ребенка. Например, малыши могут помогать вам собирать грязную одежду перед стиркой или самостоятельно убирать свои игрушки после игр. Чем старше становятся дети, тем с более объемными и ответственными задачами они могут справляться.

Ребенок в возрасте шести лет уже может подметать пол и убирать посуду со стола (начинать можно с пластиковых предметов, если вы боитесь, что он разобьет стеклянные). В восемь лет ему можно доверить пылесос и обязанность очищать с его помощью полы от мусора.

Вы должны интуитивно понимать, с какими обязанностями ребенок уже может справляться самостоятельно, при этом вам следует забыть о своем перфекционизме.

Уроки, которые дети извлекут из выполнения дел по дому, стоят нескольких пропущенных пятен на посуде или оставленных пыльных участков после уборки пылесосом.

Использование позитивного подкрепления

Награждать ребенка за проделанную работу можно различными способами. Малыши обычно радуются даже обычной похвале. А вот старшие дети уже могут попросить что-то более весомое взамен приложенных ими усилий. Возраст вашего ребенка будет играть большую роль в том, какую форму положительного подкрепления вам стоит выбрать.

Например, дети в возрасте от трех до шести будут рады каждую неделю получать небольшую игрушку или какие-либо материалы для творчества. По мере взросления ребенка эта система вознаграждения может трансформироваться в выплату денег на карманные расходы.

Причем сумма может быть фиксированной или основанной на тех обязанностях, которые ребенок выполнял за тот или иной период.

Составление графика домашних обязанностей

Четкое расписание дел по дому – это замечательный инструмент для любой семьи, так как он позволяет отслеживать обязанности и закреплять их за тем или иным членом семьи. Этот график также можно использовать для вознаграждения усилий, приложенных ребенком.

Например, вы можете клеить на него забавные стикеры или писать слова похвалы за отлично проделанную работу. Также можно организовать конкурс, например, если ребенок успешно выполнял все свои задачи в течение недели, то по ее окончании он может выбрать для себя приз.

Изменение системы по мере взросления ребенка

Чем старше дети, тем сложнее должны становиться их обязанности, так как теперь они могут брать на себя большую ответственность. Вместо того чтобы выполнять несколько домашних дел в неделю, ребенок может справляться с несколькими обязанностями каждый день.

Так как задачи становятся сложнее, многие родители именно поэтому начинают вознаграждать ребенка карманными деньгами. Для многих детей домашние дела становятся их первой “работой”. Она учит их тому, что вознаграждение (денежное или любое другое) является результатом приложенных усилий.

Кроме того, ребенок должен обязательно понимать, что главная награда за выполнение домашних дел – это чистота в доме и чувство выполненного долга.

Darya

Источник: https://5psy.ru/roditeli-i-deti/vospitanie-otvetstvennosti-u-detej.html

Формирование ответственности у подростков: советы психолога

Что способствует формированию ответственности у детей ответы
Елена Петрусенко — психолог, специалист по работе с подростками.

Согласно толковому словарю Ожегова, ответственность — это необходимость отдавать отчёт в своих действиях. Психология трактует данное понятие немного шире.  

Ответственность — это способность исполнять обязательства и следовать принятым в обществе правилам, а также осознавать последствия своего влияния на мир.  

Ответственность глазами подростка

В подростковом возрасте человеку нормально быть инфантильным. Кому-то в большей, кому-то в меньшей степени, но в любом случае, для подсознания нормальны паттерны, согласно которым за всё отвечают родители.

Картина мира подростка неполна, а опыт скуден, он не может в полной мере осознать глубину слова «ответственность». Ему бывает сложно проследить причинно-следственную связь между поступком или событием и последствиями.

Хорошая новость: ответственность не является частью характера. Это ценностный ориентир, который подросток может приобрести с помощью взрослых.

Советы по воспитанию ответственности

С помощью этих рекомендаций можно помочь ребёнку преодолеть подростковый инфантилизм и стать более зрелым.

1. Не навязывайте ребёнку свои цели  

«Вот исполнится тебе 18-ть, будешь сам решать, а пока я за тебя отвечаю!» — такую фразу можно часто услышать от отцов и матерей. И это нормально в ситуации угрозы жизни или здоровью ребёнка. Но родители зачастую применяют этот аргумент слишком часто.

Чтобы воспитать ответственного ребёнка, который будет сам отвечать за свою жизнь, необходимо узнать, каковы его цели. Быть может, он вовсе не хочет поступать в тот вуз, который вы для него выбрали?  

Спрашивайте у подростка, чего он хочет! Возможно, его цель покажется вам глупой. Но ни в коем случае не высмеивайте и не воспринимайте её в штыки.

Любую цель можно мягко скорректировать. Для начала обозначьте задачи, которые придётся реализовать для достижения выбранной цели. Например, если подросток грезит стать звездой Голливуда, то он должен понимать, что ему как минимум нужен великолепный английский. Готов ли он работать над этим?  

Зачастую подростки с жаром берутся за реализацию каких-то задач, а в процессе понимают, что их первичная цель ложна, и на самом деле они хотят совершенно другого.  

2. Не путайте ответственность с послушанием

Если подросток под чутким руководством взрослого выполняет определённые вещи, это ещё не ответственность. Это исполнительность.

Послушный ребёнок прекрасно, с большим таким энтузиазмом и чувством собственного достоинства может сделать домашнее задание. А ответственный разработает план, который поможет ему всегда всё сдавать вовремя. Один — выполняет инструкции, другой — думает о последствиях.

Как ни парадоксально, именно исполнительные школьники чаще всего списывают. Им важно отчитаться перед мамой с папой: «Смотрите, у меня “пятёрка”!». Ответственные дети стремятся получать реальные знания и готовы отвечать как за хорошие, так и за плохие оценки.

3. Не сравнивайте ни с кем подростка

Сравнения — это несправедливый упрёк. Разве можно что-то требовать от индивида, не имеющего релевантного опыта? Сравнения причиняют боль.

У каждого ребёнка уникальное ядро психики. Оно формируется примерно до трёх лет под влиянием условий содержания, воспитания и взаимоотношений со взрослыми. И если «сын вашей подруги» уже в первом классе самостоятельно добирался до школы и делал уроки, то вовсе не обязательно, что ваш ребёнок тоже к этому готов.

Не стоит сравнивать подростка и с собой в прошлом: «Вот я в твои годы!». Это всё равно, что чемпиону по прыжкам с парашютом успокаивать того, кто впервые поднялся в небо. У вас есть опыт разрешения той или иной ситуации, а у подростка — нет.

4. Поощряйте самостоятельность

Чувства ответственности не может быть без чувства самостоятельности. Если родители постоянно напоминают подростку расписание уроков, моют за него чашку и не позволяют одному передвигаться по городу, то ответственность не развивается.

Необходимо усмирить страх за своё чадо и позволить ребёнку получать собственный опыт. Чем раньше, тем лучше.  

Давайте подросткам посильные задания. Прекрасно ориентируется в Сети? Пусть найдёт для семьи выгодные авиабилеты к отпуску. Отправляйте его в магазин не с конкретным списком, а просьбой купить продукты для ужина. Пусть возьмёт то, что посчитает нужным, и увидит, можно ли из этого что-то приготовить.

И не забывайте хвалить ребёнка за любое проявление самостоятельности! В психологии это называется положительным подкреплением.

Обязательно отмечайте, когда ребёнок сам сделал уроки, вынес мусор или проявил другую инициативу.

Так он поймёт, как здорово быть самостоятельным! Мама с папой довольны, можно заняться с ними чем-то интересным, а сам подросток удовлетворён, так как получил новый опыт.

Внимание — не путайте положительное подкрепление с банальным подкупом. «Сделаешь уроки сам — получишь сто рублей». Это не только не способствует формированию ответственности в ребёнке, но и демонстрирует, как взрослый спихивает с себя неприятные задачи.

5. Подкрепляйте права обязанностями

С подростками отлично работает конструкция «Если…, то…». Пример: если ты возьмёшь на себя ответственность за чистоту посуду после еды, то я разрешу тебе гулять до десяти.

6. Разграничивайте зоны ответственности

Возьмите листок бумаги и выпишите всё, что вас раздражает, беспокоит или пугает в собственном ребёнке. Это может быть что угодно. Например, не моет за собой посуду, занудствует, не убирается, излишне открыт или наоборот замкнут. У кого-то перечень будет состоять из одного, а у кого-то из множества пунктов.

Взгляните на получившийся список и подумайте, что из этого касается лично вас. Вряд ли разбросанные тетради можно назвать вашей проблемой. Это зона ответственности подростка. Даже если это ужасно бесит.

Пункты, которые влияют на вас и других домочадцев, необходимо обсудить с подростком. Спокойно, без крика и ультиматумов объясните, как невыполнение обязательств может негативно сказаться на окружающих и к каким последствиям привести.

Например, из-за беспорядка в комнате могут завестись тараканы, которые расползутся по всему дому. Если подросток несамостоятелен в этом вопросе, вам мне придётся заходить в его комнату и наводить порядок. При этом он, вероятно, будет злиться из-за нарушения его личного пространства.

7. Готовьте подростка к трудностям

Оградить ребёнка от всех невзгод и проблем — естественный родительский инстинкт. Но из-за гиперопеки дети вступают во взрослую жизнь неподготовленными.

Подросток должен понимать, что вокруг него довольно сложный мир, где у каждого свои задачи и обязательства.

Так, вполне нормально поделиться с сыном или дочкой тем, что вам не нравится ваша работа, но вы не можете её сменить, так как нужно оплачивать коммунальные услуги.

Эта информация даст тинейджеру представление о семейной ответственности и он вполне в силах её «переварить». Но не стоит излишне перегружать подростка подробностями. Пусть он поймёт всю неидеальность мира чуть позже.

8. Демонстрируйте путь решения проблемы

Чаще всего дети не видят путь от запроса (я хочу есть) до результата (котлета на тарелке). Взрослым проще решить проблему, чем объяснять, как это делается. И это ещё одна из причин, почему не формируется ответственность.

Обязательно демонстрируйте подростку, как протекают те или иные процессы. Позволяйте ему самому что-то делать: готовить еду, чинить велосипед, заполнять документы. Не кричите, если у него не получается. Лучше спросите: «Как ты думаешь, ты справился? Могу я тебе помочь?».

9. Вводите санкции за безответственное поведение

В юриспруденции ответственность предполагает меры принуждения к нарушителям. И с этой гранью ответственности подросток тоже должен быть знаком.

Рассмотрим пример. Родители дали школьнику сто рублей и попросили по пути домой купить хлеб, а он прогулял эти деньги с друзьями. Если родители просто отругают его, то велика вероятность, что ситуация повторится.

Должны последовать санкции. Не наказание, а именно санкции! Подросток должен знать, что безответственность разрушает договорённости. Если родители потеряют доверие, та самая конструкция «Если…, то…», сломается. Станет меньше обязанностей, но и права тоже убавятся.   

10. Будьте примером

Дети считывают мир через ощущения и постоянно наблюдает за родителями. Они тонко подмечают, как общаетесь и выполняете обещания именно вы. И если уж призывать подростка к ответственности, то нужно и самому её демонстрировать.

Источник: https://externat.foxford.ru/polezno-znat/responsibility

Воспитание ответственности у детей: основные правила

Что способствует формированию ответственности у детей ответы

Все мамы и папы хотят, чтобы их ребенок вырос сознательным человеком, способным планировать свои действия и отвечать за их последствия, – словом, человеком, на которого можно положиться. Воспитание у детей чувства ответственности – прерогатива родителей. Как правильно это сделать, расскажем в нашей статье.

С какого возраста у детей можно воспитывать ответственность 

Из чего вообще складывается это качество? Можно выделить такие компоненты:

  • способность принимать решения; 
  • готовность отвечать за их последствия;
  • выполнять данные кому-либо (и самому себе) обещания;
  • анализировать уже имеющийся опыт и не повторять прежних ошибок;
  • умение прогнозировать развитие ситуации.

Это качество не является врожденным, его вполне можно развить. С какого же возраста имеет смысл развивать его у малыша? Давайте посмотрим.

  • дети до 3 лет в силу возраста не способны быть ответственными – просто потому, что не в состоянии предугадать последствия своих поступков. Забавно было бы ожидать от них другого поведения. Да тут еще и кризис трех лет – это тоже радости не добавляет;
  • период с 3 до 5 лет – в этом возрасте уже появляются зачатки ответственного поведения, основанного на степени детской самостоятельности: чем больше вы доверяете малышу обязанностей (в соответствии с возрастом, конечно), тем более ответственным он растет: убрать игрушки, полить цветы, помочь маме разгрузить сумки с покупками и т. д.;
  • с 5 до 7 лет – поведение становится все более сознательным, для развития ответственности оптимально будет расширять список дел, которые вы целиком передаете ребенку на откуп;
  • у младших школьников для развития ответственности следует в первую очередь поощрять самостоятельность и инициативность. 

То есть настоящее становление этого качества у детей начинается лет с четырех, но не позже 5–6 лет. 

Воспитание ответственности у детей: советы

Становление этого качества невозможно без развития самостоятельности. Но одно понятие не подменяет собой другое.

Простой пример: в среднестатистическом классе в начальной школе все дети самостоятельные (ну они же умеют одеваться, собирать портфель и делать покупки в магазине, верно?), но при этом ответственных среди них (тех, кто делает все это хорошо и без напоминаний), увы, единицы. Согласитесь, есть разница.

Как же развить у ребенка это качество? Все зависит от возраста вашего сына или дочери. 

Воспитание ответственности у детей дошкольного возраста

Для развития этого качества важно предоставлять дошколенку возможность выбора хотя бы в некоторых ситуациях: «Тебе рыбу на ужин запечь или потушить?», «Какую сказку почитаем на ночь?» и т. д. Это не значит, что нужно советоваться с малышом по каждому поводу.

Скажем, если вы пока не уверены, что он сможет правильно подобрать одежду по сезону или в соответствии с ситуацией, можно на первых порах доверить ему что-то несущественное: определиться с цветом колготок или рубашки (при этом вы предлагаете ему выбор из двух-трех подходящих к комплекту, естественно).

Если ваш малыш ходит в детский сад, там он выполняет первые трудовые обязанности:  

  • во время дежурства накрывает на столы перед едой и собирает посуду после трапезы;
  • убирает игрушки на место;
  • заправляет кровать после тихого часа;
  • участвует в осенних и весенних субботниках на территории детского сада.

Эти же самые дела он в состоянии выполнять и дома. Бывает, что взрослые чересчур опекают домашнего малыша, и в итоге мама или бабушка до пяти лет его одевают-раздевают и не дают ему даже элементарных домашних поручений (полить цветы, вымыть сапожки после осенней прогулки по грязи). 

Дети в таком возрасте очень хотят быть взрослыми, поэтому за любое порученное им «взрослое» дело берутся с энтузиазмом. Побочным эффектом такого рвения может стать внеплановая мамина уборка.

В любом случае помните, что ребенок очень старался и не виноват в том, что с первого раза что-то не получилось. Похвалите его если не за результат, то хотя бы за желание помочь.

Если вы четко видите, что вам придется за него что-то переделывать, выполняйте это не при малыше. Иначе его уверенность в себе и мотивация участвовать в семейных делах дадут трещину, и в следующий раз будет сложно добиться от него помощи по дому.

И уж, конечно, не стоит жестко критиковать ребенка либо сравнивать его с кем-то еще (друзьями, детьми своих знакомых или с собой в детстве), если сравнение явно не в его пользу. 

Воспитание ответственности у детей младшего школьного возраста

В этом возрасте нужно расширять список дел, за которые ребенок отвечает персонально. Помимо уроков, это могут быть кормление и выгуливание вашего домашнего питомца или, например, контроль за наличием хлеба и при необходимости его покупка и т. д.

Важно, чтобы сын или дочь научились делать это без напоминаний. Младшие школьники не настолько ответственны, чтобы полностью себя контролировать, поэтому определенная помощь в первое время им необходима.

Но заключается она не в том, чтобы сделать за отпрыска то, что он в состоянии выполнить сам, а в том, чтобы вовремя напомнить ему о возложенных на него обязанностях. То есть делать с ним уроки не нужно, но стоит поинтересоваться, все ли дела он сделал, прежде чем погрузиться в игру.

Есть смысл повесить на холодильник или на магнитную доску в комнате ребенка список его обязанностей, где каждое слово написано крупно и ярко. 

Младшие школьники уже умеют читать. Тем не менее все они любят, когда вслух читают родители. Этот вариант семейного досуга по-настоящему сближает детей и взрослых. Полезно будет познакомить ребенка с книгами, где герои не боятся взять на себя ответственность, в том числе и за других:

  • А. М. Волков «Волшебник Изумрудного города»;
  • А. П. Гайдар «Тимур и его команда»;
  • А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»;
  • В. П. Крапивин «Мальчик со шпагой»;
  • В. А. Осеева «Динка»;
  • Л. Пантелеев «Честное слово»;
  • А. Я. Бруштейн «Дорога уходит в даль…»;
  • В. П. Астафьев «Конь с розовой гривой».

Этот список можно продолжить – ориентируйтесь на возраст ребенка.

Воспитание социальной ответственности у подростков

Когда дело касается подростков, то в этом случае речь идет о привитии уже не только самостоятельности, но и надежности, и обязательности. Все эти качества влияют на дальнейшую жизнь ребенка и его взаимоотношения с социумом – это то, что выходит за рамки одной семьи. Поэтому воспитать сына или дочь ответственным человеком – социальный долг родителей, скажем так. 

Увы, подростки тоже бывают инфантильными, и довольно часто. Но исправить ситуацию можно. И хотя выше мы говорили о том, что воспитание ответственности начинается уже у детей дошкольного возраста, это не значит, что родителям тинейджеров нужно рвать на себе волосы с криком «Шеф, усе пропало!». 

Да, это непросто, но реально. Вот основные правила:

  • Делитесь с подростком своими взрослыми правами и обязанностями по принципу «больше обязанностей – больше прав». В Великобритании провели исследование, доказывающее, что выполнение ежедневных домашних поручений развивает у детей ответственность, самостоятельность, эмпатию и укрепляет семейные отношения. 
  • Покажите ему варианты решения проблемы. Часто подросток прячется от ответственности просто потому, что понятия не имеет, с какой стороны подступиться к возникшей вдруг задаче. Не нужно изолировать тинейджера от семейных трудностей: гиперопека сделает его неподготовленным к самостоятельной жизни. Обсуждайте его собственные планы и то, как он планирует достичь цели. Ненавязчиво предлагайте свою помощь там, где один он явно не справится.
  • Максимально понятно объясните отпрыску последствия тех или иных решений, научите его грамотно расставлять приоритеты: если сразу после школы он сядет играть на компьютере, то потом просидит полночи с уроками. Как результат – не выспится и может опоздать в школу. 
  • Разрешите подростку прочувствовать на собственном опыте последствия безалаберности. Если отныне он сам собирает портфель, то не нужно проверять, взял ли он с собой тетрадь по физике и не забыл ли пенал. Если после школы он попал под дождь и потом не поставил мокрую обувь сушиться, то вечером ему не в чем будет идти гулять. Да, на первых порах приучения к ответственности дискомфорт неизбежен – и для ребенка, и для родителей. Но результат стоит того, чтобы немного потерпеть. 
  • Будьте образцом для подражания. Все мы давно в курсе, что наибольший воспитательный эффект имеют не бесконечные нотации и душеспасительные беседы, а наши поступки, реальные действия. И политика двойных стандартов здесь не работает. Согласитесь, странная ситуация: мама требует от сына всегда приходить вовремя, но сама постоянно опаздывает, когда забирает его после уроков или с тренировки. Вряд ли мальчик вырастет пунктуальным и ответственным. 

Оригинальная статья размещена здесь.

Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на нашTelegram-канал.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/activityedu/vospitanie-otvetstvennosti-u-detei-osnovnye-pravila-5e0440e8433ecc00add7f9ab

Как воспитать у ребенка чувство ответственности

Что способствует формированию ответственности у детей ответы

Хотите объяснить детям, что такое ответственность – воспользуйтесь нашими советами и рекомендациями? Делать это необходимо максимально просто и доступно, особенно ели речь идет о дошкольниках и младших школьниках. Обязательно приводите примеры, которые дети смогут примерить на себя, а значит понять и запомнить.

Ответственность – что это?

Формирование ответственности у детей

Как воспитать в себе ответственность

Поговорки и пословицы про ответственность и безответственность

Ответственность – что это?

Мы можем говорить об этом качестве в разных вариантах:

  • быть ответственным, 
  • брать на себя ответственность, 
  • действовать ответственно, 
  • иметь обязанности (обязательства). 

Все они связаны с тем, что мы что-то должны делать, а также с принятием положительного или отрицательного результата наших действий.

Быть ответственным – значит делать то, что необходимо, и отвечать за результат.

Формирование ответственности у детей

Есть только один верный способ, как воспитать у ребенка чувство ответственности – постоянно приводить примеры с указанием последствий верного и неверного отношения к делу.

Ответственность – это некое действие, которое необходимо выполнить.

Например, родители ожидают, что их дочь или сын почистит зубы. Чистить зубы – это «ответственность», и ребенок обязан чистить зубы каждый день.

Другой пример: учитель ожидает, что учащиеся успеют выполнить домашнее задание вовремя и сделают свою работу качественно. Так что они несут ответственность за выполнение домашней работы.

Ответственность может быть способом, которым ребенок должен действовать. Например, родители ожидают, что ребенок на прогулке во дворе будет играть так, чтобы не причинить вреда себе или кому-либо еще. Он ответственен за то, чтобы развлекаться и играть безопасно и вежливо.

Что такое «следствие»?

Следствием является итог или результат наших действий. Последствия могут быть положительными (хорошие) или отрицательными (не хорошими). Например, если школьник качественно выполнял свои обязанности по дому всю неделю, то в воскресенье ему положена награда (поход в кино, дополнительное время для компьютерных игр и т.д.).

Другой пример: ребенок оставил свой велосипед за машиной отца, а он не видел его и сбил, следствием действий является то, что велосипед будет испорчен (кататься больше не на чем).

Почему важно быть ответственным?

Ответственные действия приводят к положительным последствиям. Это то, что происходит в результате наших поступков. Мы получаем удовольствие от хорошо выполненной работы. В случае безответственного отношения к чему бы то ни было, придется испытать разочарование от негативных последствий для дела, выполненного плохо или не до конца.

Ответственность – это положительное качество человека, обеспечивающее большее доверие к его обладателю со стороны окружающих, поскольку люди знают, что могут рассчитывать на него. Ответственность также способствует обеспечению нашей безопасности.

Социальная ответственность выражается в склонности человека вести себя в соответствии с интересами других людей и общества в целом. Воспитание социальной ответственности у учащихся возможно только после формирования у них личной ответственности.

Как воспитать в себе ответственность

Если вы педагог, попросите подростков написать сочинение-рассуждение на тему этого важного качества. Предварительно обсудите, приведенные ниже примеры. Они помогут школьникам вспомнить и подробно разобрать случаи из собственной жизни.

Пример 1: Кормление собаки

Ответственность: каждое утро ты должен кормить собаку.

Следствие, если ты ответственный: во-первых, собака сыта и здорова. Во-вторых, твои родители знают, что могут доверять тебе, потому что обещанное выполняется, и с большей вероятностью предоставят тебе свободу выбора действий и свободу распоряжаться своим временем.

Следствие, если ты безответственный: во-первых, собака голодна и в долгосрочной перспективе ее здоровью может быть нанесен вред. Во-вторых, твои родители разочарованы и чувствуют, что должны проверять тебя и больше контролировать твоё поведение.

Пример 2: Быть дома вовремя

Ответственность: ты идёшь гулять с друзьями и обещаешь, что будешь дома к 20.00.

Следствие, если ты ответственный: ты следишь за часами и предусмотрел достаточное количество времени, чтобы вернуться домой к 20.00. Твоя мама уверена, что с тобой всё в порядке, и она спокойно отпустит тебя повеселиться с друзьями в следующий раз.

Следствие, если ты безответственный: ты забыл о времени и вернулся домой к 20.30. Твоя мама 30 минут волновалась, думая о том, где ты и что случилось, и теперь она расстроена. В следующий раз она, скорее всего, позволит тебе гулять с друзьями только, если твой старший брат сможет пойти с вами, чтобы присматривать. Ты потерял доверие, а вместе с ней свободу и независимость.

Пример 3: Безопасное использование Интернета

Ответственность: забота о твоей личной безопасности. Каждый из нас несет ответственность за свою личную безопасность, а это значит – не делать того, что может причинить нам вред. Так, например, учителя и родители ожидают, что дети будут пользоваться Интернетом ответственно.

Они учат детей просматривать только безопасные сайты, и ожидают, что те будут избегать сайтов, где могут найти контент, неподходящий для молодежи.

Быть ответственным за то, как мы используем Интернет, означает выполнять указания учителей и родителей и посещать только те сайты, в безопасности которых мы уверены.

Следствие, если ты ответственный: ты просматриваешь безопасный контент и не взаимодействуешь с людьми, которые могут захотеть причинить тебе вред. Твои родители и учителя могут доверять тебе пользование компьютером без присмотра.

Следствие, если ты безответственный: ты просматриваешь страницы, которые не предназначены для молодого человека, или общаешься в социальных сетях с незнакомыми людьми. Твои родители и учителя лишают тебя свободного доступа в Интернет. Ты каждый раз должен спрашивать разрешение использовать компьютер и заходить в Интернет только тогда, когда за тобой наблюдает взрослый.

Поговорки и пословицы про ответственность и безответственность

Пока гром не грянет – мужик не перекрестится.

Взялся за гуж – не говори, что не дюж.

Кому поручают, тот и отвечает.

Кто в деле, тот и в ответе.

Кто в чем сплошает, за то и отвечает.

Ты кашу заварил, тебе и расхлебывать.

В одно ухо влетело, в другое вылетело.

Незнание ответственности не снимает.

Всякий человек в деле познаётся.

Один нагрешил, а все отвечают.

Ответ на том, кто приказывает.

Отвечай за то, что сам совершил.

Уговор дороже денег.

Рука согрешит, а голова в ответе.

Чего недосмотришь, за то и ответишь.

Источник: https://www.rastut-goda.ru/preschool-child/5282-vospitanie-detej-formiruem-otvetstvennost-u-rebenka.html

Формирование ответственности у детей

Что способствует формированию ответственности у детей ответы

Под личной ответственностью понимается, что человек берет на себя последствия своих поступков и осознает их. Ответственность связана со свободой выбора, свободой воли.

Младенец с рождения предназначен для принятия на себя ответственности по той простой причине, что он принадлежит к роду человеческому. Чем старше он становится, тем больше расширяются рамки его личной ответственности.

Уже в младенческом возрасте существует свободный выбор: ребенок может сосать молоко или отказаться, плакать или молчать и в определенном смысле он несет ответственность за свои поступки.

Обычно старшие дети чувствуют себя ответственными за младших и обучают их многим вещам. Однако не следует нагружать их слишком большой ответственностью.

Ребенок ответственен за свои поступки

Как упоминалось, принцип личной ответственности проистекает из свободной воли человека, которая побуждает его совершать поступки с различными последствиями. К шести годам эгоцентрическая фаза в развитии ребенка заканчивается, хотя он еще неспособен понять точку зрения другого человека.

Зато теперь он может составить мнение об окружающем мире и задавать себе вопросы о жизни и ее смысле, о добре и зле, потому что мыслит уже в отвлеченных категориях. Способность ребенка нести личную ответственность складывается параллельно с идентификацией себя как индивидуума, отличного от родителей.

Согласно психологу Жану Пиаже, передаваемые родителями знания могут запечатлеться в сознании ребенка только в процессе трансформации и преобразования в собственные знания ребенка.

Кто был Жан Пиаже?

Жан Пиаже (1896—1980) — швейцарский психолог, чьей специальной областью было физическое развитие психики ребенка или психология развития.

Профессор Пиаже возглавлял исследовательскую группу, занимавшуюся познавательными способностями детей разного возраста.

Он выдвинул тезис, что развитие интеллекта происходит последовательными фазами, в которых отражается весь эволюционный процесс человеческого разума.

Правильно, если ребенок с ранних лет приучен распоряжаться своими вещами, потому что он скорее привыкнет содержать их в порядке; следует поручать ему как можно чаще отыскивать какой-либо предмет одежды или игрушку.

Ребенок — активная личность

Является ли ребенок пассивным существом, из которого можно вылепить что угодно, или он — индивидуальность, развитию которой можно помочь, которой можно частично управлять, но нельзя изменить ее в целом? В зависимости от ответа подход к воспитанию будет разный. 1.

Ребенок получает знания, перенимает умения и моральные устои без изменений от взрослых. 2. Ребенок воспринимает выученное в ходе управляемого им самим процесса, и отношения между ним и взрослым опосредованные.

Взрослея, ребенок не только перенимает те нормы, по которым он различает добро и зло, но и модифицирует их в процессе мышления и накопления опыта, прежде чем сделать их своими.

Возраст детей и ответственность

Совершенно очевидно, что от трех- или четырехлетнего малыша нельзя требовать той же меры личной ответственности, что и от более старшего ребенка или от подростка.

Кроме возраста, значение имеют индивидуальные характеристики, так как дети одного возраста достигают разной зрелости в физическом и психическом смысле. Но под присмотром и под внимательным руководством родителей даже малыши могут шаг за шагом учиться ответственности.

После шести лет ребенок прекрасно взаимодействует с другими детьми. Он посещает школу и реализует свой потенциал в учебе, осваивая системные концепции. Так он приобретает все больше автономии.

Как говорит Пиаже, он вырабатывает свои моральные убеждения, вытекающие из преподанных ему родителями простых правил. Одновременно происходит формирование собственных суждений и открытие, что из каждого правила всегда есть исключение.

Человек всегда ответственен за свои действия, но мера ответственности зависит от возраста и духовной зрелости.

Ставим посильные задачи для ребенка

Иногда родители ожидают от детей, что они справятся со всеми задачами без посторонней помощи, предполагая их достаточную зрелость, которой на самом деле нет. С другой стороны, бывают папы и мамы, снимающие с детей всякую ответственность и не допускающие их автономии.

Разумеется, многие задания и обязанности подлежат исключительно компетенции родителей, и глобальная ответственность за организацию семейной жизни лежит на их плечах. Однако некоторые мелкие задания могут быть в соответствии с возрастом переданы детям.

Это помогает им развивать личность и радоваться растущей самостоятельности. Старшие дети могут присматривать за младшими, но не взваливать на себя роль родителей. Ребенку следует объяснить четко и доступно, в чем обязанности каждого члена семьи.

Таким образом, каждый делает свое дело и самостоятелен в своих пределах. Сама концепция и ее реализация должны быть ясны ребенку.

Дети могут помогать родителям в определенных делах, но следует помнить, что порученные им обязанности должны соответствовать возрасту и уровню развития.

Юный Моцарт

Вольфганг Амадей Моцарт был вынужден с юных лет нести бремя ответственности. Его исключительная музыкальная одаренность использовалась отцом в меркантильных целях, он возил вундеркинда с гастролями по всей Европе. Моцарт был перегружен обязанностями, позже у него сложились тяжелые взаимоотношения с отцом.

Слишком ответственные дети

Иные дети не дают себе ни минуты передышки при выполнении своих обязанностей. Они опасаются сделать что-то неверно или недостаточно хорошо. У них болит душа, когда они недомогают и не могут идти в школу.

Хотя родителям и воспитателям импонирует такое высокое чувство ответственности, они должны понимать, что преувеличения здесь чреваты последствиями: слишком ответственные дети, стремящиеся соответствовать желаниям старших и берущие на себя обязанности взрослых, страдают приступами страха, нарушениями сна или ночным недержанием. В случае неуспеха они тяжело переживают его.

Источник: https://www.womenpretty.ru/otvetstvennost-u-detey.html

Все о медицине
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: