Что делать если ребенок угрожает суицидом

Содержание
  1. Психолог антикризисного центра: детский суицид всегда с чего-то начинается
  2. От общего к частному
  3. Непосредственно о суицидах
  4. Про интернет
  5. Инструкция по применению от психолога регионального Центра диагностики и консультирования детей и подростков Татьяны Фрейловой
  6. Психолог Марина Мелия: «Попытка суицида – это, прежде всего, крик о помощи»
  7. Как помочь своему ребенку?
  8. Что должно нас насторожить?
  9. Первая помощь при выявлении у ребенка склонности к суицидальному поведению
  10. Психологическая помощь при суицидальном поведении
  11. Суицидальное поведение подростков
  12. Попытка суицида: психологическая помощь пациенту
  13. Подросток говорит о самоубийстве – шантаж или реальная угроза?
  14. Детство — до пяти – шести лет
  15. Наследственность и психическое здоровье
  16. Суицидальный риск и психоактивные вещества
  17. Агрессивность в обществе и СМИ
  18. Детский суицид: как отличить настоящую опасность от шантажа? | Милосердие.ru
  19. Когда начинать тревожиться?
  20. Если опасность подтвердилась – обращайтесь за помощь!

Психолог антикризисного центра: детский суицид всегда с чего-то начинается

Что делать если ребенок угрожает суицидом

Во вторник утром Калининград облетела новость о гибели 15-летней школьницы. Тело девочки было обнаружено случайным прохожим вечером в понедельник на крыльце одного из многоэтажных домов на улице Аксакова.

По версии следствия, учащаяся одного из лицеев города погибла, упав с 14-го этажа. О том, что толкает детей на столь страшный шаг, на что стоит обратить внимание родителям и где искать помощи — в интервью «Новому Калининграду.

Ru» рассказала психолог регионального Центра диагностики и консультирования детей и подростков Татьяна Фрейлова.

От общего к частному

-— Татьяна Ивановна, расскажите, пожалуйста, о проблемах, с которыми сталкиваются подростки в их возрасте.

— По статистике и по моему опыту, в первую очередь — это непонимание близких, проблемы с родителями. Эмоциональное насилие, иногда физическое.

Если ребенка поддерживают в семье, то даже конфликт со сверстниками не переходит в так называемую, аутоагрессию (разновидность агрессивного поведения, при котором враждебные действия направляются человеком на самого себя — прим.«Нового Калининграда.

Ru»). То есть если ребенок чувствует опору в лице родителей, то сторонние конфликты никак не будут влиять.

В России в 2015 году зафиксировано 685 самоубийств несовершеннолетних

— Обращаются ли к вам в Центр родители проблемных детей за помощью?

— Недавно ко мне обратилась одна мама, которая считала, что у ребенка есть к этому склонность. У ребенка возникли проблемы после конфликта со сверстниками. Бывает, что дети обращаются к нам сами. Из общего опыта я знаю трех подростков, которые говорили, что им требуется помощь, потому что родители не всегда это замечают.

— Откуда подростки узнают о существования Центра?

— Информацию о существовании Центра распространяют в школах. На базе Центра у нас работает телефон доверия, куда могут позвонить как подростки, так и родители.

Непосредственно о суицидах

— Жизненные кризисы у ребенка. В каком возрасте дети их переживают?

— 0 лет, 1 год, 3 года, 7 лет, 12 лет, 16 лет — это все возрастные кризисы.
В возрасте от нуля до года ребенку важна эмоция, его окружение — мама. С года до трёх начинает ребенок ползать по полу, открывать всякие дверки-ящики, он уходит в мир предметов.

С 3 до 7 лет у ребенка происходят новые изменения — он идет в садик, в общество. Тут начинаются ролевые игры в мамы-папы, магазины. Некая социализация.

С 7 до 12 лет ребенок идет в школу — это самый благоприятный возраст для всего, он начинает учиться и уходит в мир предметов. И вот он подростковый возраст — 10–15 лет, где важно получать ребенку эмоции и тепло.

Ни за что ребенок не подумает с собой что-нибудь сделать, если есть эмоциональная поддержка. Когда пишут, что ребенок боялся сдавать экзамены, скорее всего, он просто боялся родителей.

— Можно ли выделить возраст, когда чаще всего случаются подростковые суициды?

— По статистике — 16 лет. Бывают дети, которые начиная с 11 лет задумывались над тем, зачем живут. Конечно, скорее всего, это демонстративные вещи и фразы, но всегда с чего-то начинается.

— То есть, по вашему мнению, заявления ребенка о намерении совершить самоубийство — это некий способ привлечь к себе внимание?

— Импульсивных суицидов от того, что так сложились обстоятельства, практически не бывает. В основном существует определенная группа риска.

70% детей, которые говорят о суициде, это дети, страдающие некими психопатоподобными состояниями — это достаточно длительное нарушение эмоциональной сферы ребенка.

То есть он либо слишком возбудим, как у нас говорят в быту «без тормозов», либо очень замкнутый в себе. Эти 70% детей как раз находятся в группе риска.

— С какого возраста можно выявить, что ребенок находится в группе риска?

— Суицид, как мне кажется, это уже вершина айсберга. А вот склонность к одиночеству, отсутствие контактов со сверстниками, плохая успеваемость, особенности склада личности и типажа — все это как бы готовит ребенка к нему.

— А что касается групповых суицидов? Получается, что дети, находящиеся в группе риска, объединяются?

— Я думаю, что это все стечение обстоятельств. Подростки же такие эмоциональные, категоричные. Проще говоря, максималисты. Скорее групповые суициды — это больше демонстративная вещь.

— И все же. Что такого должно произойти в жизни ребенка, чтобы он решился на столь отчаянный шаг?

— Безысходность и безнадежность от отсутствия поддержки. За помощью обычно пытаются обратиться дети помладше, лет с 12-ти. Если ее все-таки вовремя получить не вышло, тогда ребенок начинает задумываться о самом плохом.

— Как родителям распознать плохие мысли в голове их ребенка?

— В первую очередь нужно отслеживать признаки депрессивного состояния ребенка. Одна из основных признаков — депрессия, которую кстати никто практически не диагностирует, поскольку с этой проблемой мало кто обращается к врачам.

Например, когда ребенок становится вялым, родители принимают это за лень. Ребенок постоянно лежит, о чем-то думает, перестает мыться, учиться, настроение перепадает от меланхоличного к перевозбуждению. Это все должно насторожить.

Самое главное — быть более внимательным к детям.

— Что делать родителям, заметившим в своем ребенке изменения?

— Какого-то идеального рецепта, наверное, нет. Иначе бы этого не происходило.
Но к переменам нужно быть внимательным. Ребенку надо дать понять, что его принимают любым, вне зависимости от того, что бы он ни совершил. Зачастую мамы и папы вспоминают о детях, когда они уже выросли и не нуждаются в родителях. Но даже самому колючему подростку обязательно нужна мягкая граница.

— А что делать, если доверительные отношения с ребенком уже утрачены? Как вывести его из состояния замкнутости?

— Тогда нужно прибегать к помощи родных. В подростковом возрасте для ребенка становятся главными уже не родители, а значимые взрослые, которые, в принципе, могут быть в любой семье. Это может быть дядя, тётя, сосед или учитель.

Ведь к подростковому возрасту своих детей некоторые родители иногда приходят с таким багажом, что уже не знают, как быть с ребенком. Подросток в дурной компании, нарушена вся привязанность с родителями, которая уже превращена в зависимость. Именно поэтому важно, чтобы ребенок имел возможность обратиться именно к значимому взрослому.

Также сейчас активно распространяют детские телефоны доверия, если ребенку больше не с кем поделиться своими проблемами.

Про интернет

— Татьяна Ивановна, бытует мнение, что ребенка нужно контролировать в интернете. Например, заглядывать на просмотренные ребенком страницы. Стоит ли вообще это делать?

— Я думаю, что если делать это с умом, то нужно. Ведь они не переживут такого предательства, если узнают, что вы за ними следите. Но делать это нужно, потому что дети действительно не могут себя контролировать. Ребенку нужно вовремя подсовывать то, что займет его свободное время.

— Вы сейчас говорите о различных занятиях, секциях и кружках?

— Да, мир занятий настолько разнообразный, что каждый может найти то, что будет ему по душе.

— А как быть с социальными сетями? Стоит ли запрещать детям в них регистрироваться?

— Социальные сети есть и будут вне зависимости от того, нравится нам это или нет. С этим стоит смириться. Я знаю таких детей, которым родители запрещали регистрироваться в сетях. Но они заводили себе в тайне аккаунты под другими именами.

30% ссылок в соцсетях ведут на информацию о способах совершения суицида

— А слышали вы что-нибудь о так называемых «группах смерти» в соцсетях? Что происходит в голове ребенка, когда он решает найти такую группу, что, к слову, не так легко. Они активно блокируются.

— Сначала это простое любопытство, желание выделиться на фоне других сверстников, если тебе больше особенно-то и нечем. Второй фактор — влияние друзей. Да и в этих группах технологии, как в секте.

Очень хорошо построенные фразы, тайны, которыми они покрывают эти сообщества. То есть это достаточно сложная система вовлечения. Другой вопрос, что кто-то туда заглянет и уйдет, а кто-то останется.

— Может ли такая группа оказаться последним шагом ребенка к суициду?

— Если ребенок одинок, у него неконтролируемое время и образ жизни, тогда да, это может подтолкнуть к суициду.

Инструкция по применению от психолога регионального Центра диагностики и консультирования детей и подростков Татьяны Фрейловой

Что делать, если вы заметили изменения в поведении вашего ребенка?

  • Поговорите с ребенком. Необходимо выяснить, в чем причина изменений его в поведении. Есть вероятность, что он расскажет вам об этом сам.
  • Бегите в школу. Возможно, именно там видят то, что не разглядели вы. Бывает, что ребенок продолжает хорошо учиться, но в школе, например, плачет на переменах или огрызается с учителями.
  • Если проблема действительно есть, уговорите ребенка обратиться к специалисту. Каким способом вы завлечете его к психологу, не имеет никакого значения. Будь то подкуп или шантаж. Главное — результат.
  • На походе к психологу все может благополучно завершиться. Порой ребенку просто нужно выговориться.
  • Если ваш ребенок начал строить планы, это первый признак того, что вы победили его депрессивный настрой.

Куда обращаться родителям и подросткам?

За помощью и консультацией квалифицированных специалистов как родители, так и дети могут обратиться в региональный Центр диагностики и консультирования детей и подростков по адресу: г. Калининград, ул. Гостиная,7.

Также ежедневно работает детский телефон доверия, куда можно позвонить анонимно — 8 800 2000 122.

Психологи подчеркивают — неразрешимых проблем не бывает. И если ребенок с суицидальными намерениями позвонил на телефон доверия, это значит, что подсознательно он очень хочет жить, просто справиться в одиночку со своими проблемами он не в силах. Фото — Виталий Невар, «Новый Калининград.Ru»

Источник: https://www.newkaliningrad.ru/kids/publications/vospitanie-i-razvitie/10810529-psikholog-antikrizisnogo-tsentra-detskiy-suitsid-vsegda-s-chego-to-nachinaetsya.html

Психолог Марина Мелия: «Попытка суицида – это, прежде всего, крик о помощи»

Что делать если ребенок угрожает суицидом

Марина Мелия – мама троих детей, профессор психологии, коуч-консультант первых лиц российского бизнеса, автор книг «Бизнес – это психология», «Главный секрет первого года жизни» и «Наши бедные/богатые дети».

В свое время, работая над школьным приложением к «Татлеру», мы всей редакцией зачитывались ее «Детьми» – потому что многие описанные там проблемы до боли знакомы нашим героям и читателям. Теперь Марина – наш колумнист по непростому воспитательному вопросу.

Раз в две недели она будет отвечать на ваши письма – их можно отправлять на адрес web@tatler.ru

«Вокруг много говорят о самоубийствах среди подростков. Особенно пугает то, что погибают дети из вполне благополучных, состоятельных семей.

У наших знакомых произошла трагедия — мама почувствовала от пятнадцатилетней дочери запах алкоголя, отругала ее и запретила неделю выходить из дома по вечерам. А девочка взяла и выбросилась из окна.

Я теперь не знаю, как вести себя со своими детьми, боюсь что-либо от них требовать». Ирина, Москва

Согласно статистике, доля суицидов, которая приходится на обеспеченных подростков, действительно довольно высока и растет с каждым годом.

Безусловно, это серьезный повод для беспокойства и основание для того, чтобы стать более внимательными к своим детям.

Но это вовсе не значит, что ребенок в подростковом возрасте должен быть на особом положении, что мы должны дать ему полную свободу и ничего от него не требовать.

Давайте для начала разберемся, что происходит с детьми в этот период жизни. Подростковый возраст – один из самых острых и длительных жизненных кризисов. Стремительные перемены, происходящие с ребенком, обескураживают родителей, ставят в тупик, а порой просто приводят в отчаяние.

Обычно мягкий, послушный, ласковый он вдруг в одночасье становится абсолютно неуправляемым, необузданным, жестким, нетерпимым. Ребенок превращается в «ходячий конфликт», причем конфликтует «всё со всем» – и на физиологическом уровне, и на психологическом. Его кости, мышцы, сосуды, сердце растут неравномерно, отсюда частые головокружения, слабость, перепады давления.

Эндокринная система спорит с нервной, «гормоны играют», сексуальная энергия бьет через край. Настроение скачет – от слез к эйфории и обратно.

На психологическом уровне главный конфликт происходит между «Я» ребенка и внешним миром. Стремясь доказать, что он уже взрослый, подросток намеренно обостряет противоречия, отстаивает свои права, свою независимость, не терпит, когда вторгаются в его личное пространство.

Одним словом, он самоутверждается «на каждом сантиметре» территории. Даже мельком брошенный взгляд на смс-ку в его телефоне может вызвать бурную затяжную ссору.

Эмоциональный подъем сопровождается внутренней неустойчивостью, нарушением психологического равновесия, и в результате – скандалы и ссоры на ровном месте.

Нам трудно принять этого «нового» ребенка с его претензиями на взрослость, независимость, перепадами настроения, нарочитой грубостью, демонстративной неряшливостью.

И в конце концов мы тоже начинаем «жестить»: «В комнате убрал? На кого ты похож? Чтобы в десять был уже в постели!» При этом нас бросает из крайности в крайность.

Когда подросток угрожает уйти из дома, бросить школу, мы пугаемся, «сдаем назад», молча терпим какое-то время, а когда терпение лопается, обрушиваем на него полный набор воспитательных мер – все запреты скопом. Он отвечает новыми протестами, мы снова пугаемся, стараемся его не трогать и попадаем в замкнутый круг.

В богатых семьях проблема стоит особенно остро. Здесь дети растут как тепличные растения. У состоятельных родителей есть все возможности защитить ребенка от житейских бурь — неприятных ситуаций, грубости, несправедливости или насилия.

Мы целенаправленно создаем для детей максимально комфортную, бесконфликтную среду, причем зачастую — увы! — в атмосфере вседозволенности и полной безнаказанности. Раньше говорили: «Жизнь научит, закалит характер».

Но у благополучных детей практически нет возможностей учиться жизни и закаляться. Мы отслеживаем каждый их шаг, пытаемся все предусмотреть.

В результате дети растут психологически изнеженными, не готовыми к реальной жизни, к разочарования и ударам судьбы и потому крайне болезненно переживают любую неудачу, возводя ее в ранг настоящей трагедии.

Что самое печальное, часто мы не принимаем всерьез проблемы, волнующие наших детей. Сыну объявили бойкот в школе? — «Не переживай, будут у тебя еще друзья». Мальчик, который нравится дочери, ушел к другой девочке? – «Да еще сто раз влюбишься, вся жизнь впереди».

Нам даже в голову не приходит, что «вся эта ерунда» ребенку кажется «концом света». Подростки просто не справляются с обстоятельствами, причиняющими им страдания. И подчас суицид кажется решением всех проблем, спасением от позора, унижения, наказания, отчаяния.

Как помочь своему ребенку?

Для начала не надо хвататься за голову от его выходок. Надо перестать кричать, злиться, затыкать уши и зажмуривать глаза. Нужно, напротив, собраться и стать «обостренно» внимательными, чтобы услышать сигналы, которые ребенок подсознательно нам подает.

Попытка суицида – это, прежде всего, крик о помощи. Дети пытаются нас предупредить, чтобы мы успели их спасти. Кто-то оставит упаковку таблеток на видном месте, кто-то напишет смс-ку настораживающего содержания, позвонит по телефону, сделает запись в соцсетях. Наша задача – успеть уловить и расшифровать сигнал SOS, пока ребенок не сделал последний шаг.

Что должно нас насторожить?

Резкие изменения в поведении: ребенок вдруг перестает есть, спать, не идет на контакт, не следит за собой. Часто говорит о смерти: «Пусть меня запомнят таким», «Все надоело, лучше умереть». Начинает пить, принимать наркотики, смешивать «вещества» и алкоголь. Оказавшись в автомобиле, он постоянно подначивает водителя, уговаривает прибавить скорость.

Риск попасть в аварию его не пугает, скорее, наоборот, заводит. Он обвешивает стены комнаты портретами своего кумира – популярного музыканта, покончившего жизнь самоубийством или погибшего молодым от передозировки. У одного странные порезы на руке, другая проспала весь день, наглотавшись каких-то таблеток, и т. д.

Конечно, не надо превращаться в параноиков, но знаки такого рода нельзя пропускать.

Однако окружить вниманием не значит перестать воспитывать. Это наша родительская обязанность, и здесь без запретов и ограничений не обойтись. Требовать от детей можно и нужно в любом возрасте. Очерчивая границы, мы учим их ориентироваться в жизни, правильно себя вести в тех или иных ситуациях.

Более того, дети нуждаются в запретах. Парадоксально, но иногда они ведут себя вызывающе как раз для того, чтобы нащупать «предел допустимого». Их эпатажные поступки – бессознательный призыв к взрослым: поругайте, скажите, что дальше некуда! Но запреты запретам рознь, важно запрещать и разрешать осознанно.

Здесь, как в медицине, главный принцип – «не навреди».

Жестких ограничений и «железных» правил не должно быть много — всего два-три. Например, «всегда возвращаться домой не позже 11 вечера» и «строго никаких наркотиков и алкоголя». Ребенок должен понимать, что «закон есть закон», его надо выполнять неукоснительно, иначе последует наказание.

А в рамках обозначенных границ надо давать детям свободу. Совершенно не важно, почистил подросток сегодня зубы или нет, в какой цвет покрасил волосы и что на себя надел. Если это не опасно для жизни, значит, допустимо.

Подростки провоцируют нас на то, чтобы мы к ним цеплялись по пустякам.

Не надо поддаваться и дергать их по любому поводу, не надо рыться в их вещах, вламываться в комнату в любое время дня и ночи, критиковать их друзей или предпочтения в музыке!

У каждого человека есть три потребности: любить, быть любимым и ощущать себя частью чего-то большего, чем ты. У подростка эти потребности особенно ярко выражены.

Он как никогда нуждается в нашей любви, хотя говорит противоположное: «Вы меня не любите, я вас ненавижу…» Обвиняя нас в нелюбви, на самом деле он хочет убедиться в том, что его любят независимо от результатов учебы, вызывающего поведения и внешнего вида.

Мы можем не соглашаться с ребенком, осуждать, наказывать его, но он должен знать, что дорог нам просто потому, что он наш ребенок и что первые, к кому он может обратиться в кризисный момент, – это мы, его семья. Мы всегда рядом.

Марина Мелия

Источник: https://www.tatler.ru/speakers/psiholog-marina-meliya-popytka-suicida-eto-prezhde-vsego-krik-o-pomoschi

Первая помощь при выявлении у ребенка склонности к суицидальному поведению

Что делать если ребенок угрожает суицидом

Большинство попыток самоубийств у взрослых являются следствием серьезных психических расстройств — глубокой депрессии, шизофрении, биполярного расстройства, деменции, психопатии и других психических патологий.

У подростков попытки суицида чаще всего бывают спровоцированы желанием привлечь к себе внимание.

Независимо от того, что заставило человека задуматься о суициде, стремление наложить на себя руки происходит не сразу: им всегда предшествует определенный период времени, в который поведение человека из обычного становится суицидальным.

Суицидальное поведение отличается следующими признаками:

  • Несвойственная ранее усталость, вялость, безразличие или внезапное спокойствие.
  • Хронические нарушения сна, бессонница, потеря аппетита, психологические проблемы.
  • Тревожность, агрессия, страх, нарушение психологического равновесия.
  • Пренебрежительное отношение к своему внешнему виду.
  • Разговоры о суицидах и о смерти, повышенный интерес к случаям суицида, посещение сайтов с описаниями самоубийств.
  • Употребление алкоголя или наркотиков.
  • Приобретение средств, которыми можно совершить суицид (огнестрельного оружия, медикаментов и т.п.).
  • Предыдущие или недавние попытки совершения суицида.
  • Случаи суицида в семье или в близком окружении.
  • Наследственная предрасположенность к депрессии или психическим расстройствам.

Психологическая помощь при суицидальном поведении

Своевременная психологическая помощь при суицидальном поведении поможет не только предотвратить суицид и сохранить жизнь пациенту, но и выяснить причины, вызвавшие такое поведение.

Если вы заметили в поведении кого-то из ваших близких психологический дисбаланс, описанные выше признаки или другие психологические отклонения, не теряйте времени и срочно обращайтесь за психологической помощью к психотерапевту.

Чем раньше вы обратитесь за консультацией, тем легче и быстрее можно будет скорректировать поведение пациента и вернуть его к нормальной жизни.

Психологическая помощь специалиста в данной ситуации заключается в ранней диагностике психосоматических заболеваний, нервно-психических расстройств и психических отклонений, обуславливающих суицидальные мысли и поступки, выяснение причин, которые могут привести к суициду, коррекция выявленных расстройств и связанных с ними психологических проблем с поведением.

Суицидальный риск бывает особенно высоким в тех случаях, если в прошлом пациент уже проходил лечение от психического заболевания, если у него раньше уже были намерения суицида или в прошлом он когда-либо отказался от лечения психиатрического заболевания или прервал его. Риск возрастает также при рецидивах психического заболевания и критических перемен в жизни такого пациента.

Суицидальное поведение подростков

Особенно важна своевременная психологическая помощь при суицидальном поведении подростков.

Нельзя забывать, что в подростковом возрасте психологические мотивы, толкающие подростка к самоубийству, могут быть совершенно незначительными с точки зрения взрослых и абсолютно неадекватными относительно размера проблемы.

Такие «трагедии» как двойка и угроза наказания за нее, жестокая шутка или издевательство сверстников, запрет родителей на дружбу с каким-то определенным человеком или на пользование интернетом могут резко изменить поведение подростка и привести его к импульсному решению совершить суицид.

Оценить тревожные психологические отклонения в детском и подростковом возрасте без помощи психологом или психотерапевтов довольно сложно: дети часто смешивают игру и реальную жизнь, и суицидальные намерения могут остаться незамеченными.

Нужно помнить, что в группу риска входят подростки из неблагополучных семей, дети с эмоциональной неустойчивостью и повышенной внушаемостью, склонные к импульсивным и необдуманным поступкам, а также подростки, употребляющие алкоголь, наркотики и другие токсические вещества.

Склонность родителей к депрессиям, психозам и другим психическим расстройствам также повышает вероятность суицида у подростка. Плохие отношения с родителями также увеличивают вероятность появления суицидальных настроений. Есть и еще один важный фактор, провоцирующий у подростков психологическую неуравновешенность и опасные психологические изменения — это интернет-зависимость.

Если подросток практически перестал общаться с «реальными» друзьями и целыми днями сидит в интернете, это очень тревожный сигнал. Интернет-зависимость сродни наркотической зависимости и также может довести подростка до непоправимой трагедии.

Есть один очень важный момент: зачастую подростки воспринимают смерь нереально — не как конец жизни, а просто как переход в другое состояние, как сон, после которого можно проснуться и снова вернуться к жизни.

Есть и еще один важный фактор, с которым необходимо считаться: суицидальное поведение у подростков заразительно.

Если кто-то из молодежных кумиров, друзей или знакомых совершает суицид, это часто провоцирует всплеск суицидальных настроений у целой группы молодежи, и в результате может произойти целый ряд трагедий, обусловленных групповым поведением.

Если подросток начинает проявлять агрессию, замыкается в себе, теряет аппетит или перестает следить за своей внешностью, если он слишком долго сидит в интернете — это признак того, что пора обратиться к помощи психолога.

Опасными признаками являются также нелюдимость подростка, отсутствие у него друзей, правонарушения, участие в неформальных группировках, неосознанные стремления причинить себе боль (грызет ногти и пальцы, выдергивает волосы, часто появляются порезы, царапины и ушибы), а также склонность к безрассудному риску — например, чрезмерное увлечение экстремальными видами развлечений.

Осложнить ситуацию может сложная обстановка в семье (развод родителей, появление отчима или мачехи, конфликты между родителями или близкими родственниками и т.п.).

Признаки того, что у подростка начинает формироваться суицидальные наклонности, могут быть следующими:

  • Пассивность и безразличие к происходящему.
  • Низкая самооценка, неудовлетворенность собой, своим положением среди сверстников и своим внешним видом.
  • Неумение найти себе интересное занятие или увлечение.
  • Психологические или эмоциональные нарушения: неуравновешенность, агрессивность, импульсивные поступки, психологический дисбаланс
  • Психические нарушения: депрессии, навязчивые идеи, фобии и т.п.
  • Мрачные настроения, трагические мысли, разговоры о смерти, повышенный интерес к смертям и трагедиям в кино, литературе и новостях.
  • Негативная оценка настоящего и пессимистические настроения относительно будущего
  • Социальное отторжение (отсутствие друзей в школе, плохие отношения с родителями, издевательства сверстников и т.п.).
  • Трудности с концентрацией внимания, рассеянность, забывчивость.
  • Прием наркотиков, «спайсов», каких-либо токсических веществ или алкоголя.

Необходимо помнить, что истинную глубину проблемы может оценить только специалист, поэтому при появлении тревожных признаков у подростка не следует терять время и нужно срочно обратиться к помощи психолога. Психолог определит степень риска суицида у подростка, сориентирует его на поиски выхода из создавшейся сложной ситуации или поможет изменить отношение к тем проблемам, которые решить невозможно.

Если случилась очень острая ситуация, единственным выходом из которой подросток считает уход их жизни, то в этом случае необходима экстренная консультация психотерапевтов или психиатров, которая может потребовать психотерапевтического или медикаментозного лечения. Своевременное оказание медицинской помощи поможет не только предотвратить трагедию, но и вернуть пациента к нормальной полноценной жизни.

Попытка суицида: психологическая помощь пациенту

Профессиональная помощь суициденту — пациенту, совершившему попытку суицида — должна оказываться в экстренном порядке и включать несколько этапов. Наиболее эффективным методом выведения пациента из критического состояния являются индивидуальные беседы с психотерапевтом, который всесторонне займется психологическими проблемами пациента.

На первом этапе психологической помощи целью психотерапевта является установление эмоционального контакта с пациентом и предоставление ему возможности выговориться.

Как правило, после неудачного покушения на самоубийство пациент охотно изливает свои чувства в длительном монологе, после чего его состояние становится более спокойным, и психотерапевт может перейти к следующему этапу помощи — выяснению причин, которые послужили пациенту поводом для глубокого психологического кризиса.

На этом этапе задача психотерапевта состоит в том, чтобы увести пациента от суицидальных мыслей, избавить его от ощущения безысходности, поднять его самооценку и убедить его в том, что все его психологические проблемы и тяжелое эмоциональное состояние — явление временное, и все трудности, с которыми он столкнулся, преодолимы, а его уход из жизни не решит проблем, но станет тяжелым ударом для родных и друзей. После того как психотерапевт убедит пациента в том, что все его психологические проблемы преодолимы, начинается следующий этап помощи — выработка мер для преодоления кризисной ситуации.

На этом этапе психотерапевт помогает пациенту уделить особое внимание психологическим проблемам, поверить в свои силы и составить план преодоления проблемной ситуации.

Конструктивный пошаговый план дальнейших действий, которые можно предпринять вместо самоубийства, поможет суициденту эффективнее преодолеть возникшие психологические проблемы и быстрее найти выход из неразрешимой, по его мнению, ситуации.

Когда при помощи психотерапевта состояние пациента изменится с пассивного бездействия на попытку самостоятельного решения проблемы, психотерапевт будет всячески поддерживать.

Источник: https://infourok.ru/user/lebedeva-ekaterina-aleksanrovna/blog/pervaya-pomosch-pri-viyavlenii-u-rebenka-sklonnosti-k-suicidalnomu-povedeniyu-33185.html

Подросток говорит о самоубийстве – шантаж или реальная угроза?

Что делать если ребенок угрожает суицидом

О причинах подростковых самоубийств и о том, когда родителям нужно бить тревогу рассказывает Борис Положий, заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор медицинских наук, профессор, руководитель отдела экологических и социальных проблем психического здоровья Федерального медицинского исследовательского центра психиатрии и наркологии.

Профессор Борис Положий

В настоящее время суицидальная ситуация в России продолжает оставаться неблагополучной. Прежде всего, это касается самоубийств среди детей и подростков. По их частоте (в расчете на 100 тысяч лиц  детского и подросткового возраста) наша страна занимает одно из первых мест в мире.

Такая ситуация наблюдается с конца прошлого века, что было отражением тех сложностей, которые переживала страна в этот период. При этом если в общей популяции частота суицидов в последние годы постепенно снижается, то среди детей и подростков это снижение крайне незначительно.

Почему это происходит? Здесь можно выделить целый ряд факторов.

Детство — до пяти – шести лет

Начну с родительской семьи. Именно в ней у ребенка закладываются все основы его физического и психического здоровья, психологической состоятельности. Своего рода, хребет всех его будущих качеств.

Этот процесс заканчивается примерно к пяти-шести годам. Дальше уже идет шлифовка конкретных черт личности. Поэтому такой небольшой отрезок жизни человека имеет колоссальное значение для всего его будущего.

К сожалению, значительная часть семей не задумывается о проблемах воспитания психологических качеств ребенка в этом возрасте.

В чем он больше всего нуждается? Не в витаминах и даже не в материнском молоке, а буквально с первых моментов своего появления на свет он нуждается в главном, что дала нам природа —  в любви.

Ей должна быть проникнута каждая минута общения родителей со своим ребенком. Они должны стать для него самыми первыми и самыми главными советчиками, друзьями, помощниками, опорой.

По данным наших исследований, в родительских семьях доминируют три варианта воспитания, которые можно назвать патологическими. Один вариант — это безразличие, когда родители обращают внимание только на то,  чтобы ребёнок был накормлен, одет, у него были игрушки. Но с ним не  общаются, не оговаривают какие-то проблемы, доступные ему возрасту, живут только своей жизнью.

Другой вариант — авторитарный: жестокость, порой — насилие, наказания, вплоть до телесных. Как бы ни казалось со стороны, доминировавшая в советское время авторитарная система родительского воспитания никуда не ушла. Это и сейчас наиболее распространенный стиль воспитания.

Родители часто ориентируются лишь на то, как их воспитывали: «Меня так воспитывали, и я человеком  вырос».

 Современные родители всячески могут развивать ребёнка, но оставляют вне своего внимания главное – стремление, чтобы ребёнок вырос гармоничной личностью, которая понимает себя и умеет быть внимательной к другим, любит себя, своих близких и весь окружающий мир.

Кроме того, сейчас встречается такой феномен, который я называю «сирота при живых родителях», когда преуспевающие папа с мамой считают, что они заботятся о ребенке, перекладывая его воспитание на  няню, гувернантку.

В итоге ребенок растет в условиях  дефицита родительской любви, которую не заменит ни одна, даже самая хорошая няня. Более того, ребёнок подсознательно воспринимает это  как предательство, как то, что его бросили.

Это ведет к формированию слабой, ущербной, не способной противостоять жизненным трудностям личности, потенциально готовой к суициду.

Третий вариант воспитания —  «Кумир семьи».  В этом случае на ребенка буквально молятся, оберегают от любых трудностей, решают за него все проблемы.

В результате формируется человек, уверенный в своей исключительности, не умеющий постоять за себя, найти выход из сложной ситуации.

Поэтому, когда он вырастает и попадает в нормальную жизнь с её сложностями, то первые же неудачи кажутся ему безвыходными и могут привести к самоубийству.

Суицид в детском и подростковом возрасте — это мольба о помощи, которую никто не услышал. Не случайно более половины  всех суицидов среди детей и подростков возникает на почве внутрисемейных конфликтов, внутрисемейного непонимания.

Наследственность и психическое здоровье

У большинства родителей  отсутствуют необходимые психологические и медицинские знания. Например, о том, что существует генетическая предрасположенность к суицидальному поведению.

И если в роду у кого-то были суициды или попытки суицида, нужно проявлять настороженность.

Это ни в коем случае не значит, что ребенок обречен повторить поступок родственника, однако родители должны проконсультироваться со специалистом, который объяснит, на что следует обращать внимание, чего надо избегать.

По последним данным, чаще всего суициды совершают как дети, так и взрослые, у которых есть те или иные нарушения  психического здоровья. Зачастую родители вообще не видят их проявлений, не беспокоятся.

Бывает и более парадоксально, когда родители понимают, что ребенок явно ведет себя как-то неадекватно, но с негодованием отвергают  саму возможность обратиться к детскому или подростковому психиатру. Это обусловлено наличием своеобразного психологического барьера перед обращением к психиатру.

К сожалению, у многих людей еще встречается невежественное отношение к психиатрии, непонимание того, что своевременная психиатрическая помощь позволит излечить ребенка, в том числе, и предупредить развитие у него суицидального поведения.

Суицидальный риск и психоактивные вещества

Риск суицида у подростков, которые употребляют психоактивные вещества (алкоголь, наркотики, токсические средства), резко возрастает.

 Все эти вещества вызывают не только  состояние эйфории и удовольствия, но и резко снижают критику к своему поведению.

В результате даже незначительный конфликт может вызвать у подростка, находящегося в алкогольном или наркотическом опьянении, совершенно неадекватную реакцию, ведущую к  импульсивным, без всякого обдумывания, действиям. В том числе, и к самоубийству.

Если уже сформировалась алкогольная или наркотическая зависимость, то состояние, когда требуется очередная доза наркотика, очень тяжелое. Развивается депрессия, которая тоже может привести к суицидальным действиям.

Агрессивность в обществе и СМИ

Второй важный момент в формировании суицидальности детей и подростков — это высокий потенциал агрессии в нашем сегодняшнем обществе.

К сожалению, в нем доминируют не такие общечеловеческие христианские ценности, как любовь, добро, гуманизм, толерантность, а агрессия.

Она активно провоцируется средствами массовой информации и, в первую очередь, телевидением. Судя по всему, оно войдет в историю как «телевидение насилия и криминала».

Круглосуточно с экранов звучит стрельба, льются потоки крови, возводятся в культ сила, мощь, умение подавить, а то и уничтожить противника. Убийство становится повседневностью, привычным делом, а ведь суицид – это тоже убийство, только самого себя.

При этом никто не задумывается, что демонстрация насилия – это само по себе насилие над зрителем, а агрессия разрушает личность.

И если  взрослые могут «выключаться», они — устоявшиеся люди со своими представлениями,  что дети и подростки впитывают все это, и у них в сознании формируется представление об агрессии как нормальном стиле поведения.

Кроме того, средства массовой информации могут непосредственно индуцировать совершение суицидов  детьми и подростками. Дело в том, что СМИ представляют информацию о самоубийствах абсолютно недопустимыми методами. Мы не призываем скрывать соответствующую информацию —  это неправильно, да, у нас и свобода печати.  Но подавать информацию нужно грамотно.

Журналисты часто стремятся придать сообщениям о случившихся самоубийствах характер сенсации, размещают материал на первой странице, дают ему «кричащий» заголовок.

При этом смакуются подробности ухода из жизни, в том числе, сверстников подростков или их кумиров; описываются формы и способы самоубийства, публикуются  непроверенные версии его причин, зачастую суициду придается оттенок романтичности.

У подростков в силу возрастных особенностей их психики существует мощный эффект подражания. Неграмотно поданная информация о самоубийствах провоцирует их на совершение суицидов, зачастую даже групповых.

Недаром время от времени появляются сообщения о том, что, например, две или три девочки вместе покончили с собой. И тут же следом – новая информация, что подобное случилось и в других местах.

Вот это и есть индуцирование суицидального поведения.

Источник: https://www.pravmir.ru/podrostok-govorit-o-samoubiystve-shantazh-ili-realnaya-ugroza/

Детский суицид: как отличить настоящую опасность от шантажа? | Милосердие.ru

Что делать если ребенок угрожает суицидом

Фото с сайта cbc.ca

— Подростки часто ведут себя вызывающе. Как понять, действительно ли ребенок в опасности, или он таким образом пытается манипулировать родителями?

— Начнем с того, что суицидов бывает несколько видов. Наиболее распространенный – демонстративно-шантажный суицид. Его цель – привлечь к себе внимание, быстро получить желаемое, наказать обидчиков, в общем, все, что угодно, но только не уйти из жизни.

Логика проста: «Ах так, вы у меня телефон забрали, в компьютер играть не разрешаете, уроки делать заставляете, гулять не отпускаете — сейчас я вам покажу!» Это могут быть не только словесные угрозы. Например, ребенок может открыть окно и даже наступить на подоконник, свеситься с балкона, поцарапать себе вены, размахивать ножом.

Несмотря на то, что такой тип поведения носит явно манипулятивный, шантажный характер, важно помнить, что опасность для жизни при этом все равно существует: ведь можно просто поскользнуться или неверно все рассчитать.

Я помню случай, когда девушка решила «проучить» своего парня и инсценировать повешение.

Она рассчитала время до секунды до того момента, когда молодой человек выйдет на лестницу из столовой (они вместе находились в одном учреждении) и увидит ее отчаянный жест.

По плану, в этот момент девушка должна была прыгнуть в петлю, после чего он, естественно, должен был ее спасти. Но именно в тот день обед чуть-чуть задержали, и история закончилась трагически.

К такому типу поведения склонны яркие личности: они самоуверенны, упрямы, любят добиваться желаемого, умеют и хотят быть в центре внимания и болезненно переживают отсутствие внимания к себе.

Второй тип: истинные суициды, самые опасные. Они, как правило, планируются заранее, цель здесь – уйти из жизни, при этом обычно тщательно обдумывается и способ, и обстоятельства, и сроки. Такие решения чаще всего вызваны невыносимыми для человека душевными переживаниями или жизненными обстоятельствами, к которым человек никак не может приспособиться.

При этом подросток может дать себе определенное время, например, неделю, месяц или полгода, за которые он должен изменить сложившуюся ситуацию, изменить отношение к ней, справиться со своими переживаниями, что-то доказать себе или другим, найти смысл.

А если это не удается в указанные сроки, то в его восприятии жизнь обесценивается и лишается смысла. Подобные самоубийства нередко совершаются тайно, чтобы никто не смог оказать помощь.

В группе риска здесь подростки с высоким уровнем тревоги, болезненно переживающие любые неудачи, неуверенные в себе.

Третий тип – суициды, которые совершаются внезапно на высоте эмоциональных переживаний. Случилось что-то страшное, и человек, находясь на пике эмоций, не смог с этим справиться.

Такие суициды не планируются заранее, обычно это происходит за несколько секунд или минут. Человек даже не успевает объективно оценить, что произошло.

Вспоминаю случай, когда матери новорожденного ребенка показалось, что он умер во сне, и она схватила ребенка и вместе с ним на руках выбросилась из окна. Ребенок был жив и, к счастью, выжил. Мать погибла. На такой вид суицида повлиять сложно, но, если рядом находятся люди, то  удержать находящегося в аффекте от такого шага можно и нужно.

Когда начинать тревожиться?

– По каким конкретным признакам можно заметить суицидальные настроения ребенка?

— Это могут быть изменения в настроении, в поведении, в высказываниях подростка.

Первый такой признак — перепады настроения. Подросток становится вспыльчивым по пустякам или наоборот, теряет интерес к прежним радостям жизни, становится замкнутым, безразличным, пассивным, отгороженным.

Могут быть тревожные состояния, беспричинные, на первый взгляд, слезы, либо агрессия, могут появляться нарушения сна  — сложности при засыпании, поверхностный сон, отсутствие чувства отдыха после сна, сонливость и слабость в течение дня. Внимание становиться более рассеянным, это может отразиться на учебе. Подросток может отгораживаться от друзей, предпочитая компьютер личному общению.

Второй тревожный признак – определенные высказывания, прямые или косвенные. Подросток может прямо заявить о том, что жизнь скучна, люди предсказуемы, доверять им нельзя, смысла в жизни нет, также может рассуждать о смерти, писать депрессивно окрашенные стихи или рисовать такие же рисунки.

Третий признак – наличие форумов или групп в социальных сетях, обсуждающих самоубийства. Подростки, находясь в крайне подавленном состоянии, сами ищут такие группы и, к сожалению, находят, несмотря на активную борьбу правоохранителей.

На таких форумах суицид, к сожалению, может представляться, например, как проявление силы, что, конечно, далеко не соответствует истине.

Но люди, находящиеся в депрессии, начинают для себя рассматривать это вариант как реальный способ «решения проблемы».

Четвертый признак – снижение у подростка интереса к своему внешнему виду, негативные высказывания в собственный адрес. Человек, который задумал уйти из жизни, может перестать следить за собой. Забывает вовремя поесть, или ест без аппетита любимые ранее блюда. Может пренебрегать правилами гигиены, ранее неукоснительно соблюдавшимися.

Очень тревожный сигнал – если подросток начинает раздаривать любимые личные вещи: одежду, игрушки, украшения. Это – сигнал SOS, невысказанная просьба о помощи, крик о том, что в душе очень серьезная травма.

Дети, раньше не обремененные тягой к приключениям, могут уходить из дома. Меняется круг общения, подростки больше не общаются со старыми друзьями, могут поменять круг общения, часто отдавая предпочтение виртуальному общению, или вообще ни с кем не общаться.

Очень часто перед совершением истинного суицида, который подросток продумал до мелочей, отмечается приподнятое настроение, даже эйфория. Со стороны родителей это нередко ошибочно воспринимается как знак, что проблема наконец-то решена, и они теряют бдительность. Тогда может произойти непоправимое.

Если опасность подтвердилась – обращайтесь за помощь!

— Что делать родителям, если они заметили тревожные признаки?

— Человек, находящийся в тяжелом душевном состоянии, часто не может помочь себе сам.

Подавляющее большинство людей, и взрослых, и подростков, которые задумали истинный суицид, очень ждут, чтобы им помогли выйти из тяжелого душевного состояния, помогли решить проблему, с которой они не справляются.

Поэтому, если вы заметили эту скрытую сторону жизни своего ребенка, постарайтесь доверительно с ним поговорить, попробуйте мягко расспросить, о чем он переживает.

— А если ребенок молчит?

— Если подросток в таком состоянии не хочет говорить с семьей, нужно обязательно обратиться к специалистам.

Это может сделать ребенок независимо от родителей — любые сведения о проблеме, сообщенные ребенком специалисту, конфиденциальны и не сообщаются родителям, если подросток того не желает. Это прописано в законе.

Человек может доверить профессионалу свою душевную боль, и специалист подскажет массу вариантов выхода из ситуации.

Влада Титова, врач — психотерапевт, кандидат медицинских наук. .com

Если родитель понимает, что не справляется, и сам ребенок не желает обращаться к специалисту, или вообще все скрывает от семьи, тем более что поводом может как раз стать конфликт с семьей, — медлить нельзя.

Как только выявлена тема смерти в разговорах ребенка: в творчестве, в сети, и если стало понятно, что это не связано с шантажом ради получения собственной выгоды, родителям самим необходимо срочно воспользоваться специализированными телефонами доверия.

Это скорая помощь для родителей в подобной ситуации.

Родитель должен позвонить и узнать у специалиста, как конкретно ему действовать дальше. В таких ситуациях лучше обойтись без самодеятельности.

Источник: https://www.miloserdie.ru/article/detskij-suitsid-kak-otlichit-nastoyashhuyu-opasnost-ot-shantazha/

Все о медицине
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: