Что делать если ребенок тупит

Содержание
  1. Домашка длиною в бесконечность или Как научить ребенка быстро и самостоятельно делать уроки
  2. И что же делать? Как развить самостоятельность в выполнении домашней работы?
  3. А вот теперь – самостоятельность!
  4. Психолог: Поторапливая копуш, родители тормозят их развитие
  5. “Ты назло?”
  6. Ребенок, а не дневник
  7. Мы вместе!
  8. Медлительный ребенок: советы родителям
  9. Причины детской медлительности
  10. Медлительность, как физиологическая проблема
  11. Что делать
  12. Советы для родителей деток с неврологическими проблемами
  13. Почему ребёнок молчит на уроках и что делать?
  14. Почему ребенок боится отвечать в школе
  15. Психологические причины
  16. Что делать, чтобы ребенок не молчал на уроках
  17. Ликвидация пробелов в обучении
  18. Проблема в конкретном учителе
  19. Советы требовательным родителям
  20. Повышаем статус ребенка в классе
  21. Что делать, если причину установить не удается
  22. Почему ребенок “тупит” и “тормозит”?
  23. Каждый ребенок иногда “притормаживает”
  24. Витязь на распутье или метафора “торможения”
  25. Когнитивные страдания школьника
  26. В чем проблема “торможения”?
  27. Смысл хорошего обучения
  28. Торможение грамматики
  29. “Торможение” на примере математики
  30. Как вывести ребенка из ступора?

Домашка длиною в бесконечность или Как научить ребенка быстро и самостоятельно делать уроки

Что делать если ребенок тупит

– Он у меня домашку по 5 часов делает – и всё равно куча ошибок!

– А ты всё это время рядом сидишь?

– Нет, зачем?! Я сажаю за уроки и иногда контролирую. Он же уже школьник! Самостоятельный должен быть! Как иначе самостоятельность вырабатывать?

Такие диалоги всегда слышны возле школы: мамы детишек из начальной школы обсуждают, как правильно развивать самостоятельность.

Удивительно, но многие родители почему-то думают, что с поступлением в 1 класс у ребенка моментально сама собой появляется самостоятельность, дисциплина, ответственность и усидчивость.

А на случай, если само не появилось – всё это можно развить, бросив ребенка один на один с его учебой.

“Раз двойку получит, второй – на третий будет знать, как уроки медленно / плохо учить (не собирать портфель /забывать сменку / подставьте сами, что ближе)!”, – говорят такие мамы.

А знаете, на что это похоже?

Помните, как спартанцы отбирали “подходящих” детей? Бросали новорожденных на морозе и на утро подбирали выживших.

Постепенно мир становился менее диким… В 20 веке уже никто не морозил грудничков, чтобы проверить на выносливость. А вот плавать учили похожим методом: бросали в воду и ждали – выплывает или нет. Если не выплывет – так и быть, спасали.

Вряд ли адекватному родителю придет в голову применить такой метод обучения плаванию сейчас: запасных детей ни у кого нет, ценность каждого ребенка сейчас гораздо выше, чем была 50 лет назад.

А вот усидчивость, самостоятельность и дисциплинированность в обучении мы упорно продолжаем тренировать методом “забрасывания” ребенка в школьные реалии: выживет – не выживет.

Происходит ровно так же, как с выбрасыванием из лодки поплавать: кто-то научится – да, а кто-то наглотается воды и больше никогда в жизни к реке не подойдёт.

Это я как раз про тех, кто домашку по 5 часов делает, тупя в потолок или отвлекаясь на всё подряд.

Просто тетрадка…

Правильно – у тех, кто делает домашку часами, не развит навык самостоятельной работы. Они бесконечно отвлекаются, переключаются на что-то другое – от игрушек до собственных мыслей, не могут сфокусироваться на задании. В итоге домашняя работа превращается в бесконечность длиной в целый вечер: ни погулять, ни поиграть, ни поучиться толком не получается.

И что же делать? Как развить самостоятельность в выполнении домашней работы?

К счастью, даже в средней школе ребенка делать домашку за ограниченное количество времени (смотря сколько задают, конечно – но ровно столько, сколько нужно на сконцентрированную работу).

Только давайте сразу договоримся, что угрожать “не погуляешь, не поиграешь”, убеждать “сделал дело – гуляй смело” и взывать к чувству ответственности бесполезно. Детям, у которых не натренирован навык самостоятельного сконцентрированного обучения, все это не поможет.

А что же можно сделать? Можно – заняться тренировкой этого навыка.

0. Убираем с рабочего стола ребенка все лишнее, что не нужно для занятий:

  • игрушки,
  • ненужные книжки,
  • слишком красивую канцелярку, вроде ручек с единорогами,
  • еду (грызки),
  • любые другие вещи, которые ребенок может захотеть крутить в руках во время домашки.

Исключаем классические поводы отвлечься – “попить” и “пописать”: ставим стакан воды и отправляем в туалет.

  1. Выделяем час времени на одного ребёнка: в идеале – в одно и то же время каждый день.

Если детей двое и больше – с каждым нужно заниматься отдельно! Это важно: один час = один ребенок!

Перед началом занятий заведите будильник (таймер) ровно на час. Сообщите ребенку, что он будет учиться ровно час.

2. Садимся рядом с ребенком и «запускаем» его в работу:

Открой дневник. Какой первый предмет ты будешь делать? Почему именно его?

Хорошая идея – учить уроки либо по порядку, как записаны в дневнике, либо, начиная с самого сложного: потому что в начале учебы концентрации внимания выше.

И всегда – сначала письменное, потом устное: опять-таки потому, что письменная работа требует более высокой концентрации внимания.

3. задача родителя: не дать ребенку «спать» – отвлекаться в течение часа.

Если увидели, что ребенок завис, спросите; «Ты спишь или думаешь?»

Если ответил, что думает – попросите думать вслух: иногда детям (да и взрослым порой) кажется, что они думают о своей задаче, а на самом деле мозг уже давно отключился.

Так или иначе, отвлекаться ребенок будет: на посторонние звуки, на собственные мысли… Задача родителя – помочь ему как можно быстрее вернуться к работе. Иногда для этого достаточно просто постучать ручкой по тетради :-)

Чтобы родитель смог выполнять все эти функции, важно сидеть с ребенком этот час, не отвлекаясь.

Вы же сможете час утерпеть без воды, туалета и уборки на кухне?

4. Отпускаем ребенка отдыхать ровно через час – или по готовности домашней работы.

В начальной школе в таком режиме вам почти наверняка будет хватать одного часа.

В средней школе, скорее всего, потребуется 2 – 3 часа. Но отдыхать мы идем всё равно ровно через час. Прозвенел будильник – всё, отдых. Где остановился – там остановился. Если ребенку оооочень хочется – пусть допишет ответ или до ближайшей точки, но так, чтобы буквально пара дополнительных минут.

Отдых должен длиться не менее получаса, а лучше (и, если время позволяет) – 1-2 часа.

В это время не должно быть вообще никакой учебы: ни “попиши пока на черновике”, ни чтения, ничего. Дайте ребенку возможность самостоятельно выбрать дело, которое ему нравится. В идеале – бегать, прыгать, орать и хулиганить. Если мама или папа присоединится – вообще прекрасно.

Когда наотдыхались – снова занимаемся ровно час в таком же режиме.

Даже в старших классах на выполнение домашней работы в таком интенсивном режиме режиме 3 часов хватит точно.

Сейчас кто-то подумал про творческие задания или задания на чтение большого текста, которые могут требовать огромное количество времени. Отвечу сразу: такие задания никогда не задают “на завтра”. На их выполнение даётся несколько дней.Отслеживайте такие задания в дневнике и приучайте ребенка: разделить поровну на дни, оставшиеся до “дня Х” и выполнять по частям.

“Ну и где тут самостоятельность?” – спросите вы. “Вместо самостоятельности, наоборот, бесконечное сидение над ребенком”

А это мы тренировали у ребенка навык концентрации. Без него самостоятельности не бывает.

А вот теперь – самостоятельность!

В какой-то момент вы поймете, что ребенок стал отвлекаться намного меньше.

Это произойдет не через неделю. На это может потребоваться несколько недель или даже несколько месяцев. Но рано или поздно произойдет обязательно.

Начните потихоньку оставлять ребенка один на один с уроками: на пару минут (попить водички), на 5 минут, на 10… Смотрите на то, как будет себя вести ребенок: получается ли у него сохранять концентрацию на короткое время без вашего присутствия.

Хорошая идея для переходного периода: мама готовит ужин, ребенок за ее спиной учит уроки. С одной стороны обеспечивается мамино присутствие, с другой – мама присутствует только в качестве “декорации”.

Увеличивайте время, которое ребенок учит уроки самостоятельно, очень постепенно: на одной неделе 5 минут, на следующей неделе 10 минут – и так далее.

В какой-то момент вы сможете оставить ребенка заниматься полностью одного – и он сможет отлично и сконцентрировано поучиться.

Только помните, что даже отличный навык самостоятельной и эффективной работы над домашкой не отменяет контроль выполнения! Не забывайте после выполнения работы заглянуть к ребенку в тетрадь и проверить, что и как там написано :-)

_________________________________

Да, самостоятельность вырабатывается не быстро. Но – по хорошему – этим и заниматься стоит до школы, начиная с 5 лет. Как раз к 1 классу успеваешь.

У школьников дело идет побыстрее. Скорее всего, вы справитесь за год или даже меньше. Но сделайте это обязательно. Это то большое и сложное время, которое стоит потратить – оно окупится успешностью ребенка!

Источник: https://zen.yandex.com/media/kumon/domashka-dlinoiu-v-beskonechnost-ili-kak-nauchit-rebenka-bystro-i-samostoiatelno-delat-uroki-5f59dc6fefb9584a820c9f31

Психолог: Поторапливая копуш, родители тормозят их развитие

Что делать если ребенок тупит

Медлительные дети долго запрягают, но, если им помочь, быстро едут.

Все малыши группы давно одеты и уже минут пять топчутся у шкафчиков – как всегда, выход на прогулку задерживают Света и Ваня, только-только закончившие надевать теплые колготки.

Воспитательница нервничает, помогает то одному, то другой. Ее можно понять: одетые дети уже толкаются, кто-то хнычет, что ему жарко…

Настроение у всех испорчено, но больше всего у самих копуш – их и торопили, и дразнили, но дело лучше не пошло.

“Ты назло?”

Ох уж эти копуши! Утром их не заставишь одеться, а вечером поскорее убрать игрушки и лечь спать. К завтраку из раза в раз устанешь звать, а ужин тянется так, что сам засыпаешь. И чего только не делаешь, чтобы приучить ребенка быстро собраться на прогулку: и раскладываешь одежду, и обещаешь шоколадку, и просишь поспешить…

“Ты что, назло мне так копаешься?” – это крик в пустоту, излишне накаляющий атмосферу.

Ведь даже даже самый активный ребенок до 4-5 лет не понимает, что такое “быстро-медленно”: он только научился действовать самостоятельно и все делает, как умеет. А если речь идет о более старшем малыше – это уже темперамент.

И чем больше нервничаете вы, тем больше начинает суетиться он, не попадая руками в рукава, пуговицами в петли, и все получается еще медленнее.

Из раза в раз повторяется одно и то же, и вот мы уже готовы записать своего ребенка в не очень способные – как, мол, он не понимает, что если мы не поспешим, то опоздаем в школу, другие же успевают, – а не понимаем при этом сами, что дело не в способностях, а в том, что навязываем ребенку непосильный для его нервной системы темп!

Одна мама считала своего сына Сережу неразвитым: дома он с задержкой реагировал на ее указания, в школе не успевал за урок сделать то, что успевали большинство ребят, неаккуратно писал, сбивался у доски, даже если знал урок…

Мальчик при этом пребывал в полной уверенности, что все делает неправильно, на подбадривание в духе “не спеши”, “все хорошо” реагировал как на подгонку, привыкнув к тому, что всегда отстает и его подгоняют.

Результаты тестирования между тем демонстрировали, что Сережины интеллект, запас знаний и навыков соответствуют возрасту, а вот темп деятельности (его индивидуальный темп!) более чем в два раза ниже, чем у сверстников.

Ребенок, а не дневник

В первые годы жизни медлительный ребенок практически не вызывает своим поведением у взрослых особой тревоги. Наоборот, он очень “удобен”: много спит, не капризничает, не носится как угорелый, играет по большей части сидя. Проблемы со сборами на прогулку и неспешная еда представляются неудобствами местного значения.

Отдавая медлительного ребенка в школу, родители зачастую не подозревают, что отныне требования к нему резко изменятся. Но вот пошли первые четверти и “сережа” начал отставать от сверстников!

Тут самое время понять (лучше поздно, чем никогда), что темп деятельности вашего ребенка всегда будет ниже, чем у детей активных и подвижных, он на всю жизнь. Но это не значит, что медлительные дети обречены быть вечно отстающими. В силах родителей облегчить ребенку приспособление к школе, так что не доводите его до невроза беспрестанными “погонялками”, а лучше начните помогать ему.

Для начала постарайтесь попасть к психологу и заручитесь результатами тестов о нормальном уровне интеллекта ребенка, а также о низкой подвижности нервных процессов. Так вы сможете доказательно просить учителя не вызывать пока ребенка к доске, не оценивать по устным ответам, давать время на перемене для дописывания и т.д.

Займитесь планированием: как взрослые и организованные люди предусмотрите в каждом пункте дневного расписания малыша время на “раскачку”.

По утрам будите его чуть раньше обычного – тяжелому на переход от одного состояния к другому, ему необходимо и время для перехода от сна к бодрствованию. Запланируйте больше времени на еду, одевание, сборы.

Облегчить ребенку выполнение всех повседневных дел поможет четко организованный режим.

Если ребенок привыкнет (это требует времени, поэтому наберитесь терпения) в одно и то же время вставать и ложиться спать, есть и делать уроки, если он будет знать, что предстоит, а что он уже выполнил, то справляться с медлительностью ему станет гораздо легче. Тем более что медлительным важно быть уверенными хоть в какой-то незыблемости правил и укладов жизни.

При выполнении домашнего задания начинайте с простого, давайте человеку передохнуть после каждого предмета, помните, что ребенок с трудом переключается с одного вида деятельности на другой.

Об этих детях часто говорят как об “инертных”, имея в виду, что они не поспевают за быстро меняющейся ситуацией, не схватывают ее.

А вам, кажется, что когда вы, объясняя ребенку математику, вдруг спрашиваете его, как пишется та или иная буква, то тем самым помогаете ему держать в голове всю программу.

Так вот, забудьте о таких приемчиках! Они травмируют маленького человека, он не переключится и не ответит сходу на ваш вопрос – новое задание совпадет во времени с решением предыдущего и он не справится ни с тем ни с другим. И дело тут не в том, что ребенок плохо соображает – речь идет только о темпе умственной работы.

Недаром при проверке домашних заданий медлительных детей учителю иногда кажется , что их делал кто-то из родителей – так разительно отличаются они от того, что ребенок показывает в классе.

Просто дома он спокоен, если вы нашли моральные силы ему это спокойствие обеспечить, не чувствует постоянного напряжения из-за нехватки времени, от этого серьезно улучшается почерк, исчезают ошибки, безусловно лучше работает голова.

А чтобы обеспечить человеку спокойную работу и в классе, возьмите труд не просто проходить все непонятое на уроке, а хотя бы на параграф, но опережать программу.

И, в конце концов, расставьте приоритеты в школьных дисциплинах. Сразу согласитесь с тем, что по отдельным предметам у вас может быть невысокая отметка. Вы же любите самого ребенка, а не его дневник!

Мы вместе!

Конечно, медлительные дети катастрофически не вписываются в напряженный темп жизни загруженных всем сразу родителей, которым вечно нужно бежать: на работу, по магазинам, в поликлинику… Но если у вас не хватает времени ни на что, то ваш ребенок “обречен” вечно отставать. Так, может, ради него вам стоит замедлить ритм собственной жизни?

И прежде всего в собственном доме. Подгоняемый всеми и всюду за его пределами ребенок должен именно дома рассчитывать на полное понимание своих проблем и помощь в их решении. А так любые усилия по расслаблению, снятию напряжения не будут эффективны, если в доме царят напряжение и двоемыслие.

Ведь если, скажем, мама вечером постарается сделать так, чтобы сын расслабился, в спокойной обстановке поиграл, спокойно сделал уроки, а папа утром даст волю раздражению (“Опять копаешься!”), толку от занятий не будет. Да, родителям иногда трудно договориться между собой.

Но только единая и согласованная тактика отношения к ребенку, к его поведению, к его успехам и неудачам поможет ему преодолеть трудности.

Будьте позитивны! Хвалите ребенка за быстроту и эффективность, за все, что он делает без копания. Выбросьте из своего словаря выражения типа “Вечно ты опаздываешь” – это обязательно закрепится, у медлительных крепкая память. Наоборот, обращайтесь с ребенком, словно вы ожидаете от него, что он все сделает и будет вовремя там, где нужно.

Обратите внимание на его склонности. Если медлительные дети чем-то увлечены, они со свойственной им настойчивостью и основательностью “глубоко копают”.

Будь то география, физика или история, они постепенно станут в своей области первыми, да и вообще везде, где не требуется мгновенной реакции, они будут крепкими профессионалами.

Из вашего копуши при правильном к нему отношении со временем получится замечательный конструктор, дизайнер, программист, врач, ученый.

Знали бы вы, каким вялым, заторможенным, неспособным к наукам выглядел в глазах своих товарищей Альберт Эйнштейн! А вот что писал один из биографов Чарльза Дарвина: “В таком мозгу мысль созревает до того медленно, что поначалу кажется, что ее почти нет. А потом становится ясно, что она там была всегда”.

Кстати

Это достаточно просто проверить. Положите перед ребенком лист бумаги в клетку и попросите в каждую клетку (на любой строчке) ставить точку и громко считать до десяти. В среднем обычные шестилетки выполняют это задание за 10 – 12 секунд, семилетки – за 6 – 8 секунд; а у медлительных это время в 1,5 – 2 раза больше.

полезно

– “Запрещенное движение”. Развитие внимания и скорости реакции. Вы совершаете разнообразные движения, а ребенок их повторяет. Все, кроме одного запрещенного, которым может быть хлопок, поднятые вверх руки или что-то еще.

– “Обмоталочки”: к концам веревки привязаны палочки. Участники с двух сторон начинают наматывать веревку на палочки – кто больше намотает, тот и выиграет. Другой вариант: веревка привязывается к поясам играющих. Участники кружатся и наматывают ее на талию.

– “Скатай бумажный шарик”: упражнение на мелкую моторику рук: у кого шарик получится более плотный, тот и выиграл.

– “Все наоборот”: ребенок должен делать движения, противоположные тем, что делает взрослый: взрослый поднимает руки – ребенок опускает, взрослый встает на цыпочки – ребенок приседает и так далее.

– “День – ночь”. Взрослый называет время суток, причем не по порядку, а как заблагорассудится. При произнесении слова “день” ребенок бегает и резвится, когда говорите “вечер”, его движения становятся замедленными, а услышав слово “ночь”, он должен замереть.

– “Съедобное – несъедобное”. Бросаете ребенку мячик, одновременно произнося то или иное слово. Он должен поймать мяч, если был назван съедобный предмет, и отбить, если несъедобный.

Источник: https://rg.ru/2011/05/12/kopushi.html

Медлительный ребенок: советы родителям

Что делать если ребенок тупит

Если вы привыкли выполнять все быстро, не откладывая, помните о каждом своем деле и выполняете его в срок, медлительные люди могут вас раздражать.

Тем более, когда медлит собственный ребенок, от которого ожидаешь чего-то определенного, даже не задумываясь об этом. Конечно, мы ждем от детей успехов, удач, понимания. И, порой, они кажутся нам старше, чем есть на самом деле, и мы требуем от них непосильного.

Но что делать, если в вашей семье родился медлительный ребенок и это стало камнем преткновения для всех, а иногда и причиной для криков и ссор?

Причины детской медлительности

Если вы столкнулись с проблемой, что ребенок очень медлительный, что делать надо, а чего точно не стоит?

Не стоит сразу тревожиться, что ребенок «какой-то не такой». Возможно, он даже и не медлительный, просто еще маленький для некоторых действий или у вас с ним разные темпераменты – что для вас медленно, для него нормально.

Если ребенок очень медлительный, подумайте, почему:

  • Флегматики – очень спокойные люди, медлительные и основательные. Они не раздражаются по пустякам, не спешат;

Присмотритесь, возможно, ваш кроха имеет такой характер. Переубеждать и переучивать тут бесполезно, надо привыкнуть и принять ребенка таким, какой он есть. Иначе могут возникнуть уже неврологические проблемы и разлад в ваших отношениях.

Также, изучите статью: Воспитание ребенка-флегматика>>>.

  • Малыши до 3 лет еще не такие уж шустрые, они только учатся сами одеваться и, уж конечно, у них нет пока чувства ответственности;

Они не понимают, почему плохо опаздывать и как понять, что уже прошли данные на какое-то дело, отведенные 10-15 минут. Да и пальчики еще плохо слушаются.

Полезная статья на сайте: Как развить самостоятельность у ребенка?>>>.

  • Есть такие дети, особенно часто — мальчики, которые не могут делать два дела одновременно;

И пока вы кричите на ребенка, что он долго собирается, он не может ничего делать – он слушает вас.

Чтобы он сосредоточился на одном деле, надо убрать все внешние раздражители, не включать телевизор, радио, не разговаривать с ним. Только тогда он сможет спокойно выполнять уроки или одеваться на прогулку.

  • Привлечение внимания – еще одна «неболезненная» причина медлительности.;

Подумайте, достаточно ли вы внимательны к чаду, всегда ли выслушиваете, что он хочет сказать, достаточно ли общаетесь.

Знайте! Удивительно, но очень часто дети пользуются уловками для привлечения негативного внимания, чтобы хоть как-то получить отклик от родителей или других детей.

О том, как выстроить правильные отношения с ребенком от 1 до 5 лет и, при этом, свести конфликты к минимуму, смотрите интернет-курс Послушание без криков и угроз>>>

  • Дети, склонные к размышлениям, мечтам, раздумьям, очень творческие и задумчивые могут забывать о том, где они находятся и что делают. Они «витают в облаках», придумывая собственные миры и фантастические изобретения.

Постарайтесь направить это в нужное русло, ну а подгонять все равно придется.

Медлительность, как физиологическая проблема

Бывает, что ребенок все делает медленно и из-за нарушений со здоровьем.

  1. Если у ребенка есть врожденное или приобретенное хроническое заболевание, оно может влиять на нервную систему и выливаться в заторможенность действий. Т. е. медлительность – результат слабости и отсутствия сил, усталости;
  2. Тяжелые роды, беременность с осложнениями, врожденная гипоксия. Это тоже влияет. Такие дети обязательно должны наблюдаться у невролога;

Ни в коем случае нельзя кричать на малыша, подначивать, ругать. Иначе проблема может только усугубиться, есть риск возникновения нервных тиков и заикания.

Если вы — склонны повышать голос на ребенка и не знаете, как справиться с возникающим внутри вас раздражением, посмотрите интернет-семинар Мама, не кричи! Как сохранять спокойствие?>>>

  1. Левши делают все наоборот, пользуясь предметами не так, как правши, что замедляет их. Подберите ножницы и ручку для левши, а главное – не переучивайте! Это может спровоцировать еще большую медлительность;
  2. Если вы недавно переехали, перевели кроху в другой садик, в семье родился еще один ребенок – любое сильное изменение влияет на психику и, как следствие, мы получаем замедление действий. Постарайтесь отнести с пониманием и терпением, подбадривайте;
  3. Слишком жесткие требования к ребенку могут породить медлительность – малыш делает все с осторожностью, чтобы не ошибиться и не вызвать родительское неодобрение.

Что делать

Как помочь медлительному ребенку, если его неторопливость не связана с заболеваниями:

  • Объясняйте пошагово каждое действие: лучше однажды «разжевать», чем каждый раз раздражаться из-за детского непонимания;

Возможно, какой-то пункт трудно дается малышу, а вы нервничаете, потому что это кажется вам слишком простым. Просто представьте, что для маленького сложно абсолютно все – ведь он только учится, а это — всегда процесс сложный.

  • Не бросайтесь помогать каждый раз, когда вам кажется, что ребенок делает что-то слишком медленно – дайте ему время сначала самому попробовать;

Руководите процессом, подбадривайте, советуйте при необходимости, хвалите, когда получается. Бывает и так, что слишком нетерпеливая мама просто не дает ребенку выполнить что-то самостоятельно и он специально медлит, ожидая, пока она вмешается.

  • Не торопите и не ругайте – малыш теряет веру в себя, ему начинает казаться, что он ни на что не способен сам. Просто некоторых детей надо контролировать, как они выполняют ваши поручения, потому что иначе они отвлекаются;
  • Если вы куда-то собираетесь, предложите ребенку заранее приготовить нужные вещи;

Пусть достанет и повесит на стульчик одежду, в которой он пойдет, все проверит, а школьникам — обязательно собирать рюкзак и готовить школьную форму с вечера. Так вам не придется торопить детей.

  • А если вы, к тому же, заранее расскажете крохе, что вы собираетесь делать вместе, куда пойдете или какое задание ему дадите, то у него в голове сложится хотя бы какой-то план.

Это поможет избежать медлительности и разногласий, если вы заранее обговорите грядущие действия.

Советы для родителей деток с неврологическими проблемами

Медлительный ребенок – рекомендации для тех, у кого медлительность связана с неврологией:

  1. Помните, что малыш не назло вам «тормозит», пусть вас это не злит и не раздражает;

Ведь дети чувствуют наш настрой и будут ощущать себя обузой, предметом маминого расстройства и гнева. Да и, если вы начнете кричать, это точно не подстегнет малыша, он только еще больше замедлится, потому что испугается, что он неправильный и плохой.

  1. Приучитесь к режиму. Пусть каждое действие будет в одно и то же время ежедневно. Тут уже сам организм привыкает;
  2. Ритуалы – отличное средство. Дети запоминают их, как стишок, им проще, если все повторяется точь-в-точь каждый день;

Надевайте штанишки со стишком, умывайтесь с потешкой. Это поможет запомнить действия и научиться хотя бы их делать скорее. А остальное придет потом. Кстати, прочитайте актуальную статью: Как научить ребенка одеваться самостоятельно?>>>.

  1. Если ребенок медленно говорит, ни в коем случае не договаривайте за него слова, не пытайтесь догадаться, что он хочет сказать, не высмеивайте. Научитесь терпению – и малыш научится нужной скорости;
  2. Тренируйте скорость при помощи игр, заданий.

Не заставляйте торопиться, а именно постепенно ускоряйте, следя за тем, чтобы ребенок успевал. Пусть, например, будет какая-то последовательность движений, которые ребенок будет повторять за вами. Сначала очень медленно, потом, с каждым разом, чуть быстрее.

Наберитесь терпения. Все люди — разные и рано или поздно вы с малышом обязательно найдете общий язык!

Источник: https://uroki4mam.ru/medlitelnyj-rebenok

Почему ребёнок молчит на уроках и что делать?

Что делать если ребенок тупит

Очень важно понять, что делать, если ребенок молчит на уроках, ведь эта проблема мешает ему реализовать свой интеллектуальный потенциал. Конкретным действиям по коррекции этого расстройства должен предшествовать детальный анализ ситуации.

Для начала постарайтесь выяснить, как сам ребенок объясняет свое поведение. Даже краткие ответы, например, «Мне страшно», «Я стесняюсь других детей», «Боюсь ответить неправильно» многое прояснят взрослым. Иногда школьник не может внятно описать свои ощущения или просто молчит в ответ. В таких случаях родителям поможет знание основных причин детской застенчивости на уроках.

Почему ребенок боится отвечать в школе

Специалисты выявили немало поводов молчания школьника, когда его спрашивает учитель. Самый банальный вариант – он просто не делает домашние задания или ему не дается какой-либо предмет. Это самая поверхностная и легкая для коррекции причина.

Бойкие дети найдут, что сказать у доски, даже если не учили уроки. Другие же, наоборот, предпочитают молчать: стесняются своего невежества, тушуются перед преподавателем. Если проблема имеет длительный, устойчивый характер, причины ее гораздо серьезнее.

Комплексы, порожденные нарушениями устной речи, довольно устойчивы. Неправильное произношение звуков, заикание приводит к тому, что ученик стесняется сказать лишнее слово. Ему проще молчать, или делать вид, что не готов.

Дети чутко подмечают нюансы поведения педагога. Невежливый тон, грозный взгляд могут глубоко запасть в душу чувствительного ученика.

Язвительное замечание или небрежный жест оставляют в детском сознании психологические блоки. Они приводят к сильному страху, заставляющему молчать на уроке.

Если же учитель негативно высказывается о способностях ребенка, кричит на него, то он может замкнуться надолго.

Некоторые мамы и папы излишне взыскательно относятся к успеваемости своего чада.

С первых дней учебы они требуют от еще не адаптированного к школе малыша только отличных оценок и ругают (или даже наказывают) за малейший промах.

Непомерная ответственность порождает невротические реакции, особенно у младших школьников. В таких случаях ребенок молчит на уроках, боясь получить недостаточно высокую отметку.

Аутсайдер в классе – это серьезная проблема, понижающая самооценку ученика. Сверстники могут дразнить школьника, смеяться над ним, проявлять физическую агрессию.

Логично, что такой запуганный ребенок боится поднять руку, выйти к доске. Он понимает, что как бы блестяще не ответил, его выступление будет встречено негативно.

Ребенок, подвергающийся буллингу в школе, предпочитает молчать, чтобы не привлекать к себе внимания. 

Психологические причины

В силу наклонностей характера некоторые ученики излишне застенчивы, неуверенны в себе, проявляют повышенную тревожность в официальной обстановке школы. Особенно это свойственно детям-меланхоликам и стеснительным интровертам. Такими ребятами любое требование учителя воспринимается как сильный стресс, даже если оно высказано в доброжелательной форме.

Причиной переживаний восприимчивого ученика может стать полученный в прошлом негативный опыт. Например, его ответ когда-то вызвал резкую критику учителя или насмешки одноклассников, и теперь мнительный ребенок боится повторения такой неприятной ситуации.

Некоторые описывают свое состояние как «ступор», «ничего не помню». Если проблемой не заниматься, такие фобии только усугубляются.

Возникает своеобразный замкнутый круг: из-за боязни ученик молчит на уроке, а плохие оценки вызывают негативные эмоции и усиливают страх.

Этим термином в психологии называют тревожное расстройство, когда дети молчат в определенных социальных ситуациях, в частности, на уроках, несмотря на то, что они свободно говорят дома или в привычной обстановке. Избирательный мутизм встречается довольно редко, примерно у 6 из 1000 детей. Девочки страдают больше чем мальчики, а наиболее типичный возраст возникновения этой проблемы – от 5 до 9 лет. 

Диагноз «элективный мутизм» ставится только детским психотерапевтом на личной консультации.

Это психологическое расстройство необходимо грамотно дифференцировать от физиологически нормальной застенчивости, которая может усиливаться при смене детского сада или школы.

Все вышеназванные причины могут способствовать возникновению этого состояния, однако отличить варианты нормы от патологии, а также назначить подходящую терапию, может только грамотный детский психолог.

Что делать, чтобы ребенок не молчал на уроках

Определив конкретную проблему, родители с поддержкой учителей, а иногда и психологов, должны начать делать практические шаги для ее устранения.

Ликвидация пробелов в обучении

Если ученик отчаялся самостоятельно разобраться в хитросплетениях английской грамматики или сложных математических формулах, он делает вывод, что это «не мое».

В таких случаях он может полностью игнорировать трудный для него предмет и молчать, когда его спрашивают.

На помощь должен прийти неравнодушный репетитор, который не только подтянет упущенный материал, но и заставит ребенка поверить в свои силы.

Тот же подход применяется и в ликвидации логопедических нарушений. В школьном возрасте речевые трудности сложно поддаются коррекции в домашних условиях. Лучше всего обратиться за помощью к грамотному логопеду. В то же время поговорите с педагогами, объясните, почему ребенок молчит на уроке. Можно договорить о временной замене устных ответов письменными заданиями.

Проблема в конкретном учителе

Иногда источник детского страха связан с поведением преподавателя, которое может быть чересчур требовательным, эмоциональным или не слишком тактичным. Постарайтесь вначале уладить вопрос, что говорится, малой кровью.

Донесите до учителя при личной встрече, что ваш сын или дочь молчит на уроке из-за слишком болезненной реакции на некоторые моменты.

Педагог, у которого в классе множество учеников, может даже не догадываться, что для одного из них его реплики стали причиной комплекса.

Важно провести диалог в дружественном, конструктивном ключе: не обвинять преподавателя, а заострить внимание на индивидуальном восприятии ребенка.

Попросите его отнестись более деликатно к ученику, найти с ним общий язык. А ребенку объясните, что учитель не хотел его обидеть.

Если дипломатический подход не даст результатов, стоит задуматься о переводе в класс к более мягкому педагогу, который относится к школьникам более индивидуально.

Советы требовательным родителям

Чтобы ребенок не молчал на уроке, боясь не оправдать ваше доверие, не требуйте от него невозможного. Чаще всего завышенные требования к школьнику предъявляет один из родителей. Задача второго – доходчиво объяснить, что отличники далеко не всегда становятся счастливыми и преуспевающими людьми.

Эмоциональный комфорт и отсутствие комплексов в детстве гораздо важнее для развития полноценной личности, чем аттестат с отличием.

Когда родитель пересмотрит свою позицию и станет снисходительнее смотреть на школьные достижения, ребенок перестанет переживать из-за домашних укоров.

Спокойно и ласково объясните школьнику, что не будете делать выговоров за «четверку» или «тройку», и его активность на уроке возрастет.

Повышаем статус ребенка в классе

Более сложная ситуация, когда в школьном коллективе сложилась нездоровая обстановка. В этом случае родители должны делать все, чтобы наладить нормальные отношения с одноклассниками.

Чтобы перекодировать установку аутсайдера, психологи советую создать школьнику ситуацию успеха. Мальчишке поможет обрести уверенность занятие в спортивной секции, например, боевыми искусствами. В команде создается общность единомышленников, готовых вступиться друг за друга.

Школьники, как правило, более уважительно относятся к одноклассникам-спортсменам, тем более, если они могут похвастаться своими достижениями (грамотами, медалями). Девочке подойдут занятия танцами, гимнастикой, фигурным катанием.

Даже если быстро наладить отношения со сверстниками не удастся, ученик перестанет чувствовать себя изгоем. У него появятся новые друзья, занятия, приносящие радость и маленькие личные победы. Но если ситуация критическая и ребенок испытывает сильный дискомфорт, не стоит бояться перевода сына или дочери в другую школу.

Что делать, если причину установить не удается

Когда отсутствуют внешние источники того, что ребенок молчит на уроках, скорее всего, дело в особенностях характера или психологических проблемах. Подход к избавлению от подобных комплексов может быть абсолютно различен, и должен определяться детским психологом.

Например, если ребенок по натуре застенчив, ему может помочь тренинг по ораторскому искусству или занятия в театральной студии. Но если он относится к природным интровертам, такие действия не принесут пользы. В этом случае он будет испытывать дискомфорт при каждом публичном выступлении.

Если учителя пойдут навстречу, можно договориться о письменных проверках знаний. При необходимости ответить устно, это можно делать на перемене в отсутствии других учеников. В настоящем формате ЕГЭ не предусмотрено публичных ответов, так что аттестация ребенка никак не пострадает от такой формы обучения.

Детская психика легко уязвима, поэтому нередко подвергается воздействию неблагоприятных факторов. Вместе с тем, дети более восприимчивы к психологической коррекции. Чем раньше вы начнете работать над проблемой молчания на уроках, тем легче удастся от нее избавиться.

Похожие посты

Источник: https://mamsy.ru/blog/pochemu-rebenok-molchit-na-urokah-i-chto-delat/

Почему ребенок “тупит” и “тормозит”?

Что делать если ребенок тупит

Если вы занимаетесь обучением, то должны знать причину “торможения”. А если обучаете собственного ребенка, то вариантов, кроме как узнать ее и понять, как справиться, вообще не существует …

Каждый ребенок иногда “притормаживает”

Каждый ребенок иногда и вдруг начинает “тормозить”. Этот факт широко известен и по-простому называется “тупость”.

Чтобы обнаружить причину “торможения”, копнем вглубь. А затем проиллюстрируем причину “отупения” на парочке школьных примеров.

Витязь на распутье или метафора “торможения”

Помните картину В.Васнецова “Витязь на распутье”?

В.Васнецов “Витязь на распутье” Источник: Википедия

Художник аллегорически показал проблему человека, который должен совершить сложный выбор, принять неоднозначное решение. Какое бы решение он ни принял – оно будет иметь не только плюсы.

В этом, собственно, и трудность.

Не очень ясно, что написано на камне перед витязем, но в нашем случае это не важно. Важно, чтомогло быть там написано, окажись на распутье современный школьник?

Давайте пофантазируем.

Когнитивные страдания школьника

– “Налево пойдешь – сотню найдешь, но пинок под зад получишь”.

– “Направо пойдешь – двухсотку найдешь, но подзатыльник заработаешь”.

Как быть?

Строго говоря, данных для принятия осмысленного решения недостаточно.

  • Сотню чего?
  • Какой пинок и от кого?
  • Подзатыльник – хуже чем пинок? В боксе удар по затылку самый опасный, опаснее “ниже пояса”. А если подзатыльник от любящего родителя?..

Есть от чего впасть в ступор, согласитесь.

Тема сложного выбора широко освещена в мировой культуре. Вот еще одна аллегория: “Геркулес на распутье”.

А.Карраччи “Геркулес на распутье”, Источник: Википедия

Похоже, что проблема известна не первое тысячелетие …

В чем проблема “торможения”?

Не зная, о чем именно задумался школьник, невозможно понять причину его ступора.

Ясно только, что в уме ребенка сталкиваются две противоположные по смыслу идеи, каждая из которых имеет и плюсы и минусы.

Это и есть глубинная причина притормаживания, называемая в народе тупостью, а в школе неспособностью.

В рамках системы решить проблему выбора невозможно.

Можно лишь метаться между плюсами и минусами, не имея возможности принять решение, запутываясь окончательно.

Вот большинство школьников и топчется на месте.

Смысл хорошего обучения

Я, как всегда, упрощаю.

Точнее, рассказываю о серьезных вещах метафорическим языком, понятным (надеюсь), даже ребенку. Следую заветам Эйнштейна, Бора и Фейнмана.

“Если вы не можете объяснить что-то ребенку, то, скорее всего, вы сами это до конца не понимаете.” А.Эйнштейн

  • Описать проблему когнитивного диссонанса в терминах современной психологии как “столкновения в сознании индивидуума конфликтующих представлений или идей”,
  • противоречивость процесса мышления, построенного на противопоставлении категорий,
  • неполноту точных моделей

– много ума не требуется. Вся мировая паутина к вашим услугам )). А вот ухватить суть проблемы/решения и представить ее в форме простого и ясного образа …

Мне кажется, в этом и заключен смысл хорошего обучения.

Торможение грамматики

Как-то во втором или третьем классе сын принес из школы сочинение, в котором написал “жи” через Ы. Я посмеялся и спросил:

Дальше читайте внимательно: не все, что написано с юмором – смешно.

  • “А у нас первые 20 минут был фонематический диктант, а потом – грамматический”.
  • “Понятно”,- ответил я, снабдив его объяснение своим эпитетом в адрес школьного “эксперта”.

А чтобы стало понятнее – расшифрую.

Согласно “нормам” фонематики название колючего зверька пишется “йожык”. А на русском языке, который теперь изучают столь извращенным образом – “ёжик”.

Ёжики – нередкие гости у меня в деревне

Вот и оказывается школьник на распутье: решает, какое из “правил” применить, чтобы и пару не схлопотать и написать правильно. Проносятся в его сознании, сталкиваясь, две конфликтующие мысли:

  • Первая не знаю, как называется, про йожЫка,
  • а вторая, известная каждому нормальному человеку: “Жи-ши пиши через И. Или вообще не пиши”.

(Я не буду сейчас углубляться в объяснения того, почему человек испытывает сильный дискомфорт, сталкиваясь с подобным “двусистемьем”. Позже об этом будет более подробная статья.)

“Торможение” на примере математики

“23.(9) = 24” (Учебник алгебры Никольского, 7 класс, С.27-28)

Школьник, дотоле изучавший исключительно натуральные, действительные и рациональные числа обнаруживает такое равенство и впадает в ступор. Что может происходить в его уме?

– “Разве бывает так, что бесконечная периодическая дробь в точности равнацелому, то есть конечному числу?

– Что иррациональное число в точности равно натуральному числу?”

Как вывести ребенка из ступора?

А теперь давайте вернемся к первоначальной метафоре, к витязю в ступоре. Как вывести ребенка из ступора? Как помочь школьнику перестать “тупить”?

В принципе ответ прост.

Нужно обнаружить, на чем именно он застопорился. Какие две или более идеи столкнулись в его уме и которым он не может позволить сосуществовать в одной голове в одно время без того, чтобы не убить, уничтожить одну из них?

Выглядит просто, а на практике требует глубокого понимания.

Дальше я буду понемногу раскручивать эту тему. Но если вы столкнулись с проблемой прямо сейчас – попытайтесь спросить ребенка не

  • “Что тебе непонятно”, а
  • “Что для тебя выглядит противоречиво?”

Только не спрашивайте ребенка буквально такими умными словами ))) Поищите метафору, какого-нибудь “Витязя на распутье”.

Ставьте лайк, если понравилось и подписывайтесь. если интересно продолжение.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/butorov_victor/pochemu-rebenok-tupit-i-tormozit-5daf301e23bf4800b0e52b39

Все о медицине
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: