Центры первой и второй сигнальных систем

Содержание
  1. Функциональная анатомия конечного мозга
  2. 2. Обонятельный мозг: периферический и центральны отделы
  3. 3. Что входит в состав базальных ядер? Их локализация
  4. 4. Связи банальных ядер и функции
  5. 5. Отличие плаща от других структур конечного мозга, 3 этапа развития коры
  6. 6. Где локализуется и чем отличается от древней и старой коры новая кора?
  7. 7. Какие функции присущи коре? Что такое анализ и синтез?
  8. 8. Какие 3 морфологических субстрата обеспечивают аналитическую и синтетическую функцию?
  9. 9. Где локализуются центры: слуха, зрения, вкуса, обоняния, кожного чувства, двигательного анализатора, равновесия?
  10. 10. Локализация центров второй сигнальной системы
  11. 11. Интегративная функция коры: на чем основана, чем обеспечивается? Куда идут нисходящие пути от коры?
  12. 12. Что относится к лимбической системе?
  13. 13. Связи лимбической системе
  14. 14. Функции лимбической системы
  15. Первая сигнальная система – что это такое? Первая сигнальная система человека по Павлову
  16. Как это происходит у животных?
  17. Типы нервной деятельности
  18. Что такое сигнальные системы?
  19. Особенности первой сигнальной системы
  20. Локализация сигнальных систем
  21. Взаимосвязь между сигнальными системами
  22. Смена ролей
  23. Значение
  24. Все про вторую сигнальную систему
  25. Левое и правое
  26. Социализация
  27. Особенности реакций
  28. Типология

Функциональная анатомия конечного мозга

Центры первой и второй сигнальных систем
Оглавление по разделу: «Ответы на вопросы по анатомии»

Конечный мозг состоит из трех частей, возникших в разные периоды:

  • Обонятельный мозг,
  • Базальные ядра,
  • Плащ (мантия).

Так же внутри конечного мозга — два боковых желудочка (самые большие).

2. Обонятельный мозг: периферический и центральны отделы

Обонятельный мозг появился с развитием органов обоняния. Делится на:

  1. Периферический отдел (ниже центрального):
    • Обонятельные луковицы,
    • Обонятельные тракты,
    • Обонятельные треугольники,
    • Переднее продырявленное вещество;
  2. Центральный отдел (на медиальной поверхности полушарий + в глубине боковых желудочков):
    • Сводчатая извилина,
    • Гиппокамп,
    • Зубчатая извилина.

3. Что входит в состав базальных ядер? Их локализация

Базальные ядра  — это скопление серого вещества внутри конечного мозга, окруженное белым веществом.

1) Полосатое тело – состоит из чередующихся участков серого и белого веществ.

  • Хвостатое ядро,
  • Чечевицеобразное ядро:
    • скорлупа (латеральная часть),
    • бледный шар (латеральные и медиальные ядра (пластинки)).

2) Ограда – форма тонкой пластинки (латерально от чечевицеобразного ядра).

3) Миндалевидное тело – базальные ядра, располагающиеся в височной доле полушарий (ближе к нижней поверхности).

4. Связи банальных ядер и функции

Проводящие пути базальных ядер:

  • Внутренние связи – соединяют отдельные базальные ядра (одни — постоянные, другие формируются индивидуально).
  • Афферентные связи (приходящие со всех отделов ГМ).
  • Эфферентные связи – отходящие связи к тем отделам ГМ.

Функции базальных ядер:

  1. Инстинкты – безусловные рефлексы;
  2. Сложные автоматические движения;
  3. Вегетативные функции (базальные ядра входят в состав лимбической системы);
  4. Чувства и эмоции;
  5. Образование стриопаллидарной системы (согласованная работа пирамидных  и экстрапирамидных систем: вначале движения контролируются пирамидной системой => затем, по мере приобретения навыков, экстрапирамидная система).

Стриопаллидарная система состоит из:

  • хвостатое ядро,
  • скорлупа (латеральная часть чечевицеобразного ядра),
  • ограда.
  1. Образование паллидарной системы. Она состоит (также) из образований среднего мозга:
  • бледный шар (часть чечевицеобразного ядра),
  • черное вещество (средний мозг),
  • красные ядра (средний мозг).

5. Отличие плаща от других структур конечного мозга, 3 этапа развития коры

Плащ закрывает все другие отделы конечного мозга. Состоит из серого и белого вещества.

Серое вещество – кора, представлена скоплениями тел нейронов, лежащих на поверхности (над белым веществом).

Белое вещество – проводящие пути.

Три этапа развития коры:

  • Древняя кора – клетки над белым веществом — не организованы, расположены хаотично. Располагается на базальной поверхности, ближе к миндалевидному телу.
  • Старая кора – появление элементов упорядоченных нервных клеток по сходству и функции. Образуются слои (не более трех).Располагается на медиальной поверхности, рядом с центральной частью обонятельного мозга.
  • Новая кора – клетки строго упорядочены, различаются по форме, функции. Образуют слои (6 слоев). Клетки на разных участках — разные:
    • Цитоархитектонические поля (около 130),
    • Миелархитектонические поля (100) — различие по строению отростков,
    • Нейроархитектонические поля (80) — по нейроглиям,
    • Ангиоархитектонические поля — по сосудистому рисунку.

Минуточку внимания! На сайте работает «Ночная тема». Нажмите на в меню сайта, чтобы перейти на темную цветовую схему.

6. Где локализуется и чем отличается от древней и старой коры новая кора?

Новая кора покрывает 90% всей поверхности конечного мозга. Для неё характерно:

  • Четкое слоистое строение (6 слоев),
  • Вертикальная ориентация, импульсы идут пронизывая слои,
  • Специализация каждого слоя по функциям,
  • Наличие архитектонических полей.

7. Какие функции присущи коре? Что такое анализ и синтез?

  • Аналитическая функция (анализ) – это разложение предметов и явлений на отдельные признаки;
  • Синтетическая функция (синтез) – из отдельных признаков — представления о предмете или явлении.

8. Какие 3 морфологических субстрата обеспечивают аналитическую и синтетическую функцию?

Функции плаща:

1) Аналитическая – разложение предметов и явлений на отдельные признаки.

Для этого есть корковый центр – участок коры, способствующий восприятию одного признака.

Сама кора состоит из:

  • Коркового ядра (содержит клетки, специализированные на одном признаке);
  • Рассеянной части (содержит клетки, которые исполняют ощущение одного признака, но могут перестроиться на другой признак).

2) Синтетическая функция – из отдельных признаков слагается представление о предмете или явлении. Синтетические функции выполняют:

  • Ассоциативные поля — зона пересечения периферических (рассеянных) частей нескольких корковых центров. Здесь — клетки, изначально способные выполнять две функции.
  • Ассоциативные нервные волокна.

9. Где локализуются центры: слуха, зрения, вкуса, обоняния, кожного чувства, двигательного анализатора, равновесия?

Центры первой сигнальной системы (система биологической сущности человека, биологические функции которых имеются у других животных).

  1. Центр слуха – верхневисочная извилина,
  2. Центр кожного чувства (тактильного) чувства – верхнетеменная долька,
  3. Температурное и болевое чувство – задняя постцентральная извилина,
  4. Центр стереогнозии – парацентральная долька,
  5. Проприоцептивное чувство – передняя центральная извилина (3 слой коры),
  6. Центр зрения – по берегам шпорной борозды (борозды птичьей шпоры),
  7. Центр вкуса и обоняния – крючок,
  8. Центр двигательного анализатора – передняя центральная извилина (5 слой коры),
  9. Центр практических навыков – в области надкраевой извилины.

10. Локализация центров второй сигнальной системы

Вторая сигнальная система – обеспечение высшей нервной деятельности человека. Все центры сводят к речи человека:

  • Центр артикуляции речи – в задней части нижней лобной извилины;
  • Центр письма и письменной речи – в задней части средней лобной извилины;
  • Центр восприятия устной речи – верхний отдел верхней височной извилины;
  • Центр чтения и восприятие письменной речи – угловая извилина.

Центры второй сигнальной системы располагаются рядом со сходными по функции первой сигнальной системы.

11. Интегративная функция коры: на чем основана, чем обеспечивается? Куда идут нисходящие пути от коры?

Кора полушарий объединяет всю нервную систему в единое целое, а через нервную систему — весь организм.

Интегративная функция основана на проекционных проводящих путях. Они связывают конечный мозг с нижележащими отделами ГМ. Это осуществляется через сложную рефлекторную дугу. Включает два образования:

  • Внутренняя капсула – включает все проекционные пути;
  • Лучистый венец.

12. Что относится к лимбической системе?

  1. Центральная часть обонятельного мозга,
  2. Миндалевидный комплекс,
  3. Прозрачная перегородка,
  4. Свод,
  5. Гиппокамп,
  6. Орбитальная кора.

Все это – конечный мозг.

13. Связи лимбической системе

  1. Внутренние (короткие) связи – проходят по двум кругам Папеца( большой, малый круг)

Импульсы по внутренним связям лимбической системы стекаются в гиппокамп и миндалевидный комплекс – это сердцевина лимбической системы.

  1. Внешние (длинные) связи:
    • Двусторонние;
    • Связь со всеми корковыми центрами;
    • Со всеми ассоциативными полями коры (интегративные участки коры);
    • Двусторонняя связь с гипоталамусом, ретикулярной формацией, стволом головного мозга.

Кроме того, ЛС получает коллатерали от всех чувствительных путей.

14. Функции лимбической системы

  1. Инстинктивное поведение (у человека инстинкты контролируются корой),
  2. Вегетативная функция (висцеральный мозг),
  3. Эндокринная функция,
  4. Сон и бодрствование,
  5. Память (долгосрочная и краткосрочная),
  6. Внимание (активное и пассивное),
  7. Эмоциональный статус,
  8. Определение пола человека (миндалевидный комплекс).

Разделы с похожими страницами

Источник: https://medfsh.ru/teoriya/teoriya-po-anatomii/voprosy-po-anatomii/funktsionalnaya-anatomiya-konechnogo-mozga

Первая сигнальная система – что это такое? Первая сигнальная система человека по Павлову

Центры первой и второй сигнальных систем

Окружающий нас мир мы воспринимаем благодаря двум системам: первой и второй сигнальной.

Для получения информации о состоянии организма и о внешнем окружении первая сигнальная система использует все органы чувств человека: осязание, зрение, обоняние, слух и вкус.

Вторая, более молодая, сигнальная система позволяет воспринимать мир через речь. Ее развитие происходит на основе и во взаимодействии с первой в процессе развития и роста человека.

В этой статье мы рассмотрим, что такое первая сигнальная система, каким образом она развивается и функционирует.

Как это происходит у животных?

Все животные могут воспользоваться только одним источником информации об окружающей реальности и изменении ее состояния, которым является первая сигнальная система.

Внешний мир, представленный через различные объекты, обладающие разнообразными химическими и физическими свойствами, такими как цвет, запах, форма и др., выступают в качестве условных сигналов, предупреждающих организм об изменениях, к которым необходимо приспособиться.

Так, стадо дремлющих на солнце оленей, почувствовав запах подкрадывающегося хищника, резко срывается с места и спасается бегством. Раздражитель стал сигналом о приближающейся опасности.

Таким образом, у высших животных первая (условно-рефлекторная) сигнальная система – это точное отражение внешнего окружающего мира, позволяющее верно реагировать на изменения и приспосабливаться к ним.

Все ее сигналы относятся к определенному объекту и являются конкретными.

Условные рефлексы, составляющие базу элементарного предметно соотнесенного мышления животных, формируются посредством именно этой системы.

Первая сигнальная система человека функционирует так же, как и у высших животных.

Обособленное ее функционирование наблюдается только у новорожденных, в период с рождения и до возраста в шесть месяцев, в том случае, если ребенок пребывает в обычной социальной среде.

Становление и развитие второй сигнальной системы совершается в процессе и как следствие воспитания и социальных взаимодействий между людьми.

Типы нервной деятельности

Человек – сложное существо, прошедшее в своем историческом развитии через сложные изменения как в анатомическом и физиологическом, так и в психологическом строении и функционировании. Весь комплекс разноплановых процессов, происходящих в его организме, осуществляется и контролируется посредством одной из основных физиологических систем – нервной.

Деятельность этой системы подразделяют на низшую и высшую. За контроль и управление всеми внутренними органами и системами человеческого организма отвечает так называемая низшая нервная деятельность.

Взаимодействия с объектами и предметами окружающей действительности посредством таких нервно-психических процессов и механизмов, как интеллект, восприятие, мышление, речь, память, внимание, относят к высшей нервной деятельности (ВНД).

Подобное взаимодействие происходит через непосредственное воздействие различных объектов на рецепторы, например, слуховые или зрительные, с дальнейшей передачей полученных сигналов нервной системой обрабатывающему информацию органу – головному мозгу. Именно этот вид сигнализации русским ученым И. П.

Павловым был назван первой сигнальной системой. Благодаря ей стало возможным зарождение и развитие второй сигнальной системы, характерной только для людей и связанной со слышимым (речь) или видимым словом (письменные источники).

Что такое сигнальные системы?

Основываясь на трудах известного русского физиолога и естествоиспытателя И. М. Сеченова о рефлекторной деятельности высших отделов головного мозга, И. П. Павлов создал теорию о ВНД – высшей нервной деятельности человека. В рамках этого учения было сформулировано понятие о том, что такое сигнальные системы.

Под ними понимаются формирующихся в коре (изокортексе) головного мозга комплексы условно-рефлекторных связей как следствие поступления различных импульсов из окружающего мира или от систем и органов тела.

То есть работа первой сигнальной системы направлена на выполнении аналитических и синтетических операций по распознаванию сигналов, поступающих от органов чувств об объектах внешнего мира.

В результате социального развития и овладения речью возникла и эволюционировала вторая сигнальная система. По мере роста и развития психики ребенка постепенно вырабатываются способности к пониманию, а затем и к воспроизведению речи как следствие возникновения и закрепления ассоциативных связей, произносимых звуков или слов с сенсорными впечатлениями об объектах внешнего окружения.

Особенности первой сигнальной системы

В этой сигнальной системе как средства и способы коммуникации, так и все остальные формы поведения основываются на непосредственном восприятии окружающей реальности и реакции на поступающие из нее в процессе взаимодействия импульсы. Первая сигнальная система человека – это ответное конкретно-чувственное отражение воздействия на рецепторы со стороны окружающего мира.

Сначала в организме появляется ощущение каких-либо явлений, свойств или объектов, воспринятых рецепторами какого-либо одного или нескольких органов чувств.

Затем ощущения преобразуются в более сложные формы — восприятие.

И только после того, как будет сформирована и развита вторая сигнальная система, появляется возможность создания не привязанных к конкретному объекту абстрактных форм отражения, таких как представления и понятия.

Локализация сигнальных систем

За нормальное функционирование обеих сигнальных систем несут ответственность центры, расположенные в полушариях головного мозга. Прием и переработку информации для первой сигнальной системы осуществляет правое полушарие.

Как восприятие, так и обработку информационного потока для второй сигнальной системы производит левое полушарие, отвечающее за развитие логического мышления.

Вторая (больше чем первая) сигнальная система человека зависит от структурной целостности головного мозга и его функционирования.

Взаимосвязь между сигнальными системами

Вторая и первая сигнальные системы по Павлову находятся в постоянном взаимодействии и взаимосвязаны по выполняемым функциям. Это обусловлено тем, что на базе первой возникла и развилась вторая сигнальная система.

Поступающие из окружающей среды и от разных частей тела сигналы первой находятся в непрерывном взаимодействии с сигналами второй. Во время такого взаимодействия происходит возникновение условных рефлексов более высокого порядка, которые создают функциональные связи между ними.

В связи с развитыми мыслительными процессами и общественным образом жизни у человека более развита вторая сигнальная система.

В процессе индивидуального психического развития ребенка, рожденного в срок, первая сигнальная система начинает оформляться уже через несколько суток после рождения.

В возрасте 7-10 дней возможно формирование первых условных рефлексов. Так, младенец производит сосательные движения губами еще до того, как ему в рот положат сосок.

Условные рефлексы на звуковые раздражители могут сформироваться в начале второго месяца жизни.

Чем старше становится ребенок, тем быстрее образуются у него условные рефлексы. Для того чтобы у месячного грудничка появилась временная связь, придется сделать множество повторений воздействия безусловного и условного раздражителей. У двух-трехмесячного ребенка для создания такой же временной связи потребуется всего несколько повторений.

Вторая сигнальная система начинает оформляться у детей в возрасте от полутора лет, когда при многократном назывании предмета, совместно с его демонстрацией, ребенок начинает реагировать на слово. У детей она выдвигается на первый план только к 6-7 годам.

Смена ролей

Таким образом, в процессе психофизического развития ребенка, на протяжении всего детского и подросткового периодов, происходит изменение значимости и приоритетности между этими сигнальными системами. В школьном возрасте и вплоть до начала пубертатного периода вторая сигнальная система выдвигается на первый план.

В период полового созревания, вследствие значительных гормональных и физиологических изменений в организме подростков, на небольшой период первая сигнальная система вновь становится ведущей.

К старшим классам школы вторая сигнальная система снова выходит в лидеры и сохраняет свое главенствующее положение на протяжении всей жизни, постоянно совершенствуясь и развиваясь.

Значение

Первая сигнальная система людей, несмотря на преобладание у взрослых второй, имеет большое значение в таких видах человеческой деятельности, как спорт, творчество, обучение и труд. Без нее было бы невозможно творчество музыканта и художника, актера и профессионального спортсмена.

Несмотря на схожесть этой системы у людей и животных, у человека первая сигнальная система – это значительно более сложная и совершенная структура, так как она находится в постоянном гармоничном взаимодействии со второй.

Источник: https://FB.ru/article/145023/pervaya-signalnaya-sistema---chto-eto-takoe-pervaya-signalnaya-sistema-cheloveka-po-pavlovu

Все про вторую сигнальную систему

Центры первой и второй сигнальных систем

Первая и вторая сигнальные системы – одна из них роднит нас с животными, другая отличает от них. Понятие о первой и второй сигнальных системах ввел известный академик Павлов.

Если к первой относятся разнообразные процессы, происходящие в мозге в ответ на раздражители среды, и она является чувственной основой для построения человеком субъективного мира, то ко второй относят все процессы, связанные с восприятием речевых, словесных сигналов. Таким образом, сигнальная система отвечает за восприятие и появление реакции на внешние стимулы, что позволяет человеку адаптироваться к среде и адекватно вести себя в зависимости от условий.

Рекомендуем: Что такое невербальное общение?

Развитие второй сигнальной системы сопряжено с трудом и ростом значения социума для человека.

1-я сигнальная система выполняет функцию по непосредственному отражению мира через сигналы от органов чувств, 2-я – через отвлеченные, общие понятия.

В процессе чтения, разговора именно вторая система приводит к появлению ассоциаций со словами. Она является базисом для абстракций, а значит, и для мышления.

Зависимость двух систем легко проследить на примере глухих детей. Без возможности слышать издаваемые звуки и подражать окружающим у них не развивается речь. Обе системы оказывают влияние и контролируют друг друга, вторая система способна управлять безусловными рефлексами.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Левое и правое

По Павлову, создавшему учение о высшей нервной деятельности, слово для людей имеет ведущее значение. Вторая сигнальная система выступает основой интенсивного развития человечества.

Рубинштейн подчеркивает, что ко второй сигнальной системе следует относить образования в мозге, которые активируются в ответ на речевые сигналы.

Нельзя называть её языком, речью или мышлением, но правильно понимать её как принцип деятельности коры головного мозга.

Невозможно сказать, в какой именно области мозга она «обитает», задействованы все структуры. Но мы можем выделить наиболее связанные с ней области:

  • Центр речи Брока (повреждение приводит к отсутствию устной речи).
  • Центр Вернике (поражение этой области сказывается на возможностях понимания смысла).
  • Оптический центр (повреждения здесь ведут к деградации восприятия написанного).

Перечисленные центры сосредоточены в левом полушарии, что, по-видимому, связано с праворукостью. Нередко левое полушарие называется отвечающим за вторую сигнальную систему. Если оказывается влияние на работу левого полушария, то, как правило, возникают проблемы с обработкой речи, произнесением слов, пониманием текстов, решением головоломок, а первая сигнальная система никак не страдает.

Наоборот, при угнетении правого полушария эмоциональная сторона музыки, звуки, вид предметов нарушаются, а все мыслительные и речевые функции остаются в норме. Разделение по полушариям подтверждается также тестами на обращения к людям в разных формах (словесной или неречевой).

Социализация

Речевая функция приобретается через обучение. У ребенка не выработается способность говорить, если он будет лишен общения. Слово становится раздражителем уже в первый год жизни, а именно во второе полугодие.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

У детей стимулом становится слово, на него появляются реакции. Благодаря соотнесению понятий и объектов происходит выработка второй сигнальной системы, при этом основную роль исполняют вначале интонации окружающих, обстановка, ощущения ребенка.

Рекомендуем: Высшие психические функции — это

Начало второго года знаменует собой переход слова с второстепенных ролей на главные. Оно становится самостоятельным и ведущим раздражителем. Важным фактором прихода к этому результату является изменение декораций и условий при неизменности слова во время обучения ребенка.

Постепенно слова, оставаясь связанными с комплексами явлений, превращаются из звуковых раздражителей в речевые сигналы. Физиология объясняет это активностью разных очагов в мозге. Возбуждение, связанное с раздражителем–предметом, становится синхронизировано с возбуждением от слова. Так рождается единая сетка, включающая обе области.

Только ко времени поступления в начальную школу у ребенка ведущей становится система, отвечающая за речевые рефлексы, но и первая не теряет полностью влияния. Для выработки эффективных паттернов поведения полезно сочетать слова и действия по активизации первой системы.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Особенности реакций

Первая и вторая сигнальные системы действуют сообща, позволяя человеку познавать, учиться, думать, изучать мир. Рефлексы первой сигнальной системы участвуют в работе второй. Особенности рефлексов последней (по Когану):

1. Если на какое-то слово у человека выработался условный рефлекс, то на слова, сходные с ним по смыслу, также будет происходить рефлекторная реакция.

2. Быстрое формирование и перестройка. Для создания/отмены/изменения стимульно-реактивной связки требуется множество повторений для первой; чтобы связать слова и объект – или, точнее, смысл и объект, – нужны секунды.

3. Вторая и первая отображаются друг в друге. Если уже создано рефлекторное действие на звук звонка, то слово «звонок», написанное или произнесенное, вызовет ту же реакцию.

Таким образом, все, что относится у человека непосредственно к первой, будет связано и со второй посредством слова, так как сигнал запечатлевается еще и словесно.

То же самое происходит, когда реакция выработана непосредственно на слово – она повторяется на относящихся к нему явлениях.

4. Отвлеченные понятия вызывают тем меньшую по интенсивности реакцию, чем дальше они находятся от конкретных раздражителей. Так, Коган приводит эксперимент, в котором у ребенка выработался рефлекс (выделение слюны) на название конкретной птицы (7 капель). Обобщение «птицы» дало 10, а дальнейшие обобщения значительно снижали интенсивность реакции.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Рекомендуем: Внутренняя и внешняя речь

5. Рефлексы второй системы подвержены внешнему воздействию и более склонны к высокой утомляемости, что объясняется их молодостью.

У школьников яркий двигательный рефлекс на звонок сохранялся на протяжении всего дня, а на слово «звонок» реакция снижалась к концу дня.

Примерами высокой чувствительности являются состояния алкогольного опьянения: сначала начинаются проблемы с разумными суждениями, и только затем рефлексы первой системы дают сбой.

Типология

Когда существуют две системы, существует и перекос в их работе. Баланс встречается редко. Относительно двух сигнальных систем все работает точно так же. Особенности человека, связанные с объемом использования той или другой из них, определяет тип высшей нервной деятельности.

Рекомендуем: Что такое психолингвистика как наука?

Когда интенсивнее и чаще работает первая – человека относят к художественному типу, когда вторая – к мыслительному. Краткое описание двух крайностей:

  • Художественный тип конкретен. Его притягивает все яркое, образное, наполненное звуками и красками. Художники не могут обойтись без запахов и прикосновений.
  • Мыслительный тип отличается склонностью к абстракциям, аналитике. Яркие картины словно ускользают от взора мыслителя, он все представляет в виде обобщений, словесных определений.

Разделение на типы имеет довольно мало практического смысла, так как в любом конкретном действии соотношение работы двух систем будет особым. К тому же большинство людей относится к смешанному типу.

Знание своих особенностей позволяет человеку лучше понимать закономерности своего поведения, реакций и правильно подбирать окружающую обстановку, чтобы в ней было именно то, что приносит ему наибольшее удовлетворение.

Первая сигнальная система, как уже было сказано, отвечает за ту часть отраженной действительности, которая воспринимается органами чувств. Вторая сигнальная система обеспечивает наполнение смыслом. Ни первая, ни вторая не являются обособленными, что легко заметить при изучении рефлексов последней.

У человека превалирует именно вторая в силу особенностей его жизни (социум, культура). При этом благодаря взаимовлиянию первой и второй систем возможно производить более качественное научение, используя слова и подкрепление. Екатерина Волкова

Источник: https://www.grc-eka.ru/eto/vtoraya-signalnaya-sistema.html

Все о медицине
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: